Обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование постановления по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Статья 209. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
(ред. от 01.04.2025)Статья 209. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Статья: Проблема разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях
(Клепинин П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Законодательно установлен дуализм проверки постановлений административных органов по делам о административных правонарушениях - обжалование в порядке подчиненности и судебное оспаривание. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ <13> обжалование постановлений по рассматриваемой категории дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, производится в арбитражных судах. Из буквального толкования приведенной нормы напрашивается логичный вывод, что основанием разграничения компетенции судов при обжаловании постановлений об административных правонарушениях выступает предмет спора, а именно наличие или отсутствие связанности нарушения с предпринимательской деятельностью. На этом можно было бы закончить исследование и признать удачность формулировки КоАП РФ, если бы не практика, в которой выражены столь разнообразные общественные отношения, что унифицировать их, подведя под формулировку "связанные с предпринимательством", возможным не представляется.
(Клепинин П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Законодательно установлен дуализм проверки постановлений административных органов по делам о административных правонарушениях - обжалование в порядке подчиненности и судебное оспаривание. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ <13> обжалование постановлений по рассматриваемой категории дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, производится в арбитражных судах. Из буквального толкования приведенной нормы напрашивается логичный вывод, что основанием разграничения компетенции судов при обжаловании постановлений об административных правонарушениях выступает предмет спора, а именно наличие или отсутствие связанности нарушения с предпринимательской деятельностью. На этом можно было бы закончить исследование и признать удачность формулировки КоАП РФ, если бы не практика, в которой выражены столь разнообразные общественные отношения, что унифицировать их, подведя под формулировку "связанные с предпринимательством", возможным не представляется.
Статья: Особенности применения медиации по спорам в сфере предпринимательской деятельности супругов
(Лепешкина В.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Осуществляя свою деятельность, супруги-предприниматели неизбежно взаимодействуют с органами, наделенными властными полномочиями и должностными лицами (например, при регистрации своего статуса, оплате налогов со своей деятельности). Нередко в ходе такого взаимодействия возникают споры, в числе которых споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности (в том числе о взыскании обязательных платежей и санкций); об обжаловании постановлений об административных правонарушениях.
(Лепешкина В.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Осуществляя свою деятельность, супруги-предприниматели неизбежно взаимодействуют с органами, наделенными властными полномочиями и должностными лицами (например, при регистрации своего статуса, оплате налогов со своей деятельности). Нередко в ходе такого взаимодействия возникают споры, в числе которых споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности (в том числе о взыскании обязательных платежей и санкций); об обжаловании постановлений об административных правонарушениях.
Статья: Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме: вопросы теории и правоприменительной практики
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)В статье рассматривается процедура обжалования постановлений по делу об административном правонарушении в электронной форме, предусмотренная ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ. Приводятся аргументы "за" и против" обжалования постановлений в электронной форме в качестве правового средства, обеспечивающего защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Рассматривается порядок подачи жалобы посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и информационных систем, действующих в двух крупнейших российских городах - Москве и Санкт-Петербурге. Проводится анализ судебной практики пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и процедурных правил, содержащихся в подзаконных нормативных правовых актах.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)В статье рассматривается процедура обжалования постановлений по делу об административном правонарушении в электронной форме, предусмотренная ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ. Приводятся аргументы "за" и против" обжалования постановлений в электронной форме в качестве правового средства, обеспечивающего защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Рассматривается порядок подачи жалобы посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и информационных систем, действующих в двух крупнейших российских городах - Москве и Санкт-Петербурге. Проводится анализ судебной практики пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и процедурных правил, содержащихся в подзаконных нормативных правовых актах.
Статья: Такая "вредная" работа
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 3)В этом деле суд, оценив обстоятельства, принял во внимание характер спора и степень сложности дела о привлечении Общества к административной ответственности, объем фактически оказанных и документально подтвержденных услуг в рамках договора, дополнительных соглашений, а также объем подготовленных документов, количество судебных заседаний с участием защитника Общества, их необходимость для восстановления нарушенного права, посчитал обоснованным и разумным взыскание в пользу организации 200 000 руб. убытков. При этом суд апелляционной инстанции посчитал, что взысканная судом первой инстанции сумма убытков соразмерна объему и качеству оказанных Обществу юридических услуг с учетом результатов рассмотрения дел по оспариванию постановлений об административном правонарушении и отвечает критерию разумности.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 3)В этом деле суд, оценив обстоятельства, принял во внимание характер спора и степень сложности дела о привлечении Общества к административной ответственности, объем фактически оказанных и документально подтвержденных услуг в рамках договора, дополнительных соглашений, а также объем подготовленных документов, количество судебных заседаний с участием защитника Общества, их необходимость для восстановления нарушенного права, посчитал обоснованным и разумным взыскание в пользу организации 200 000 руб. убытков. При этом суд апелляционной инстанции посчитал, что взысканная судом первой инстанции сумма убытков соразмерна объему и качеству оказанных Обществу юридических услуг с учетом результатов рассмотрения дел по оспариванию постановлений об административном правонарушении и отвечает критерию разумности.
Вопрос: Как обжаловать постановление об административном правонарушении, вынесенное за нарушение правил остановки или стоянки (парковки)?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2024)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Ространснадзора", 2024)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2024
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 30.3 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как восстановить срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как восстановить срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 30.1 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто может обжаловать постановление об административном правонарушении за нарушение ПДД РФ?
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто может обжаловать постановление об административном правонарушении за нарушение ПДД РФ?