Оформление результатов внп
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление результатов внп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании невозможной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу в связи с истечением сроков взыскания. По мнению УФНС, в рассматриваемом случае нарушение длительности оформления результатов выездной налоговой проверки (принятия решения) не привело к нарушению предельно допустимого двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд установил, что акт налоговой проверки вынесен на 2 месяца 25 дней позднее даты вынесения справки о проведении ВНП, решение о привлечении к налоговой ответственности принято с нарушением срока на 10 месяцев 5 дней, решение по апелляционной жалобе вынесено с нарушением срока на 1 год 17 дней, требование выставлено с нарушением срока на 1 год 1 день, решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств - с нарушением срока на 10 месяцев 22 дня. Довод Управления о необходимости отсчитывать срок на принудительное взыскание налогов не с момента, когда финальное решение по проверке должно было вступить в силу по нормам НК РФ, а с момента, когда оно фактически вступило в силу в рамках конкретной проверки (пусть и с нарушением сроков), отклонен судом, поскольку это влечет произвольное продление срока на принудительное взыскание налога и создает возможность искусственного увеличения глубины проверки, что противоречит принципу определенности налогообложения. Суд признал задолженность безнадежной к взысканию, отметив, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения решения о взыскании налогов за счет имущества должника, в порядке ст. 46 НК РФ налоговый орган решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика не принимал. Положения абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ о двухгодичном сроке на обращение в суд для взыскания задолженности неприменимы, поскольку в данном случае налоговым органом в полном объеме приняты все меры по взысканию задолженности во внесудебном порядке
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании невозможной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу в связи с истечением сроков взыскания. По мнению УФНС, в рассматриваемом случае нарушение длительности оформления результатов выездной налоговой проверки (принятия решения) не привело к нарушению предельно допустимого двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд установил, что акт налоговой проверки вынесен на 2 месяца 25 дней позднее даты вынесения справки о проведении ВНП, решение о привлечении к налоговой ответственности принято с нарушением срока на 10 месяцев 5 дней, решение по апелляционной жалобе вынесено с нарушением срока на 1 год 17 дней, требование выставлено с нарушением срока на 1 год 1 день, решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств - с нарушением срока на 10 месяцев 22 дня. Довод Управления о необходимости отсчитывать срок на принудительное взыскание налогов не с момента, когда финальное решение по проверке должно было вступить в силу по нормам НК РФ, а с момента, когда оно фактически вступило в силу в рамках конкретной проверки (пусть и с нарушением сроков), отклонен судом, поскольку это влечет произвольное продление срока на принудительное взыскание налога и создает возможность искусственного увеличения глубины проверки, что противоречит принципу определенности налогообложения. Суд признал задолженность безнадежной к взысканию, отметив, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения решения о взыскании налогов за счет имущества должника, в порядке ст. 46 НК РФ налоговый орган решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика не принимал. Положения абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ о двухгодичном сроке на обращение в суд для взыскания задолженности неприменимы, поскольку в данном случае налоговым органом в полном объеме приняты все меры по взысканию задолженности во внесудебном порядке
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетным счетам налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд установил, что в период оформления результатов выездной налоговой проверки общество осуществило отчуждение транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности. Данное обстоятельство было расценено налоговым органом как факт уменьшения активов налогоплательщика, несмотря на то что в тот же период общество приобрело автомобили по договору лизинга. Суд указал, что приобретение транспортных средств по договорам лизинга не может рассматриваться как увеличение имущественной массы налогоплательщика, так как в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица (налогового органа) по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя. Следовательно, в случае взыскания задолженности по налогам с общества транспортные средства, приобретенные по договорам лизинга, не могут обеспечить погашение задолженности перед бюджетом. Суд указал, что обеспечительные меры приняты инспекцией только в целях обеспечения возможности будущего исполнения решения и по своей правовой природе не направлены на фактическое его исполнение. При наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у общества достаточного имущества, у инспекции имелись достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетным счетам налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд установил, что в период оформления результатов выездной налоговой проверки общество осуществило отчуждение транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности. Данное обстоятельство было расценено налоговым органом как факт уменьшения активов налогоплательщика, несмотря на то что в тот же период общество приобрело автомобили по договору лизинга. Суд указал, что приобретение транспортных средств по договорам лизинга не может рассматриваться как увеличение имущественной массы налогоплательщика, так как в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица (налогового органа) по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя. Следовательно, в случае взыскания задолженности по налогам с общества транспортные средства, приобретенные по договорам лизинга, не могут обеспечить погашение задолженности перед бюджетом. Суд указал, что обеспечительные меры приняты инспекцией только в целях обеспечения возможности будущего исполнения решения и по своей правовой природе не направлены на фактическое его исполнение. При наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у общества достаточного имущества, у инспекции имелись достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)7.2. Как оформляют решение по результатам выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)7.2. Как оформляют решение по результатам выездной налоговой проверки
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам14.2.7. УКЛОНЕНИЕ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ,
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Основные стадии назначения, оформления и оспаривания результатов выездной налоговой проверки приведены в приложении 2.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Основные стадии назначения, оформления и оспаривания результатов выездной налоговой проверки приведены в приложении 2.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение отдельных сроков при оформлении результатов выездной налоговой проверки, в том числе срока вручения акта налоговой проверки, дополнения к акту, не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и оформления ее результатов в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ. Такое нарушение не влечет незаконность вынесенного налоговым органом решения. Составление и получение акта, дополнения к акту налоговой проверки позже установленного срока не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение отдельных сроков при оформлении результатов выездной налоговой проверки, в том числе срока вручения акта налоговой проверки, дополнения к акту, не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и оформления ее результатов в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ. Такое нарушение не влечет незаконность вынесенного налоговым органом решения. Составление и получение акта, дополнения к акту налоговой проверки позже установленного срока не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особым образом оформляются результаты выездной налоговой проверки. Данная процедура определена в ст. 100 НК РФ. В силу указанной нормы по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особым образом оформляются результаты выездной налоговой проверки. Данная процедура определена в ст. 100 НК РФ. В силу указанной нормы по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме ООО
(КонсультантПлюс, 2025)окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении ликвидируемого общества выездной налоговой проверки;
(КонсультантПлюс, 2025)окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении ликвидируемого общества выездной налоговой проверки;
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместо этого законодатель выбрал иной подход, заключающийся в констатации общих правовых пределов совершения процессуального действия и использовании полученных в результате выемки документов и предметов в качестве информации (сведений), содержащих в себе факты, имеющие значение для последующего доказывания в рамках выездной налоговой проверки, а также доказательств, подтверждающих (опровергающих) факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 1, 5 статьи 94 НК РФ), ограничиваемых сроками проведения выездной налоговой проверки, оформлением ее результатов, взыскания налога, оспаривания актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебных органах по налоговой проверке.
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместо этого законодатель выбрал иной подход, заключающийся в констатации общих правовых пределов совершения процессуального действия и использовании полученных в результате выемки документов и предметов в качестве информации (сведений), содержащих в себе факты, имеющие значение для последующего доказывания в рамках выездной налоговой проверки, а также доказательств, подтверждающих (опровергающих) факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 1, 5 статьи 94 НК РФ), ограничиваемых сроками проведения выездной налоговой проверки, оформлением ее результатов, взыскания налога, оспаривания актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебных органах по налоговой проверке.
Статья: Нарушение процедуры выемки не отменяет результатов проверки
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Из рассматриваемого Постановления следует, что при обращении общества в суд компания в обосновании заявленных требований (признание недействительным решения налогового органа) указала как на "процедурные нарушения проведения выездной налоговой проверки и оформления ее результатов, так и на то, что оспариваемое решение имеет пороки в предмете и способах доказывания налогового правонарушения" (цитата по комментируемому Постановлению).
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Из рассматриваемого Постановления следует, что при обращении общества в суд компания в обосновании заявленных требований (признание недействительным решения налогового органа) указала как на "процедурные нарушения проведения выездной налоговой проверки и оформления ее результатов, так и на то, что оспариваемое решение имеет пороки в предмете и способах доказывания налогового правонарушения" (цитата по комментируемому Постановлению).
Готовое решение: Как зарегистрировать ликвидацию юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в случае проведения в отношении ликвидируемого лица выездной налоговой проверки;
(КонсультантПлюс, 2025)окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в случае проведения в отношении ликвидируемого лица выездной налоговой проверки;
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме АО
(КонсультантПлюс, 2025)окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
(КонсультантПлюс, 2025)окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
Статья: Можно ли убежать от налоговой проверки, переехав в другой регион
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 16)- обе ИФНС находятся в Москве, что, по мнению суда, исключает риски нарушения существенных условий процедуры проведения ВНП и оформления ее результатов с обеспечением прав плательщика на ознакомление с материалами проверки и пр.;
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 16)- обе ИФНС находятся в Москве, что, по мнению суда, исключает риски нарушения существенных условий процедуры проведения ВНП и оформления ее результатов с обеспечением прав плательщика на ознакомление с материалами проверки и пр.;