Односторонний отказ от исполнения контракта обеспечение контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ от исполнения контракта обеспечение контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг по сопровождению с использованием справочно-правовой системы
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждением [ответчик - ред.] в ходе исполнения контракта выявлено, что Обществом [истец - ред.] не представлена копия лицензионного соглашения, подтверждающего наличие у исполнителя прав на оказание услуг по контракту с использованием лицензионного программного обеспечения...
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждением [ответчик - ред.] в ходе исполнения контракта выявлено, что Обществом [истец - ред.] не представлена копия лицензионного соглашения, подтверждающего наличие у исполнителя прав на оказание услуг по контракту с использованием лицензионного программного обеспечения...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)...Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расторжение контракта по инициативе поставщика
(Дегтеревская А.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)Пример формулировки о праве заказчика на удержание обеспечения исполнения контракта: "При одностороннем отказе заказчика (поставщика) от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (заказчиком) условий контракта обеспечение исполнения контракта удерживается заказчиком и не подлежит возврату".
(Дегтеревская А.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)Пример формулировки о праве заказчика на удержание обеспечения исполнения контракта: "При одностороннем отказе заказчика (поставщика) от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (заказчиком) условий контракта обеспечение исполнения контракта удерживается заказчиком и не подлежит возврату".
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с заказчика сумму вознаграждения за оформление независимой гарантии, если контракт не заключен или расторгнут
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Чтобы обеспечить исполнение контракта, подрядчик оформил банковскую гарантию, уплатив банку вознаграждение. Впоследствии заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке. Суд признал отказ недействительным, так как нарушений со стороны подрядчика не было.
Можно ли взыскать с заказчика сумму вознаграждения за оформление независимой гарантии, если контракт не заключен или расторгнут
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Чтобы обеспечить исполнение контракта, подрядчик оформил банковскую гарантию, уплатив банку вознаграждение. Впоследствии заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке. Суд признал отказ недействительным, так как нарушений со стороны подрядчика не было.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)В последующем заказчик, сославшись на нарушение обществом обязательства по государственному контракту в связи с непредставлением надлежащего обеспечения, уведомил общество об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)В последующем заказчик, сославшись на нарушение обществом обязательства по государственному контракту в связи с непредставлением надлежащего обеспечения, уведомил общество об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В п. 1.1 банковской гарантии указано, что гарант обязуется осуществить платеж в пользу бенефициара в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принципалом своих обязательств по контракту по требованию бенефициара. При этом гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром по контракту, в том числе обязательств по возврату авансового платежа, уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных контрактом, возмещению убытков (при их наличии). Соответственно, вывод судов о том, что банковская гарантия обеспечивает исключительно закрытый перечень обязательств принципала, не соответствует буквальному содержанию текста банковской гарантии (ст. 431 ГК РФ). Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В п. 1.1 банковской гарантии указано, что гарант обязуется осуществить платеж в пользу бенефициара в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принципалом своих обязательств по контракту по требованию бенефициара. При этом гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром по контракту, в том числе обязательств по возврату авансового платежа, уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных контрактом, возмещению убытков (при их наличии). Соответственно, вывод судов о том, что банковская гарантия обеспечивает исключительно закрытый перечень обязательств принципала, не соответствует буквальному содержанию текста банковской гарантии (ст. 431 ГК РФ). Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов.
Статья: Обзор практики ВС РФ за IV квартал 2022 года: о самом важном для банков
(Саламатова А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)Между органом местного самоуправления (далее - заказчик, ответчик) и обществом (далее - подрядчик, истец) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по комплексному благоустройству общественной территории. Обязательства подрядчика по муниципальному контракту были обеспечены банковской гарантией, по условиям которой удержание обеспечения исполнения контракта происходит при нарушении подрядчиком сроков исполнения обязательств. Спустя два месяца после заключения контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта из-за того, что объем фактически выполненных подрядчиком работ на момент истечения оговоренных в контракте сроков для их выполнения составлял менее 5%. Также заказчик обратился в банк с требованием выплатить сумму по банковской гарантии, что банк и сделал.
(Саламатова А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)Между органом местного самоуправления (далее - заказчик, ответчик) и обществом (далее - подрядчик, истец) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по комплексному благоустройству общественной территории. Обязательства подрядчика по муниципальному контракту были обеспечены банковской гарантией, по условиям которой удержание обеспечения исполнения контракта происходит при нарушении подрядчиком сроков исполнения обязательств. Спустя два месяца после заключения контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта из-за того, что объем фактически выполненных подрядчиком работ на момент истечения оговоренных в контракте сроков для их выполнения составлял менее 5%. Также заказчик обратился в банк с требованием выплатить сумму по банковской гарантии, что банк и сделал.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Вопрос: Можно ли не информировать контрагента-поставщика о том, что договор заключается в рамках государственного оборонного заказа, в том числе в случае, если будет перечисляться сумма не более 3 млн руб. в месяц? Каковы последствия для поставщика? Может ли договор быть расторгнут по инициативе поставщика?
(Консультация эксперта, 2023)В свою очередь, ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
(Консультация эксперта, 2023)В свою очередь, ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия, проверив на основании ст. 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ЦА Росреестра для обеспечения государственных нужд (далее - Контракт), и в результате проведения в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки установила следующее.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия, проверив на основании ст. 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ЦА Росреестра для обеспечения государственных нужд (далее - Контракт), и в результате проведения в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки установила следующее.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (I квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Вопрос: О требовании к участнику закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации о нем и одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта при несоответствии требованию.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 24-06-06/85127)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 05.08.2024, направленное письмом от 08.08.2024, по вопросу применения положений пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 24-06-06/85127)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 05.08.2024, направленное письмом от 08.08.2024, по вопросу применения положений пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Готовое решение: Как проводить закупку технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подготовьте проект контракта в общем порядке. Учтите, что для услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств утвержден типовой контракт (Приказ Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152). При его использовании учитывайте особенности применения утвержденных до 1 января 2022 г. типовых контрактов. Так, например, обратите внимание на условия об электронном актировании, о способах обеспечения исполнения контракта, о порядке одностороннего отказа от его исполнения. Предусматривайте данные условия в проекте контракта в соответствии с действующими нормами.
(КонсультантПлюс, 2025)Подготовьте проект контракта в общем порядке. Учтите, что для услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств утвержден типовой контракт (Приказ Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152). При его использовании учитывайте особенности применения утвержденных до 1 января 2022 г. типовых контрактов. Так, например, обратите внимание на условия об электронном актировании, о способах обеспечения исполнения контракта, о порядке одностороннего отказа от его исполнения. Предусматривайте данные условия в проекте контракта в соответствии с действующими нормами.
Статья: Включение в реестр недобросовестных поставщиков - специальная мера юридической ответственности
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем предпринимались действия, направленные на заключение контракта и исполнение обязательств, что подтверждает отсутствие умысла на уклонение от заключения контракта и свидетельствует об отсутствии недобросовестности поведения участника закупки. В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем предпринимались действия, направленные на заключение контракта и исполнение обязательств, что подтверждает отсутствие умысла на уклонение от заключения контракта и свидетельствует об отсутствии недобросовестности поведения участника закупки. В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Готовое решение: Каков порядок возврата обеспечения контракта (его части), гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если же заказчику стало известно о процедуре ликвидации юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), такой заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, поскольку поставщик перестал соответствовать требованию к участникам-юрлицам о непроведении процедуры ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31, пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если при этом отсутствуют основания для удержания обеспечения исполнения контракта, верните его в общем порядке (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же заказчику стало известно о процедуре ликвидации юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), такой заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, поскольку поставщик перестал соответствовать требованию к участникам-юрлицам о непроведении процедуры ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31, пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если при этом отсутствуют основания для удержания обеспечения исполнения контракта, верните его в общем порядке (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ).