Оценка имущества при передаче в безвозмездное пользование
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка имущества при передаче в безвозмездное пользование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.1 "Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "О теплоснабжении""Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные в дело доказательства, судебной коллегией установлено, что переданное по договору безвозмездного временного пользования имуществом (ссуды) от 04.07.2023 N 7 муниципальное имущество являлось объектами жилищно-коммунального назначения и использовалось для подачи населению тепловой энергии и горячего, холодного водоснабжения, дата ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение муниципальным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)...дизельные электростанции и электроагрегаты... относятся к имуществу казны муниципального образования... района и подлежат передаче ему в безвозмездное пользование согласно постановлению администрации района... однако... договор безвозмездного пользования... не заключен.
(КонсультантПлюс, 2025)...дизельные электростанции и электроагрегаты... относятся к имуществу казны муниципального образования... района и подлежат передаче ему в безвозмездное пользование согласно постановлению администрации района... однако... договор безвозмездного пользования... не заключен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияГлава 36 ГК РФ не регулирует вопросы, связанные с передачей ссудополучателем в аренду имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, но такие сделки заключаются. Анализ судебной практики позволяет выявить условия, необходимые для их совершения.
Ситуация: Каковы особенности сдачи в аренду, передачи в безвозмездное пользование имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если имущество составляет социальную инфраструктуру для детей, необходимо получить заключение об оценке последствий сдачи его в аренду, передачи в безвозмездное пользование >>>
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если имущество составляет социальную инфраструктуру для детей, необходимо получить заключение об оценке последствий сдачи его в аренду, передачи в безвозмездное пользование >>>
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.
Приказ Минтранса России от 07.12.2023 N 407
"Об утверждении Положения об администрации пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2024 N 77461)7.4. Участвует в проведении анализа фактов аварийных случаев со зданиями, помещениями, сооружениями, иным недвижимым и движимым имуществом, находящимся в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой <13> или переданным ему в безвозмездное пользование <14>, а также нарушений требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации указанного имущества, участвует в выявлении их причин и принятии соответствующих мер по их устранению.
"Об утверждении Положения об администрации пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2024 N 77461)7.4. Участвует в проведении анализа фактов аварийных случаев со зданиями, помещениями, сооружениями, иным недвижимым и движимым имуществом, находящимся в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой <13> или переданным ему в безвозмездное пользование <14>, а также нарушений требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации указанного имущества, участвует в выявлении их причин и принятии соответствующих мер по их устранению.
Вопрос: О полномочиях субъектов РФ по установлению условий для применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль по расходам в виде имущества, безвозмездно переданного образовательным организациям.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-03-05/19628)Что касается установления законом субъекта Российской Федерации цели использования и порядка оценки имущества, безвозмездно переданного вышеуказанным образовательным организациям, то таких полномочий Кодексом не предусмотрено.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-03-05/19628)Что касается установления законом субъекта Российской Федерации цели использования и порядка оценки имущества, безвозмездно переданного вышеуказанным образовательным организациям, то таких полномочий Кодексом не предусмотрено.
Готовое решение: Как оценивают эффективность использования имущества в отношении учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого оценивают длительность процедур согласования решений о списании недвижимого имущества, его передаче в безвозмездное или возмездное пользование (таблица 6 Приложения к Методике N 2645-р).
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого оценивают длительность процедур согласования решений о списании недвижимого имущества, его передаче в безвозмездное или возмездное пользование (таблица 6 Приложения к Методике N 2645-р).
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль безвозмездно полученного имущественного права, если на организацию законодательством возложена обязанность по принятию в собственность такого имущественного права.
(Письмо Минфина России от 01.09.2025 N 03-03-06/1/84844)Аналогичный принцип определения дохода подлежит применению и при оценке безвозмездно полученного имущественного права, в том числе права пользования.
(Письмо Минфина России от 01.09.2025 N 03-03-06/1/84844)Аналогичный принцип определения дохода подлежит применению и при оценке безвозмездно полученного имущественного права, в том числе права пользования.
Статья: Передача государственного имущества Русской православной церкви: проблемы толкования законов и анализ судебной практики
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)Между тем процесс передачи государственного имущества религиозного назначения в собственность религиозным организациям приобрел широкий масштаб. По вполне понятным причинам наибольшее количество объектов государственной собственности передавали Русской православной церкви (далее - РПЦ) <1>. По большей части это были церковные и монастырские здания, религиозное назначение которых являлось очевидным, и передача их в собственность Церкви не вызывала никаких возражений в нашем обществе. Но, помимо них, РПЦ начала претендовать на объекты государственной собственности, не связанные прямо с отправлением вероисповедания, - например, бывшие доходные дома монастырей и церковных приходов, здания бывших семинарий и т.д. Эти притязания вызвали отрицательную реакцию со стороны общества <2>. РПЦ стали обвинять чуть ли не в "рейдерском захвате" государственной собственности <3>. Можно привести множество аргументов против такой оценки передачи в собственность РПЦ объектов государственного имущества, но не уйти от факта - с каждым годом общественное недовольство этим явлением только нарастает. Причем особенно резкие обвинения в адрес РПЦ раздаются в случаях, когда готовится или осуществляется передача в ее собственность или безвозмездное пользование объектов государственной собственности, представляющих собой выдающиеся памятники культуры.
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)Между тем процесс передачи государственного имущества религиозного назначения в собственность религиозным организациям приобрел широкий масштаб. По вполне понятным причинам наибольшее количество объектов государственной собственности передавали Русской православной церкви (далее - РПЦ) <1>. По большей части это были церковные и монастырские здания, религиозное назначение которых являлось очевидным, и передача их в собственность Церкви не вызывала никаких возражений в нашем обществе. Но, помимо них, РПЦ начала претендовать на объекты государственной собственности, не связанные прямо с отправлением вероисповедания, - например, бывшие доходные дома монастырей и церковных приходов, здания бывших семинарий и т.д. Эти притязания вызвали отрицательную реакцию со стороны общества <2>. РПЦ стали обвинять чуть ли не в "рейдерском захвате" государственной собственности <3>. Можно привести множество аргументов против такой оценки передачи в собственность РПЦ объектов государственного имущества, но не уйти от факта - с каждым годом общественное недовольство этим явлением только нарастает. Причем особенно резкие обвинения в адрес РПЦ раздаются в случаях, когда готовится или осуществляется передача в ее собственность или безвозмездное пользование объектов государственной собственности, представляющих собой выдающиеся памятники культуры.
Статья: Аренда недвижимости и коммунальные расходы: НДС у арендодателя
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)Итоговый вывод. В целом доводы кассатора относительно обстоятельств использования электроэнергии, что передача имущества в безвозмездное пользование в соответствии со ст. 146 НК РФ признается реализацией и объектом налогообложения, что между заявителем и его взаимозависимым лицом не возникает отношений по поставке электроэнергии, поскольку ее потребление в деятельности обусловлено использованием недвижимого имущества (реконструируемыми объектами), что суды необоснованно применили положения законодательства об энергоснабжении, либо получили правовую оценку судов и обоснованно отклонены, либо не опровергают вывод судов о неправомерном заявлении вычетов по НДС в рассматриваемой ситуации.
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)Итоговый вывод. В целом доводы кассатора относительно обстоятельств использования электроэнергии, что передача имущества в безвозмездное пользование в соответствии со ст. 146 НК РФ признается реализацией и объектом налогообложения, что между заявителем и его взаимозависимым лицом не возникает отношений по поставке электроэнергии, поскольку ее потребление в деятельности обусловлено использованием недвижимого имущества (реконструируемыми объектами), что суды необоснованно применили положения законодательства об энергоснабжении, либо получили правовую оценку судов и обоснованно отклонены, либо не опровергают вывод судов о неправомерном заявлении вычетов по НДС в рассматриваемой ситуации.
Статья: Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(Хасан Самер Хажар)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Из него видно, что наиболее полно структурированным административным регламентом является документ, регламентирующий предоставление государственной услуги "Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", а наименее полно структурированным и учитывающим требования федерального законодательства административным регламентом выступает документ, регламентирующий предоставление государственной услуги "Передача имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов". В среднем же соответствие проанализированных административных регламентов федеральным стандартам составляет 83%.
(Хасан Самер Хажар)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Из него видно, что наиболее полно структурированным административным регламентом является документ, регламентирующий предоставление государственной услуги "Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", а наименее полно структурированным и учитывающим требования федерального законодательства административным регламентом выступает документ, регламентирующий предоставление государственной услуги "Передача имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов". В среднем же соответствие проанализированных административных регламентов федеральным стандартам составляет 83%.
Статья: Объект социальной инфраструктуры для детей и оценка последствий заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Другие органы местного самоуправления заключение комиссии по оценке последствий заключения договора аренды вписывают в общий порядок согласования передачи муниципального имущества в аренду и распространяют на все учреждения вне зависимости от их отраслевой принадлежности. В число документов, необходимых для выдачи собственником имущества разрешения (согласия) на сделку, включается заключение комиссии по оценке, оговаривая его обязательность только для учреждений, являющихся объектами социальной инфраструктуры для детей <17>. Полагаем, что такой опыт заслуживает положительной оценки и свидетельствует о системном подходе и завершенности правового регулирования.
(Арабули Д.Т.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Другие органы местного самоуправления заключение комиссии по оценке последствий заключения договора аренды вписывают в общий порядок согласования передачи муниципального имущества в аренду и распространяют на все учреждения вне зависимости от их отраслевой принадлежности. В число документов, необходимых для выдачи собственником имущества разрешения (согласия) на сделку, включается заключение комиссии по оценке, оговаривая его обязательность только для учреждений, являющихся объектами социальной инфраструктуры для детей <17>. Полагаем, что такой опыт заслуживает положительной оценки и свидетельствует о системном подходе и завершенности правового регулирования.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Следовательно, для того чтобы ФКУ (в лице учреждения) мог передать объекты в безвозмездное пользование, у него должно быть согласие собственника на распоряжение имуществом подобным образом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Следовательно, для того чтобы ФКУ (в лице учреждения) мог передать объекты в безвозмездное пользование, у него должно быть согласие собственника на распоряжение имуществом подобным образом.
Статья: Определение (установление) арендной платы
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)Как известно, объектом аренды может быть только объект вещного права, а объектом оценки в арендных правоотношениях, проводимой с целью определения арендной платы, может быть объект как вещного, так и обязательственного права. Вещное право арендатора - это самостоятельный имущественный объект, способный участвовать в гражданском обороте с согласия собственника, если иное не предусмотрено договором аренды, как предмет самостоятельных сделок, касающихся исключительно сдачи арендованного имущества в субаренду (поднаем), передачи прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, передачи арендных прав в залог, внесения их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 615 ГК РФ). При оценке вещного права на арендованное имущество внимание оценщика на самом имуществе, как при оценке права собственности на имущество, не сосредоточено. Определяя рыночную стоимость прав аренды (субаренды), оценщик исследует факторы, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (абз. 2 п. 1 ст. 614 ГК РФ). Таким образом, право аренды на имущество - это самостоятельный объект оценки, отделенный от права собственности на имущество <4>. Руководствуясь ст. 5 Федерального закона об оценочной деятельности, устанавливающей открытый перечень объектов оценки, который один и тот же объект гражданских прав упоминает синонимами <5>, самостоятельный объект оценки - право аренды на имущество - можно соотнести с указанными в перечне объектами оценки, именуемыми - права требования, обязательства (долги). Мотивировочные части отдельных постановлений российских арбитражных судов, ссылаясь на ст. 5 Федерального закона об оценочной деятельности, признают объектом оценки право аренды.
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)Как известно, объектом аренды может быть только объект вещного права, а объектом оценки в арендных правоотношениях, проводимой с целью определения арендной платы, может быть объект как вещного, так и обязательственного права. Вещное право арендатора - это самостоятельный имущественный объект, способный участвовать в гражданском обороте с согласия собственника, если иное не предусмотрено договором аренды, как предмет самостоятельных сделок, касающихся исключительно сдачи арендованного имущества в субаренду (поднаем), передачи прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, передачи арендных прав в залог, внесения их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 615 ГК РФ). При оценке вещного права на арендованное имущество внимание оценщика на самом имуществе, как при оценке права собственности на имущество, не сосредоточено. Определяя рыночную стоимость прав аренды (субаренды), оценщик исследует факторы, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (абз. 2 п. 1 ст. 614 ГК РФ). Таким образом, право аренды на имущество - это самостоятельный объект оценки, отделенный от права собственности на имущество <4>. Руководствуясь ст. 5 Федерального закона об оценочной деятельности, устанавливающей открытый перечень объектов оценки, который один и тот же объект гражданских прав упоминает синонимами <5>, самостоятельный объект оценки - право аренды на имущество - можно соотнести с указанными в перечне объектами оценки, именуемыми - права требования, обязательства (долги). Мотивировочные части отдельных постановлений российских арбитражных судов, ссылаясь на ст. 5 Федерального закона об оценочной деятельности, признают объектом оценки право аренды.
Вопрос: Как ведется бухгалтерский учет в благотворительном фонде?
(Консультация эксперта, 2025)При отсутствии в ФСБУ способа ведения учета отдельных видов активов БФ вправе разработать по ним свой способ ведения учета, закрепив его в своей учетной политике (п. п. 4, 7.1 ПБУ 1/2008). Например, в отношении безвозмездно поступивших в БФ материальных ценностей (материалов, основных средств и др.), предназначенных специально для их дальнейшей безвозмездной передачи благополучателям в рамках благотворительных программ, можно применить забалансовый способ учета (в оценке, указанной передавшим их благотворителем), рассматривая их как транзитные ценности.
(Консультация эксперта, 2025)При отсутствии в ФСБУ способа ведения учета отдельных видов активов БФ вправе разработать по ним свой способ ведения учета, закрепив его в своей учетной политике (п. п. 4, 7.1 ПБУ 1/2008). Например, в отношении безвозмездно поступивших в БФ материальных ценностей (материалов, основных средств и др.), предназначенных специально для их дальнейшей безвозмездной передачи благополучателям в рамках благотворительных программ, можно применить забалансовый способ учета (в оценке, указанной передавшим их благотворителем), рассматривая их как транзитные ценности.