Односторонний отказ стороны Контракта от исполнения Контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ стороны Контракта от исполнения Контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Односторонний отказ от договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно пункту 10.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно пункту 10.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 393.1 "Возмещение убытков при прекращении договора" ГК РФ"Согласно пункту 23 статьи 95 Закона о контрактной, при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Односторонний отказ от исполнения контракта вызван существенными нарушениями условий контракта со стороны подрядчика в связи с введением политических или экономических санкций. Вправе ли заказчик в таком случае не направлять сведения в реестр недобросовестных поставщиков?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 5)"Вестник Института госзакупок", 2022, N 5
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 5)"Вестник Института госзакупок", 2022, N 5
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"4. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"4. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Вправе ли покупатель расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке, если товар поставлен в ином ассортименте
(КонсультантПлюс, 2025)В силу статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Вправе ли покупатель расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке, если товар поставлен в ином ассортименте
(КонсультантПлюс, 2025)В силу статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Но суды первой и апелляционной инстанции не приняли во внимание, что в силу ч. 23 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, выводы судов о наличии оснований взыскания с администрации упущенной выгоды сделаны при неправильном применении норм права.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Но суды первой и апелляционной инстанции не приняли во внимание, что в силу ч. 23 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, выводы судов о наличии оснований взыскания с администрации упущенной выгоды сделаны при неправильном применении норм права.
Статья: Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа <1> стороны контракта от исполнения контракта - в соответствии с гражданским законодательством <2>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа <1> стороны контракта от исполнения контракта - в соответствии с гражданским законодательством <2>.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (I квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в случае, предусмотренном частью 2 статьи 715 ГК РФ, а именно если ООО "Транстрой" не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в случае, предусмотренном частью 2 статьи 715 ГК РФ, а именно если ООО "Транстрой" не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков.
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)конкурсный управляющий вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если контракт не исполнен сторонами полностью или частично, а также если продолжение исполнения контракта препятствует восстановлению платежеспособности заказчика или исполнение им контракта повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (ст. 102, абз. 4 п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве).
(КонсультантПлюс, 2025)конкурсный управляющий вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если контракт не исполнен сторонами полностью или частично, а также если продолжение исполнения контракта препятствует восстановлению платежеспособности заказчика или исполнение им контракта повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (ст. 102, абз. 4 п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве).
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Готовое решение: Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт по соглашению сторон
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаем Ваше внимание на то, что неисполнение указанных условий влечет применение штрафных санкций, предусмотренных разд. 8 Контракта, а также является основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта со стороны ГКУ "Дирекция" и включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков (п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 9.4 Контракта)".
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаем Ваше внимание на то, что неисполнение указанных условий влечет применение штрафных санкций, предусмотренных разд. 8 Контракта, а также является основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта со стороны ГКУ "Дирекция" и включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков (п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 9.4 Контракта)".
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
"Обзор судебной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с п. 14.1 Контракта расторжение Контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с п. 14.1 Контракта расторжение Контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Статья: Закупки для нужд публичного сектора и система обязательственного права: терминология и выбор применимых норм
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)1. Допустимость взыскания упущенной выгоды с заказчика. В ситуациях, когда поставщик (исполнитель, подрядчик) отказывался от контракта в связи с тем, что заказчик нарушил свои обязательства, суды указывали, что "на законодательном уровне ответственность субъекта - государственного заказчика ограничена возмещением реального ущерба" <36>. Такой вывод суды делают из ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе, согласно которой "при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта". Эта формулировка действительно неоднозначна. Во-первых, сомнительно, что она подходит для одностороннего расторжения, например по основанию ст. 782 ГК РФ: хотя там очевидно не компенсируется упущенная выгода, но одновременно не предполагается и каких-то обстоятельств, которые должны быть основаниями для одностороннего отказа. Во-вторых, эта норма говорит о возмещении ущерба, вызванного обстоятельствами, из-за которых другая сторона отказалась от контракта. Понятно, что наиболее типичным таким обстоятельством (наиболее типичной причиной мотивированного одностороннего отказа) является нарушение договора контрагентом, но тогда получается, что сторона, нарушившая договор, может требовать в связи с этим нарушением возмещения только фактического ущерба. Абсурдность подобного вывода очевидна. В таком случае приходится возвращаться к первому варианту: речь идет, как и в ст. 782 ГК РФ, о возмещении ущерба, вызванного самим односторонним отказом, а не его основаниями. Односторонний отказ может быть как мерой оперативного воздействия на нарушителя, т.е. санкцией, так и не обусловленным каким-либо нарушением правом одной из сторон (в случае немотивированного отказа), и два варианта толкования связаны с выбором одного из этих видов. В первом случае вообще нет оснований для возмещения ущерба, а во втором нет "обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения". В административной практике процитированная норма приводит к выводу о незаконности условия об удержании в полном объеме обеспечения исполнения контракта в случае одностороннего отказа от него <37>. По поводу данной нормы имеется Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2990-О, которое, впрочем, также не дает точного ответа на вопрос о ее содержании, а лишь указывает, что она не противоречит конституционному регулированию. Кроме того, в судебной практике имеются выводы как о применимости <38>, так и о неприменимости <39> этой нормы при неправомерном одностороннем отказе.
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)1. Допустимость взыскания упущенной выгоды с заказчика. В ситуациях, когда поставщик (исполнитель, подрядчик) отказывался от контракта в связи с тем, что заказчик нарушил свои обязательства, суды указывали, что "на законодательном уровне ответственность субъекта - государственного заказчика ограничена возмещением реального ущерба" <36>. Такой вывод суды делают из ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе, согласно которой "при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта". Эта формулировка действительно неоднозначна. Во-первых, сомнительно, что она подходит для одностороннего расторжения, например по основанию ст. 782 ГК РФ: хотя там очевидно не компенсируется упущенная выгода, но одновременно не предполагается и каких-то обстоятельств, которые должны быть основаниями для одностороннего отказа. Во-вторых, эта норма говорит о возмещении ущерба, вызванного обстоятельствами, из-за которых другая сторона отказалась от контракта. Понятно, что наиболее типичным таким обстоятельством (наиболее типичной причиной мотивированного одностороннего отказа) является нарушение договора контрагентом, но тогда получается, что сторона, нарушившая договор, может требовать в связи с этим нарушением возмещения только фактического ущерба. Абсурдность подобного вывода очевидна. В таком случае приходится возвращаться к первому варианту: речь идет, как и в ст. 782 ГК РФ, о возмещении ущерба, вызванного самим односторонним отказом, а не его основаниями. Односторонний отказ может быть как мерой оперативного воздействия на нарушителя, т.е. санкцией, так и не обусловленным каким-либо нарушением правом одной из сторон (в случае немотивированного отказа), и два варианта толкования связаны с выбором одного из этих видов. В первом случае вообще нет оснований для возмещения ущерба, а во втором нет "обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения". В административной практике процитированная норма приводит к выводу о незаконности условия об удержании в полном объеме обеспечения исполнения контракта в случае одностороннего отказа от него <37>. По поводу данной нормы имеется Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2990-О, которое, впрочем, также не дает точного ответа на вопрос о ее содержании, а лишь указывает, что она не противоречит конституционному регулированию. Кроме того, в судебной практике имеются выводы как о применимости <38>, так и о неприменимости <39> этой нормы при неправомерном одностороннем отказе.