Оценка риска налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка риска налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам9.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Ключевые слова: налоговая безопасность компании, риск выездной налоговой проверки, предпроверочный налоговый анализ, риск налоговых доначислений.
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Ключевые слова: налоговая безопасность компании, риск выездной налоговой проверки, предпроверочный налоговый анализ, риск налоговых доначислений.
Нормативные акты
Справочная информация: "Безопасная доля вычетов по НДС в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! Даже если доля вычетов у налогоплательщика находится в пределах так называемых "безопасных" значений, это не означает, что налоговые органы не включат его в план выездных проверок, так как доля вычетов - лишь один из критериев налоговых рисков (разделы 3 и 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! Даже если доля вычетов у налогоплательщика находится в пределах так называемых "безопасных" значений, это не означает, что налоговые органы не включат его в план выездных проверок, так как доля вычетов - лишь один из критериев налоговых рисков (разделы 3 и 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Ключевые слова: законность, налоговый контроль, форма налогового контроля, внепроверочный налоговый контроль, налоговый орган, предпроверочный анализ, налоговая проверка, ненормативный правовой акт, риск-ориентированный подход.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Ключевые слова: законность, налоговый контроль, форма налогового контроля, внепроверочный налоговый контроль, налоговый орган, предпроверочный анализ, налоговая проверка, ненормативный правовой акт, риск-ориентированный подход.
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Налоговая служба разъясняет, что бизнес тоже заинтересован в налоговой оговорке, поскольку она направлена на защиту имущественных интересов от неправомерных действий контрагентов, а также позволяет оценить свои риски и избежать потенциальной налоговой проверки.
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Налоговая служба разъясняет, что бизнес тоже заинтересован в налоговой оговорке, поскольку она направлена на защиту имущественных интересов от неправомерных действий контрагентов, а также позволяет оценить свои риски и избежать потенциальной налоговой проверки.
Готовое решение: Как оценивают налогоплательщика, чтобы провести мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели для назначения выездной проверки приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Это общедоступные критерии отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, которые используют инспекторы. С их помощью налогоплательщик может сам оценить риск такой проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели для назначения выездной проверки приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Это общедоступные критерии отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, которые используют инспекторы. С их помощью налогоплательщик может сам оценить риск такой проверки.
Статья: Единство и дифференциация в системе гражданско-правовых договоров
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Аналогичный вывод можно применить к предпринимателю-арендодателю: если при анализе его деклараций и первичных документов будут установлены какие-либо критерии оценки риска, то его деятельность может стать предметом выездной налоговой проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Аналогичный вывод можно применить к предпринимателю-арендодателю: если при анализе его деклараций и первичных документов будут установлены какие-либо критерии оценки риска, то его деятельность может стать предметом выездной налоговой проверки.
Статья: Критерии оценки налоговых рисков права налогоплательщиков не нарушают
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Решением от 18.04.2024 N АКПИ23-1033 Верховный суд РФ отказал в признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Критерии).
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Решением от 18.04.2024 N АКПИ23-1033 Верховный суд РФ отказал в признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Критерии).