Односторонний отказ от муниципального контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ от муниципального контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Приемка услуг при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество... обратилось в арбитражный суд с иском к [учреждению - ред.]... о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта...
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество... обратилось в арбитражный суд с иском к [учреждению - ред.]... о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта порядок расторжения контракта аналогичен порядку, установленному Законом N 44-ФЗ для заказчика. Если контракт заключен по результатам электронных процедур (в том числе закрытых), при направлении заказчику решения об отказе необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным ч. 20.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)При одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта порядок расторжения контракта аналогичен порядку, установленному Законом N 44-ФЗ для заказчика. Если контракт заключен по результатам электронных процедур (в том числе закрытых), при направлении заказчику решения об отказе необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным ч. 20.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам (06.10.2025)
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Вопрос: Об отказе заказчика от исполнения контракта, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям к участникам закупки.
(Письмо Минфина России от 24.10.2024 N 24-06-09/103309)Вопрос: Об отказе заказчика от исполнения контракта, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям к участникам закупки.
(Письмо Минфина России от 24.10.2024 N 24-06-09/103309)Вопрос: Об отказе заказчика от исполнения контракта, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям к участникам закупки.
Статья: Обзор практики ВС РФ за IV квартал 2022 года: о самом важном для банков
(Саламатова А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)Между органом местного самоуправления (далее - заказчик, ответчик) и обществом (далее - подрядчик, истец) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по комплексному благоустройству общественной территории. Обязательства подрядчика по муниципальному контракту были обеспечены банковской гарантией, по условиям которой удержание обеспечения исполнения контракта происходит при нарушении подрядчиком сроков исполнения обязательств. Спустя два месяца после заключения контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта из-за того, что объем фактически выполненных подрядчиком работ на момент истечения оговоренных в контракте сроков для их выполнения составлял менее 5%. Также заказчик обратился в банк с требованием выплатить сумму по банковской гарантии, что банк и сделал.
(Саламатова А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)Между органом местного самоуправления (далее - заказчик, ответчик) и обществом (далее - подрядчик, истец) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по комплексному благоустройству общественной территории. Обязательства подрядчика по муниципальному контракту были обеспечены банковской гарантией, по условиям которой удержание обеспечения исполнения контракта происходит при нарушении подрядчиком сроков исполнения обязательств. Спустя два месяца после заключения контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта из-за того, что объем фактически выполненных подрядчиком работ на момент истечения оговоренных в контракте сроков для их выполнения составлял менее 5%. Также заказчик обратился в банк с требованием выплатить сумму по банковской гарантии, что банк и сделал.
Статья: Правовое состояние результата работ в механизме регулирования строительного подряда
(Демин А.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 11)В то же время нельзя признавать нарушением выполнения условий договора о качестве выполненных работ улучшение состояния результата работ. Так, администрация отказала в принятии выполненных работ и направила обществу предложение о расторжении муниципального контракта, ссылаясь на некачественное выполнение подрядных работ. Подрядчик обратился в суд с требованием оплаты результата выполненных работ, и суд отказал в удовлетворении его требований. Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для одностороннего отказа администрации от исполнения муниципального контракта, указывая на выполнение подрядчиком всех работ, предусматривающих достижение определенного контрактом результата, причем являющегося по своим техническим и функциональным характеристикам улучшенным по сравнению с характеристиками, указанными в контракте <10>.
(Демин А.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 11)В то же время нельзя признавать нарушением выполнения условий договора о качестве выполненных работ улучшение состояния результата работ. Так, администрация отказала в принятии выполненных работ и направила обществу предложение о расторжении муниципального контракта, ссылаясь на некачественное выполнение подрядных работ. Подрядчик обратился в суд с требованием оплаты результата выполненных работ, и суд отказал в удовлетворении его требований. Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для одностороннего отказа администрации от исполнения муниципального контракта, указывая на выполнение подрядчиком всех работ, предусматривающих достижение определенного контрактом результата, причем являющегося по своим техническим и функциональным характеристикам улучшенным по сравнению с характеристиками, указанными в контракте <10>.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Общая формула порядка согласования изменений условий государственных (муниципальных) контрактов также вызывает интерес с точки зрения соотношений положений ГК РФ и специального Закона. В начале ст. 95 Закона о контрактной системе содержится правило: изменение допускается по соглашению сторон в определенных законом случаях. Далее для трех случаев (снижение цены контракта при неизменности объема, иных условий контракта; увеличение/уменьшение количества товара, работы, услуги (за исключением строительных работ) в пределах 10% от согласованного в контракте; изменение объема строительных работ) вводится дополнительное правило: возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Вместе с тем, как показало изучение вопроса об изменении объема строительных работ, при наличии общедозволительных норм (ст. 743, 744 ГК РФ) умолчание в контракте о праве сторон на допускаемое законом изменение не может служить препятствием для совершения действий в соответствии с положениями Кодекса. Равным образом необходимо критически подходить к толкованию положений ст. 95 Закона об одностороннем отказе от государственного (муниципального) контракта.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Общая формула порядка согласования изменений условий государственных (муниципальных) контрактов также вызывает интерес с точки зрения соотношений положений ГК РФ и специального Закона. В начале ст. 95 Закона о контрактной системе содержится правило: изменение допускается по соглашению сторон в определенных законом случаях. Далее для трех случаев (снижение цены контракта при неизменности объема, иных условий контракта; увеличение/уменьшение количества товара, работы, услуги (за исключением строительных работ) в пределах 10% от согласованного в контракте; изменение объема строительных работ) вводится дополнительное правило: возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Вместе с тем, как показало изучение вопроса об изменении объема строительных работ, при наличии общедозволительных норм (ст. 743, 744 ГК РФ) умолчание в контракте о праве сторон на допускаемое законом изменение не может служить препятствием для совершения действий в соответствии с положениями Кодекса. Равным образом необходимо критически подходить к толкованию положений ст. 95 Закона об одностороннем отказе от государственного (муниципального) контракта.
Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт1.9.3. Прекращение государственного (муниципального)
Вопрос: О сроке действия контракта, его одностороннем расторжении и ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 03.04.2023 N 24-06-09/29109)Таким образом, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если такая возможность его расторжения была предусмотрена контрактом.
(Письмо Минфина России от 03.04.2023 N 24-06-09/29109)Таким образом, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если такая возможность его расторжения была предусмотрена контрактом.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 782 ГК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)10. Можно ли отказаться в одностороннем порядке от государственного или муниципального контракта?
(КонсультантПлюс, 2025)10. Можно ли отказаться в одностороннем порядке от государственного или муниципального контракта?
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)<3> См.: Чваненко Д.А. К дискуссии о допустимости одностороннего отказа от государственного (муниципального) контракта // Юрист. 2013. N 14. С. 15 - 21.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)<3> См.: Чваненко Д.А. К дискуссии о допустимости одностороннего отказа от государственного (муниципального) контракта // Юрист. 2013. N 14. С. 15 - 21.
Статья: Роль прокуратуры в инициировании регрессных исков о возмещении ущерба бюджету, причиненного в результате неисполнения государственных и муниципальных контрактов, как мера профилактики нарушений прав предпринимателей
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)Так, Первый кассационный суд общей юрисдикции указал, что взысканные с администрации З. района г. Саратова решениями арбитражного суда денежные средства в виде неустойки и государственной пошлины вследствие подписания руководителем одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта, заключенного между администрацией и ООО, не подпадают под понятие прямого действительного ущерба, возникшего вследствие причинения вреда при исполнении лицом трудовых обязанностей <24>.
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)Так, Первый кассационный суд общей юрисдикции указал, что взысканные с администрации З. района г. Саратова решениями арбитражного суда денежные средства в виде неустойки и государственной пошлины вследствие подписания руководителем одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта, заключенного между администрацией и ООО, не подпадают под понятие прямого действительного ущерба, возникшего вследствие причинения вреда при исполнении лицом трудовых обязанностей <24>.