Оценка квалификации госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка квалификации госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужба: конкурс, кадровый резерв
(КонсультантПлюс, 2025)"...С. обратился в суд с иском к правительству... области об оспаривании результатов конкурса о включении в кадровый резерв на замещение должности государственной гражданской службы...
(КонсультантПлюс, 2025)"...С. обратился в суд с иском к правительству... области об оспаривании результатов конкурса о включении в кадровый резерв на замещение должности государственной гражданской службы...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести комплексную оценку деятельности госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как провести оценку квалификации госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как провести оценку квалификации госслужащего
Статья: Цифровые компетенции как элемент профессиональных статусов судей и работников аппарата суда
(Капустин О.А.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Представляет практический интерес опыт Австралии в использовании специального мобильного приложения для повышения квалификации и оценки результативности деятельности государственных служащих посредством ежедневного поступления вопросов по соответствующей сфере деятельности <11>.
(Капустин О.А.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Представляет практический интерес опыт Австралии в использовании специального мобильного приложения для повышения квалификации и оценки результативности деятельности государственных служащих посредством ежедневного поступления вопросов по соответствующей сфере деятельности <11>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)- Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)";
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)- Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)";
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О системе государственной службы Российской Федерации"оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
(ред. от 29.09.2025)
"О системе государственной службы Российской Федерации"оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихУровень профессионализма, отмечаемый классным чином, представляет собой ступень в комплексной профессиональной оценке внутри группового разделения труда. Каждый присваиваемый классный чин отражает степень квалификации. В рамках одной группы должностей государственной гражданской службы присваиваются соответствующие классные чины 3, 2 и 1 классов (в порядке возрастания уровня профессионализма) (ст. 11 Закона N 79-ФЗ).
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Во-вторых, с учетом субъективного фактора затруднительным представляется практическое исполнение обязанности уведомления добросовестными государственными служащими. Отсутствие единого перечня коррупционных правонарушений (равно как и легального понятия "коррупционное правонарушение") вынуждает государственного служащего оценивать и квалифицировать деяние в качестве коррупционного исходя из собственных субъективных представлений о коррупции. Несмотря на декларируемую гарантию безопасности, о которой было сказано выше, уведомитель так или иначе рискует ошибиться в квалификации и тем самым испортить отношения с коллегами, что чревато для него негативной репутацией на службе на долгие годы, а может быть, и навсегда. Даже фактически правильная квалификация деяния уведомителем не гарантирует такую же квалификацию иными должностными лицами, участвующими в процедуре уведомления, ввиду недостаточной компетентности сотрудников подразделений по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, что в том числе отмечается правоведами <14>. В целях устранения указанных противоречий Минтрудом России разработан документ <15>, содержащий примерный перечень деяний, относящихся к категории коррупционных правонарушений, однако принятый перечень носит рекомендательный характер, и, следовательно, его можно назвать декларативным.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Во-вторых, с учетом субъективного фактора затруднительным представляется практическое исполнение обязанности уведомления добросовестными государственными служащими. Отсутствие единого перечня коррупционных правонарушений (равно как и легального понятия "коррупционное правонарушение") вынуждает государственного служащего оценивать и квалифицировать деяние в качестве коррупционного исходя из собственных субъективных представлений о коррупции. Несмотря на декларируемую гарантию безопасности, о которой было сказано выше, уведомитель так или иначе рискует ошибиться в квалификации и тем самым испортить отношения с коллегами, что чревато для него негативной репутацией на службе на долгие годы, а может быть, и навсегда. Даже фактически правильная квалификация деяния уведомителем не гарантирует такую же квалификацию иными должностными лицами, участвующими в процедуре уведомления, ввиду недостаточной компетентности сотрудников подразделений по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, что в том числе отмечается правоведами <14>. В целях устранения указанных противоречий Минтрудом России разработан документ <15>, содержащий примерный перечень деяний, относящихся к категории коррупционных правонарушений, однако принятый перечень носит рекомендательный характер, и, следовательно, его можно назвать декларативным.
Статья: Новые показатели эффективности деятельности образовательного учреждения
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Для определения соответствия квалификации работника или кандидата положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям проводится независимая оценка квалификации (п. 3, 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"). Независимая оценка квалификации (далее - НОК) не применяется к госслужащим.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Для определения соответствия квалификации работника или кандидата положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям проводится независимая оценка квалификации (п. 3, 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"). Независимая оценка квалификации (далее - НОК) не применяется к госслужащим.
Статья: Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе в контексте ее ключевых реформ
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Новейший этап развития государственной службы <26>, начавшийся в 2019 г. и продолжающийся в настоящее время, характеризуется серьезным вниманием к проблемам мотивации служебной деятельности, профессионального развития служащих, развития института наставничества в системе государственной службы в целях предметного содействия таковым, а также формирования знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей. Кроме того, в поле зрения специалистов в сфере государственного управления находятся вопросы совершенствования процедур оценки профессионального уровня кандидатов на замещение должностей гражданской службы <27>, цифровой трансформации государственного управления, повышения уровня удовлетворенности граждан как ключевых получателей государственных услуг. Формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы - в числе ключевых задач, направленных на успешную реализацию национальных целей развития нашего государства на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г., обозначенных в соответствующем Указе Президента РФ <28>.
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Новейший этап развития государственной службы <26>, начавшийся в 2019 г. и продолжающийся в настоящее время, характеризуется серьезным вниманием к проблемам мотивации служебной деятельности, профессионального развития служащих, развития института наставничества в системе государственной службы в целях предметного содействия таковым, а также формирования знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей. Кроме того, в поле зрения специалистов в сфере государственного управления находятся вопросы совершенствования процедур оценки профессионального уровня кандидатов на замещение должностей гражданской службы <27>, цифровой трансформации государственного управления, повышения уровня удовлетворенности граждан как ключевых получателей государственных услуг. Формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы - в числе ключевых задач, направленных на успешную реализацию национальных целей развития нашего государства на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г., обозначенных в соответствующем Указе Президента РФ <28>.
Вопрос: Работник отказался проходить аттестацию. Правомерно ли дисциплинарное взыскание, если в трудовом договоре обязанность проходить аттестацию не закреплена?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Кроме того, специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлена обязанность работодателя проводить аттестацию работников (например, в отношении государственных служащих, прокурорских работников, руководителей государственных федеральных унитарных предприятий, педагогических и научных работников, работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, и т.д.) (см., например Приказ МВД России от 26.05.2016 N 267). В таких случаях проведение аттестации обязательно.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Кроме того, специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлена обязанность работодателя проводить аттестацию работников (например, в отношении государственных служащих, прокурорских работников, руководителей государственных федеральных унитарных предприятий, педагогических и научных работников, работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, и т.д.) (см., например Приказ МВД России от 26.05.2016 N 267). В таких случаях проведение аттестации обязательно.
Статья: Принцип профессионализма в деятельности государственных служащих
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Процедура сдачи квалификационного экзамена также закреплена на законодательном уровне и устанавливается Указом Президента Российской Федерации "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" <7>.
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Процедура сдачи квалификационного экзамена также закреплена на законодательном уровне и устанавливается Указом Президента Российской Федерации "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" <7>.
Статья: Личные качества государственных служащих: к созданию "образцового" профиля
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Статья посвящена анализу желаемых качеств государственных служащих, таких как добросовестность, беспристрастность, лидерство и др., представляющих собой более гибкие характеристики, способствующие созданию эффективной и этичной государственной службы. Подчеркивается важность наличия желаемых качеств для повышения уровня соблюдения стандартов поведения и формирования "образцового" государственного служащего. Также рассматриваются зарубежные практики, направленные на развитие этих качеств у государственных служащих, и предлагаются рекомендации по формированию профильного подхода к оценке и поощрению государственных служащих в России.
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Статья посвящена анализу желаемых качеств государственных служащих, таких как добросовестность, беспристрастность, лидерство и др., представляющих собой более гибкие характеристики, способствующие созданию эффективной и этичной государственной службы. Подчеркивается важность наличия желаемых качеств для повышения уровня соблюдения стандартов поведения и формирования "образцового" государственного служащего. Также рассматриваются зарубежные практики, направленные на развитие этих качеств у государственных служащих, и предлагаются рекомендации по формированию профильного подхода к оценке и поощрению государственных служащих в России.
Путеводитель по кадровым вопросам. Аттестация работниковВ состав комиссии в соответствии с ч. 3 ст. 82 ТК РФ необходимо включить представителя профсоюзной организации (при ее наличии). Помимо указанных лиц в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации, а также руководители соответствующих подразделений, что может благотворно повлиять на эмоциональную атмосферу при проведении процедуры. Нормативными актами предусмотрено участие в комиссии независимых экспертов - не работников данной организации (Порядок работы аттестационной комиссии центрального аппарата ФСТЭК России, утвержденный Приказом ФСТЭК от 26.05.2009 N 183, Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Роструда и его территориальных органов, утвержденный Приказом Роструда от 18.09.2019 N 267-к).
Статья: Экспериментальное правовое регулирование искусственного интеллекта за рубежом
(Беликова К.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 4)- Указ губернатора Калифорнии N-12-23 (Executive Order 12-23), который нацелен на ряд локализованных и системных рисков, сопровождающих разработку и развертывание систем генеративного ИИ (GenAI) государственными (включая местные) органами, и устанавливает требования к GenAI, которые варьируются от оценки его воздействия на уязвимые сообщества до предоставления возможностей обучения и повышения квалификации в сфере ИИ для государственных служащих и оценки рисков GenAI для критически важной инфраструктуры. Этот Указ направлен на то, чтобы привлечь штат Калифорния к ответственности в отношении реального воздействия GenAI на штат в целом и его граждан <20>.
(Беликова К.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 4)- Указ губернатора Калифорнии N-12-23 (Executive Order 12-23), который нацелен на ряд локализованных и системных рисков, сопровождающих разработку и развертывание систем генеративного ИИ (GenAI) государственными (включая местные) органами, и устанавливает требования к GenAI, которые варьируются от оценки его воздействия на уязвимые сообщества до предоставления возможностей обучения и повышения квалификации в сфере ИИ для государственных служащих и оценки рисков GenAI для критически важной инфраструктуры. Этот Указ направлен на то, чтобы привлечь штат Калифорния к ответственности в отношении реального воздействия GenAI на штат в целом и его граждан <20>.
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Упрек в адрес законодателя в данном случае вряд ли справедлив и оправдан. Дефект законодательства, даже если он и существует, особого значения не имеет. Все зависит от того субъекта, который осуществляет квалификацию правонарушения, оценивает по своему внутреннему убеждению обстоятельства его совершения. В одном случае государственный служащий может быть привлечен к административной - а это "внешняя" юридическая ответственность, тогда как в другом случае такое же правонарушение может послужить основанием для его привлечения к дисциплинарной, т.е. "внутренней" ответственности. Как видно, С.Е. Чаннов вполне допускает квалификацию одного и того же правонарушения в качестве основания для привлечения к обоим, заметим, разным видам юридической ответственности.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Упрек в адрес законодателя в данном случае вряд ли справедлив и оправдан. Дефект законодательства, даже если он и существует, особого значения не имеет. Все зависит от того субъекта, который осуществляет квалификацию правонарушения, оценивает по своему внутреннему убеждению обстоятельства его совершения. В одном случае государственный служащий может быть привлечен к административной - а это "внешняя" юридическая ответственность, тогда как в другом случае такое же правонарушение может послужить основанием для его привлечения к дисциплинарной, т.е. "внутренней" ответственности. Как видно, С.Е. Чаннов вполне допускает квалификацию одного и того же правонарушения в качестве основания для привлечения к обоим, заметим, разным видам юридической ответственности.