Обжалование акта налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование акта налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54 "Переходные положения" Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"В этой связи являются правильным выводы оспариваемого решения Инспекции об отсутствии оснований для применения налогового вычета в размере расходов на приобретение жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них. Что касается оспариваемого акта налоговой проверки, судебная коллегия отмечает, что последний не порождает для К.И.В. самостоятельных налоговых последствий и не может нарушать его права."
Важнейшая практика по ст. 138 НК РФНельзя обжаловать в суде акт налоговой проверки >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Готовое решение: Акт выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать акт нельзя, но можно подать на него возражения.
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать акт нельзя, но можно подать на него возражения.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Вопрос: О проведении камеральной налоговой проверки, а также обжаловании акта налоговой проверки и действий должностных лиц налоговых органов, в том числе при проведении допроса свидетеля.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 03-13-05/4481)Вопрос: О проведении камеральной налоговой проверки, а также обжаловании акта налоговой проверки и действий должностных лиц налоговых органов, в том числе при проведении допроса свидетеля.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 03-13-05/4481)Вопрос: О проведении камеральной налоговой проверки, а также обжаловании акта налоговой проверки и действий должностных лиц налоговых органов, в том числе при проведении допроса свидетеля.
Готовое решение: Как организации подать возражения по дополнению к акту налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Если в дополнении указано на новые нарушения, которые не были зафиксированы в акте налоговой проверки, рекомендуем оспорить их в возражениях. Дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются для того, чтобы восполнить доказательную базу по уже выявленным нарушениям (п. 6 ст. 101 НК РФ). Поиск новых нарушений в цели допмероприятий не входит (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 19.10.2018 N ЕД-4-2/20515@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в дополнении указано на новые нарушения, которые не были зафиксированы в акте налоговой проверки, рекомендуем оспорить их в возражениях. Дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются для того, чтобы восполнить доказательную базу по уже выявленным нарушениям (п. 6 ст. 101 НК РФ). Поиск новых нарушений в цели допмероприятий не входит (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 19.10.2018 N ЕД-4-2/20515@).
Статья: Контроль за решениями и действиями органов исполнительной власти в арбитражном судопроизводстве
(Мухтарова О.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ", в арбитражных судах не подлежат оспариванию акты налоговых, таможенных проверок; акты контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В то же время Верховный Суд РФ разъяснил, что в арбитражных судах оспариваются индивидуальные решения, принятые на основании этих актов; документированная информация, в том числе удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний.
(Мухтарова О.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ", в арбитражных судах не подлежат оспариванию акты налоговых, таможенных проверок; акты контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В то же время Верховный Суд РФ разъяснил, что в арбитражных судах оспариваются индивидуальные решения, принятые на основании этих актов; документированная информация, в том числе удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
Статья: Порядок и пределы возмещения сумм, затраченных на обращение за квалифицированной юридической помощью в уголовном процессе
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Первый критерий, сформулированный Конституционным Судом РФ: причинно-следственная связь как conditio sine qua non (непременное условие) обязательства возместить причиненный вред (п. 3.2 Постановления КС РФ N 41-П). В силу указанного критерия "возмещению подлежат фактические расходы реабилитированного, которые непосредственно находятся в причинно-следственной связи с оказанием ему юридической помощи". По настоянию КС РФ сумма возмещения может быть уменьшена, если часть расходов, предъявленных к возмещению, обусловлена явно иными обстоятельствами, нежели получение такой помощи непосредственно в связи с защитой реабилитированного от уголовного преследования. Справедливость данного тезиса вряд ли способна вызвать возражения. Позитивным примером неформального подхода суда к установлению причинно-следственной связи между затратами на юридическую помощь и реабилитацией выступает Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в котором вышестоящая инстанция не согласилась с тем, что затраты на работу адвоката по оспариванию в арбитражном суде акта выездной налоговой проверки обвиняемого - индивидуального предпринимателя не находятся в причинной связи с оправданием гражданина по обвинению в совершении налогового преступления. Суд проверочной инстанции акцентировал внимание на том, что "в обоснование выводов об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, следователь ссылается на решения Арбитражного суда Пермского края об отмене решения налогового органа" <5>.
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Первый критерий, сформулированный Конституционным Судом РФ: причинно-следственная связь как conditio sine qua non (непременное условие) обязательства возместить причиненный вред (п. 3.2 Постановления КС РФ N 41-П). В силу указанного критерия "возмещению подлежат фактические расходы реабилитированного, которые непосредственно находятся в причинно-следственной связи с оказанием ему юридической помощи". По настоянию КС РФ сумма возмещения может быть уменьшена, если часть расходов, предъявленных к возмещению, обусловлена явно иными обстоятельствами, нежели получение такой помощи непосредственно в связи с защитой реабилитированного от уголовного преследования. Справедливость данного тезиса вряд ли способна вызвать возражения. Позитивным примером неформального подхода суда к установлению причинно-следственной связи между затратами на юридическую помощь и реабилитацией выступает Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в котором вышестоящая инстанция не согласилась с тем, что затраты на работу адвоката по оспариванию в арбитражном суде акта выездной налоговой проверки обвиняемого - индивидуального предпринимателя не находятся в причинной связи с оправданием гражданина по обвинению в совершении налогового преступления. Суд проверочной инстанции акцентировал внимание на том, что "в обоснование выводов об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, следователь ссылается на решения Арбитражного суда Пермского края об отмене решения налогового органа" <5>.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Судом рассматривался обжалованный обществом акт камеральной налоговой проверки, в котором инспекция пришла к выводу о том, что в отношении 34 реализованных квартир льгота по налогу обществом не подтверждена, поскольку общество не представило налоговому органу свидетельства о праве собственности общества на указанные квартиры. По мнению инспекции, реализовать квартиры общество могло только после регистрации права собственности на них. Отсутствие у общества свидетельств о праве собственности на переданные покупателям квартиры свидетельствует о том, что правом собственности общество не обладало, следовательно, передать его оно не могло. При отсутствии передачи права собственности на квартиры отсутствует факт их реализации, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией признается передача права собственности на товары.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Судом рассматривался обжалованный обществом акт камеральной налоговой проверки, в котором инспекция пришла к выводу о том, что в отношении 34 реализованных квартир льгота по налогу обществом не подтверждена, поскольку общество не представило налоговому органу свидетельства о праве собственности общества на указанные квартиры. По мнению инспекции, реализовать квартиры общество могло только после регистрации права собственности на них. Отсутствие у общества свидетельств о праве собственности на переданные покупателям квартиры свидетельствует о том, что правом собственности общество не обладало, следовательно, передать его оно не могло. При отсутствии передачи права собственности на квартиры отсутствует факт их реализации, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией признается передача права собственности на товары.
Статья: Взаимосогласительные процедуры в рамках налогового мониторинга как вид альтернативного урегулирования спора
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Кроме того, взаимосогласительные процедуры не соответствуют признакам арбитража, так как решение ФНС России не является заключительным этапом юридического конфликта, в отличие от решения арбитража. Налогоплательщик по результатам негативного для себя окончания взаимосогласительных процедур может не следовать позиции, изложенной в мотивированном мнении, и в дальнейшем оспорить подход налоговых органов в рамках возражений на акт налоговой проверки и обжалования решения по налоговой проверке в административном и судебном порядке. Таким образом, единственная процедура, имеющая частично сходные черты со взаимосогласительными процедурами в рамках налогового мониторинга, - это процедура урегулирования. Однако согласно приведенным выше признакам процедура урегулирования предполагает либо (i) заключение соглашения, либо (ii) достижение согласия.
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Кроме того, взаимосогласительные процедуры не соответствуют признакам арбитража, так как решение ФНС России не является заключительным этапом юридического конфликта, в отличие от решения арбитража. Налогоплательщик по результатам негативного для себя окончания взаимосогласительных процедур может не следовать позиции, изложенной в мотивированном мнении, и в дальнейшем оспорить подход налоговых органов в рамках возражений на акт налоговой проверки и обжалования решения по налоговой проверке в административном и судебном порядке. Таким образом, единственная процедура, имеющая частично сходные черты со взаимосогласительными процедурами в рамках налогового мониторинга, - это процедура урегулирования. Однако согласно приведенным выше признакам процедура урегулирования предполагает либо (i) заключение соглашения, либо (ii) достижение согласия.
Статья: Что предпринять, если вы не согласны с действиями (бездействием) ИФНС
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 11)Имейте в виду, если вы не согласны с фактами и выводами инспекции по результатам выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, то еще до вынесения решения вы вправе подать возражения на акт проверки (дополнение к акту проверки) <4>. Обжаловать акт налоговой проверки нельзя, поскольку сам по себе акт не затрагивает права налогоплательщика. По сути, это процессуальный документ, в котором лишь фиксируются результаты проверки <5>. Если до вынесения решения по результатам проверки вы подадите жалобу на содержание и выводы акта, то такая жалоба все равно будет рассматриваться как возражения. Так вот подача возражений на акт не является досудебным обжалованием акта налогового органа. Поэтому, если хотите впоследствии обжаловать решение ИФНС в суде, обязательно нужно подавать в УФНС жалобу на решение.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 11)Имейте в виду, если вы не согласны с фактами и выводами инспекции по результатам выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, то еще до вынесения решения вы вправе подать возражения на акт проверки (дополнение к акту проверки) <4>. Обжаловать акт налоговой проверки нельзя, поскольку сам по себе акт не затрагивает права налогоплательщика. По сути, это процессуальный документ, в котором лишь фиксируются результаты проверки <5>. Если до вынесения решения по результатам проверки вы подадите жалобу на содержание и выводы акта, то такая жалоба все равно будет рассматриваться как возражения. Так вот подача возражений на акт не является досудебным обжалованием акта налогового органа. Поэтому, если хотите впоследствии обжаловать решение ИФНС в суде, обязательно нужно подавать в УФНС жалобу на решение.
Готовое решение: Как применяются письма Минфина России по вопросам налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)О том, что вы следовали разъяснениям Минфина России, укажите в возражениях на акт налоговой проверки, а также при обжаловании решения по итогам проверки, приложив копию письма.
(КонсультантПлюс, 2025)О том, что вы следовали разъяснениям Минфина России, укажите в возражениях на акт налоговой проверки, а также при обжаловании решения по итогам проверки, приложив копию письма.
Готовое решение: Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать акт или действия по его составлению в вышестоящий налоговый орган и в суд нельзя, поскольку это еще не решение инспекции, и он не содержит обязательных для вас предписаний. Поэтому сам по себе акт не нарушает ваши права (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 766-О-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать акт или действия по его составлению в вышестоящий налоговый орган и в суд нельзя, поскольку это еще не решение инспекции, и он не содержит обязательных для вас предписаний. Поэтому сам по себе акт не нарушает ваши права (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 766-О-О).