Оформление земельного участка под трансформаторную подстанцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление земельного участка под трансформаторную подстанцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2025 N 08АП-5543/2025 по делу N А46-19119/2024
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в отмене предписания уполномоченного органа, предусматривающего необходимость выноса трансформаторной подстанции с земельного участка, включенного в охранную зону кабельных линий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции также обоснованно указал, образование единого имущественного комплекса не освобождает заявителя от необходимости оформления прав на земельный участок либо часть данного участка, занятую спорным объектом, не дает право размещения трансформаторной подстанции без надлежащим образом оформленных прав на него.
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в отмене предписания уполномоченного органа, предусматривающего необходимость выноса трансформаторной подстанции с земельного участка, включенного в охранную зону кабельных линий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции также обоснованно указал, образование единого имущественного комплекса не освобождает заявителя от необходимости оформления прав на земельный участок либо часть данного участка, занятую спорным объектом, не дает право размещения трансформаторной подстанции без надлежащим образом оформленных прав на него.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 26.09.2023 N 33-8801/2023 (УИД 91RS0024-01-2022-003900-80)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об обязании снести постройку.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик является собственником земельного участка, на участке ведется строительство объекта недвижимости при отсутствии разрешения на выполнение строительных работ.
Решение: Отказано.Эксперт ФИО7 допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции, подтвердила свое заключение, пояснила коллегии судей, что при проведении экспертизы было установлено частичное несоответствие градостроительным регламентам только в части расстояния, которое должно быть до границы земельного участка - это расстояние установлено в двух точках в части расстояния до границы участка, там, где 1,5 м и 2,38 м. В данном месте земельный участок граничит с трансформаторной подстанцией, под которой земельный участок не оформлен, земли муниципального образования. Площадь трансформаторной подстанции 30 кв. м, и для нее не требуется оформление земельного участка, так как на меньше 35 кв. м. Данная трансформаторная подстанция построена на трех совладельцев, в том числе и ФИО1, которые окружают данный земельный участок. Трансформаторная подстанция расположена на свободном земельном участке муниципального образования.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об обязании снести постройку.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик является собственником земельного участка, на участке ведется строительство объекта недвижимости при отсутствии разрешения на выполнение строительных работ.
Решение: Отказано.Эксперт ФИО7 допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции, подтвердила свое заключение, пояснила коллегии судей, что при проведении экспертизы было установлено частичное несоответствие градостроительным регламентам только в части расстояния, которое должно быть до границы земельного участка - это расстояние установлено в двух точках в части расстояния до границы участка, там, где 1,5 м и 2,38 м. В данном месте земельный участок граничит с трансформаторной подстанцией, под которой земельный участок не оформлен, земли муниципального образования. Площадь трансформаторной подстанции 30 кв. м, и для нее не требуется оформление земельного участка, так как на меньше 35 кв. м. Данная трансформаторная подстанция построена на трех совладельцев, в том числе и ФИО1, которые окружают данный земельный участок. Трансформаторная подстанция расположена на свободном земельном участке муниципального образования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы размещения линейных объектов на земельных участках сельскохозяйственного назначения
(Доганашева О.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2018, N 1)Создание и развитие энергетического комплекса России началось в XIX веке и продолжается до сих пор. В 90-е годы XX века развитием энергетики страны занималось РАО ЕЭС России. В настоящее время, после проведения масштабной реформы электроэнергетики, Правительством Российской Федерации деятельность по эксплуатации и созданию новых объектов электросетевого хозяйства возложена на территориальные сетевые организации (далее - ТСО), крупнейшей из которых является ПАО "Россети". На территории Самарской области представителем Россетей является предприятие "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Самарские распределительные сети" (далее - Самарские РС). Доля присутствия в регионе составляет более 50 процентов от общего объема электросетевого хозяйства всех ТСО. Объектами, обеспечивающими транспорт электроэнергии от ее производства (генерации) и преобразования (понижения/повышения), являются линии электропередачи (далее - ЛЭП) и трансформаторные подстанции (далее - ПС). Все эти объекты располагаются на земельных участках, требующих оформления прав пользования, так как в силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) пользование землей в Российской Федерации является платным.
(Доганашева О.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2018, N 1)Создание и развитие энергетического комплекса России началось в XIX веке и продолжается до сих пор. В 90-е годы XX века развитием энергетики страны занималось РАО ЕЭС России. В настоящее время, после проведения масштабной реформы электроэнергетики, Правительством Российской Федерации деятельность по эксплуатации и созданию новых объектов электросетевого хозяйства возложена на территориальные сетевые организации (далее - ТСО), крупнейшей из которых является ПАО "Россети". На территории Самарской области представителем Россетей является предприятие "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Самарские распределительные сети" (далее - Самарские РС). Доля присутствия в регионе составляет более 50 процентов от общего объема электросетевого хозяйства всех ТСО. Объектами, обеспечивающими транспорт электроэнергии от ее производства (генерации) и преобразования (понижения/повышения), являются линии электропередачи (далее - ЛЭП) и трансформаторные подстанции (далее - ПС). Все эти объекты располагаются на земельных участках, требующих оформления прав пользования, так как в силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) пользование землей в Российской Федерации является платным.
"Имущественные налоги организаций"
(Горохова Т.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных зданий трансформаторных подстанций и считает незаконным их включение в перечень, поскольку трансформаторные подстанции не обладают признаками объектов налогообложения, определенными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций". По мнению административного истца, здания трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, предназначены для размещения энергоустановок и служат исключительно для осуществления административным истцом своей производственной деятельности по преобразованию и распределению электроэнергии. Доступ в здания трансформаторных подстанций ограничен и может осуществляться только на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н, и внутренними документами ПАО "МОЭСК". Вследствие этого здания трансформаторных подстанций не могут использоваться и фактически не используются в качестве зданий административно-коммерческого назначения. Здания трансформаторных подстанций N 13633, N 13670, N 13491 расположены на земельных участках, которые предоставлены административному истцу в пользование на условиях договоров аренды, с видом разрешенного использования "участки для размещения технических устройств, трансформаторных подстанций". Здание трансформаторной подстанции N 14635 расположено на земельном участке, в отношении которого право пользования не оформлено. Вместе с тем само по себе частичное размещение зданий трансформаторных подстанций, в том числе на земельных участках, одним из видов разрешенного использования которых предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не является достаточным основанием для включения зданий трансформаторных подстанций в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
(Горохова Т.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных зданий трансформаторных подстанций и считает незаконным их включение в перечень, поскольку трансформаторные подстанции не обладают признаками объектов налогообложения, определенными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций". По мнению административного истца, здания трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, предназначены для размещения энергоустановок и служат исключительно для осуществления административным истцом своей производственной деятельности по преобразованию и распределению электроэнергии. Доступ в здания трансформаторных подстанций ограничен и может осуществляться только на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н, и внутренними документами ПАО "МОЭСК". Вследствие этого здания трансформаторных подстанций не могут использоваться и фактически не используются в качестве зданий административно-коммерческого назначения. Здания трансформаторных подстанций N 13633, N 13670, N 13491 расположены на земельных участках, которые предоставлены административному истцу в пользование на условиях договоров аренды, с видом разрешенного использования "участки для размещения технических устройств, трансформаторных подстанций". Здание трансформаторной подстанции N 14635 расположено на земельном участке, в отношении которого право пользования не оформлено. Вместе с тем само по себе частичное размещение зданий трансформаторных подстанций, в том числе на земельных участках, одним из видов разрешенного использования которых предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не является достаточным основанием для включения зданий трансформаторных подстанций в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Нормативные акты
Решение Московского городского суда от 18.10.2017 по делу N 3а-2006/2017
<О признании недействующими пунктов 19611, 19777, 19849 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (ред. 29.11.2016)>- включенное в пункт 19777 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП здание трансформаторной подстанции N 14651 площадью 31,2 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 29). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N 14651 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д. 36-37). В отношении земельного участка, на котором фактически расположено здание трансформаторной подстанции, не оформлено право пользования административного истца. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14651 с кадастровым номером <...> фактически располагается в пределах земельного участка площадью 21630 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3, 12.9, 1.2.17)";
<О признании недействующими пунктов 19611, 19777, 19849 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (ред. 29.11.2016)>- включенное в пункт 19777 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП здание трансформаторной подстанции N 14651 площадью 31,2 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 29). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N 14651 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д. 36-37). В отношении земельного участка, на котором фактически расположено здание трансформаторной подстанции, не оформлено право пользования административного истца. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14651 с кадастровым номером <...> фактически располагается в пределах земельного участка площадью 21630 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3, 12.9, 1.2.17)";
Решение Московского городского суда от 18.10.2017 по делу N 3а-2002/2017
<О признании недействующими пунктов 19610, 19719, 19845, 20754 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (ред. 29.11.2016)>- включенное в пункт 19719 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП здание трансформаторной подстанции N 14635 площадью 38 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 30). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N 14635 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д. 31-32). В отношении земельного участка, на котором фактически расположено здание трансформаторной подстанции, не оформлено право пользования административного истца. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14635 с кадастровым номером <...> фактически располагается в пределах двух земельных участков с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))", и с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации транспортно-складской базы и административных помещений";
<О признании недействующими пунктов 19610, 19719, 19845, 20754 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (ред. 29.11.2016)>- включенное в пункт 19719 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП здание трансформаторной подстанции N 14635 площадью 38 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 30). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N 14635 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д. 31-32). В отношении земельного участка, на котором фактически расположено здание трансформаторной подстанции, не оформлено право пользования административного истца. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14635 с кадастровым номером <...> фактически располагается в пределах двух земельных участков с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))", и с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации транспортно-складской базы и административных помещений";
Статья: Способы приобретения прав на землю для размещения линейных объектов: анализ правового регулирования и законодательные тенденции
(Денисова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2020, N 2)При этом по указанному земельному участку пролегают две кабельные линии электропередачи общей протяженностью 680 пог. м и напряжением 10 кВ, входящие в состав объекта недвижимости - сооружения электроэнергетики "Трансформаторная подстанция - 820", находящегося в собственности АО "Ванинский морской торговый порт". Это акционерное общество с 2013 г. пыталось оформить права на указанный земельный участок, но Постановлением суда получило окончательный отказ.
(Денисова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2020, N 2)При этом по указанному земельному участку пролегают две кабельные линии электропередачи общей протяженностью 680 пог. м и напряжением 10 кВ, входящие в состав объекта недвижимости - сооружения электроэнергетики "Трансформаторная подстанция - 820", находящегося в собственности АО "Ванинский морской торговый порт". Это акционерное общество с 2013 г. пыталось оформить права на указанный земельный участок, но Постановлением суда получило окончательный отказ.
"Обзор практики рассмотрения дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ"
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)ООО приобрело по договору купли-продажи от 07.08.2006 шесть птичников, яйцеклад с галереей, галерею птичников, здание трансформаторной подстанции общей площадью 44 269,8 кв. м, а также дороги. После совершения сделки ООО не оформило право на земельный участок, необходимый для эксплуатации этих объектов, и лишь 15.07.2009 обратилось в управление Росимущества с заявлением о приобретении в собственность участка площадью 490 010 кв. м, указав, что именно такой участок требуется для эксплуатации имущественного комплекса. Однако в материалах дела нет доказательств приобретения ООО имущественного комплекса.
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)ООО приобрело по договору купли-продажи от 07.08.2006 шесть птичников, яйцеклад с галереей, галерею птичников, здание трансформаторной подстанции общей площадью 44 269,8 кв. м, а также дороги. После совершения сделки ООО не оформило право на земельный участок, необходимый для эксплуатации этих объектов, и лишь 15.07.2009 обратилось в управление Росимущества с заявлением о приобретении в собственность участка площадью 490 010 кв. м, указав, что именно такой участок требуется для эксплуатации имущественного комплекса. Однако в материалах дела нет доказательств приобретения ООО имущественного комплекса.
"Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э.)
("Частное право", 2012)Общество приобрело по договору купли-продажи от 07.08.2006 шесть птичников, яйцеклад с галереей, галерею птичников, здание трансформаторной подстанции общей площадью 44269,8 кв. метра, а также дороги. После совершения сделки купли-продажи объектов недвижимого имущества общество не оформило право на земельный участок, необходимый для эксплуатации этих объектов, и лишь 15.07.2009 обратилось в территориальное управление Росимущества с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 490010 кв. метров, указав, что именно такой участок требуется для эксплуатации имущественного комплекса.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э.)
("Частное право", 2012)Общество приобрело по договору купли-продажи от 07.08.2006 шесть птичников, яйцеклад с галереей, галерею птичников, здание трансформаторной подстанции общей площадью 44269,8 кв. метра, а также дороги. После совершения сделки купли-продажи объектов недвижимого имущества общество не оформило право на земельный участок, необходимый для эксплуатации этих объектов, и лишь 15.07.2009 обратилось в территориальное управление Росимущества с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 490010 кв. метров, указав, что именно такой участок требуется для эксплуатации имущественного комплекса.
"Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики: право и практика: Учебное пособие"
(Игнатьева И.А.)
("Проспект", 2019)Так, в судебном споре по иску ЗАО "Моссельпром" к АО "Транснефть - Верхняя Волга" о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование денежными средствами по день фактической выплаты неосновательного обогащения, а также расходов на проведение экспертизы об установлении цены сервитута и арендной платы и расходы на проведение кадастровой оценки (дело N А41-87073/2015) в обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства". На указанных земельных участках находятся также воздушная линия электропередачи (23 опоры) и обслуживающие ее объекты (трансформаторная подстанция и дизельная электростанция), принадлежащие ответчику. При этом пользование ответчиком земельными участками истца не оформлено, договор аренды участков не заключен, соглашение об установлении сервитута не достигнуто, т.е. ответчик пользуется земельными участками истца без оформленных прав и бесплатно. С 2015 г. истец принимал меры по установлению сервитута, направлял ответчику предложение об установлении сервитута и проект соглашения, однако ответчик сообщил, что необходимости в заключении сервитута нет, а достаточно заключения договора аренды (который также не был заключен).
(Игнатьева И.А.)
("Проспект", 2019)Так, в судебном споре по иску ЗАО "Моссельпром" к АО "Транснефть - Верхняя Волга" о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование денежными средствами по день фактической выплаты неосновательного обогащения, а также расходов на проведение экспертизы об установлении цены сервитута и арендной платы и расходы на проведение кадастровой оценки (дело N А41-87073/2015) в обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства". На указанных земельных участках находятся также воздушная линия электропередачи (23 опоры) и обслуживающие ее объекты (трансформаторная подстанция и дизельная электростанция), принадлежащие ответчику. При этом пользование ответчиком земельными участками истца не оформлено, договор аренды участков не заключен, соглашение об установлении сервитута не достигнуто, т.е. ответчик пользуется земельными участками истца без оформленных прав и бесплатно. С 2015 г. истец принимал меры по установлению сервитута, направлял ответчику предложение об установлении сервитута и проект соглашения, однако ответчик сообщил, что необходимости в заключении сервитута нет, а достаточно заключения договора аренды (который также не был заключен).