Обжалование постановления должностным лицом составившим протокол коап РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование постановления должностным лицом составившим протокол коап РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 28.3 КоАП РФВажнейшая практика по ст. 28.3 КоАП РФ
Важнейшая практика по ст. 30.1 КоАП РФВажнейшая практика по ст. 30.1 КоАП РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в определенной степени ограничивает правомочия административных органов и их должностных лиц при непосредственном рассмотрении дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями судов общей юрисдикции, поскольку указанные субъекты не включены в очерченный круг участников производства по делу (гл. 25 КоАП РФ). В 2010 г. в ст. 30.1 КоАП РФ была введена ч. 1.1, в связи с чем право обжалования постановления судьи предоставлено должностному лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в определенной степени ограничивает правомочия административных органов и их должностных лиц при непосредственном рассмотрении дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями судов общей юрисдикции, поскольку указанные субъекты не включены в очерченный круг участников производства по делу (гл. 25 КоАП РФ). В 2010 г. в ст. 30.1 КоАП РФ была введена ч. 1.1, в связи с чем право обжалования постановления судьи предоставлено должностному лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Если же постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ) или рассмотревшим дело по существу (ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), то судья должен проверить наличие или отсутствие лишь тех обстоятельств, которые имеют отношение к истечению указанного срока. Это объясняется тем, что в отличие от лица, привлекаемого к административной ответственности и, как правило, заинтересованного в прекращении административного преследования и реабилитации, должностное лицо, обратившееся с жалобой на соответствующее постановление или решение (ч. 1.1 ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), выступает от имени государства и преследует иной процессуальный интерес, никак не связанный с достижением подобного результата. Поэтому в данном случае вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу, состава правонарушения обсуждаться не может. Тем самым обеспечивается баланс публичных и частных интересов, адекватный социально необходимому результату и не создающий угрозы недопустимого ограничения прав и свобод граждан.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Если же постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ) или рассмотревшим дело по существу (ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), то судья должен проверить наличие или отсутствие лишь тех обстоятельств, которые имеют отношение к истечению указанного срока. Это объясняется тем, что в отличие от лица, привлекаемого к административной ответственности и, как правило, заинтересованного в прекращении административного преследования и реабилитации, должностное лицо, обратившееся с жалобой на соответствующее постановление или решение (ч. 1.1 ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), выступает от имени государства и преследует иной процессуальный интерес, никак не связанный с достижением подобного результата. Поэтому в данном случае вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу, состава правонарушения обсуждаться не может. Тем самым обеспечивается баланс публичных и частных интересов, адекватный социально необходимому результату и не создающий угрозы недопустимого ограничения прав и свобод граждан.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)44. Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, наделено правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении независимо от того, им или другим должностным лицом составлен протокол по этому делу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)44. Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, наделено правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении независимо от того, им или другим должностным лицом составлен протокол по этому делу.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вместе с тем, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол, не указаны в главе 25 КоАП РФ в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях, они не обладают правом на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении и не могут обжаловать определение мирового судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Такое определение может быть обжаловано потерпевшим по делу об административном правонарушении, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права. Такое определение может быть также опротестовано прокурором.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вместе с тем, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол, не указаны в главе 25 КоАП РФ в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях, они не обладают правом на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении и не могут обжаловать определение мирового судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Такое определение может быть обжаловано потерпевшим по делу об административном правонарушении, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права. Такое определение может быть также опротестовано прокурором.
Готовое решение: Как обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Если постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено судьей, то обжаловать его в вышестоящий суд могут орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, а также определенный ряд лиц, составивших такой протокол. Перечень должностных лиц, которые вправе от имени органа обжаловать указанное постановление, устанавливают соответствующие органы (ч. 1.1, 6 ст. 30.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено судьей, то обжаловать его в вышестоящий суд могут орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, а также определенный ряд лиц, составивших такой протокол. Перечень должностных лиц, которые вправе от имени органа обжаловать указанное постановление, устанавливают соответствующие органы (ч. 1.1, 6 ст. 30.1 КоАП РФ).
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Вместе с тем нами отмечается, что реализация должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, своего права обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей, в вышестоящий суд (предусмотрено ст. 30.1 КоАП РФ) дает возможность исправить судебные ошибки при необоснованном прекращении производств по делам об административных правонарушениях.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Вместе с тем нами отмечается, что реализация должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, своего права обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей, в вышестоящий суд (предусмотрено ст. 30.1 КоАП РФ) дает возможность исправить судебные ошибки при необоснованном прекращении производств по делам об административных правонарушениях.
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Важно заметить, что должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, формально не включены в состав участников производства по делу об административном правонарушении, но в связи с тем, что обладают правом на обжалование вынесенных судьей постановлений в порядке ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, фактически таковыми являются.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Важно заметить, что должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, формально не включены в состав участников производства по делу об административном правонарушении, но в связи с тем, что обладают правом на обжалование вынесенных судьей постановлений в порядке ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, фактически таковыми являются.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Если протокол и материалы дела оформлены неправомочными лицами, неправильно составлены или материалы представлены не полностью и их нельзя восполнить при рассмотрении дела, то при подготовке к рассмотрению дела либо при его рассмотрении протокол и материалы дела возвращают в орган, должностное лицо которого его составило, и указанным в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ лицам, составившим такой протокол. Копия определения об этом в день его вынесения с материалами дела направляется в орган, должностное лицо которого его составило, лицам, составившим протокол, лицу, в отношении которого ведется производство, а также потерпевшему, прокурору при их участии (п. 4 ч. 1, ч. 5 ст. 29.4, п. 3 ч. 2 ст. 29.9, ч. 2.1 ст. 29.11 КоАП РФ). Если на стадии обжалования вынесенного постановления о назначении наказания выяснится, что протокол составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, может быть принято решение о его отмене и прекращении производства по делу (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 26.12.2024 N 4-АД24-31-К1).
(КонсультантПлюс, 2025)Если протокол и материалы дела оформлены неправомочными лицами, неправильно составлены или материалы представлены не полностью и их нельзя восполнить при рассмотрении дела, то при подготовке к рассмотрению дела либо при его рассмотрении протокол и материалы дела возвращают в орган, должностное лицо которого его составило, и указанным в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ лицам, составившим такой протокол. Копия определения об этом в день его вынесения с материалами дела направляется в орган, должностное лицо которого его составило, лицам, составившим протокол, лицу, в отношении которого ведется производство, а также потерпевшему, прокурору при их участии (п. 4 ч. 1, ч. 5 ст. 29.4, п. 3 ч. 2 ст. 29.9, ч. 2.1 ст. 29.11 КоАП РФ). Если на стадии обжалования вынесенного постановления о назначении наказания выяснится, что протокол составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, может быть принято решение о его отмене и прекращении производства по делу (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 26.12.2024 N 4-АД24-31-К1).
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)4) реализации должностным лицом органа публичной администрации, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, права обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ) и оспаривания решения арбитражного суда по делу о привлечении индивидуального предпринимателя и юридического лица к административной ответственности в соответствии с § 1 гл. 25 АПК РФ.
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)4) реализации должностным лицом органа публичной администрации, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, права обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ) и оспаривания решения арбитражного суда по делу о привлечении индивидуального предпринимателя и юридического лица к административной ответственности в соответствии с § 1 гл. 25 АПК РФ.