Обыск в жилище депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Обыск в жилище депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Основания и порядок производства обыска. Комментарий к ст. 182 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В то же время стоит заметить, что в ч. 11 ст. 182 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать при производстве обыска вместо лица, в помещении которого он производится. Это лишь совершеннолетние члены семьи данного человека. До 1 июля 2002 года ч. 2 ст. 169 УПК РСФСР допускала приглашение "представителя жилищно-эксплуатационной организации, исполнительного комитета поселкового или сельского Совета народных депутатов", который мог присутствовать при обыске вместо лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Настоящим УПК РФ такой возможности не предусмотрено. Между тем и после нескольких лет действия УПК РФ 2001 года, когда обвиняемый (подозреваемый и др.), а равно "близкие родственники" последнего находились под стражей, органы предварительного расследования производили обыск "с участием представителя администрации района". И, главное, суды признавали результаты такого обыска допустимыми доказательствами, а порядок его производства проведенным без нарушений требований ст. 182 УК РФ <159>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В то же время стоит заметить, что в ч. 11 ст. 182 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать при производстве обыска вместо лица, в помещении которого он производится. Это лишь совершеннолетние члены семьи данного человека. До 1 июля 2002 года ч. 2 ст. 169 УПК РСФСР допускала приглашение "представителя жилищно-эксплуатационной организации, исполнительного комитета поселкового или сельского Совета народных депутатов", который мог присутствовать при обыске вместо лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Настоящим УПК РФ такой возможности не предусмотрено. Между тем и после нескольких лет действия УПК РФ 2001 года, когда обвиняемый (подозреваемый и др.), а равно "близкие родственники" последнего находились под стражей, органы предварительного расследования производили обыск "с участием представителя администрации района". И, главное, суды признавали результаты такого обыска допустимыми доказательствами, а порядок его производства проведенным без нарушений требований ст. 182 УК РФ <159>.
Статья: Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц: вопросы совершенствования правового регулирования и правоприменительной практики
(Багаутдинов Ф.Н., Михайлов А.А.)
("Законность", 2023, N 8)Следователь СК одного из районов Республики Татарстан расследовал уголовное дело по факту мошенничества. В деле были данные о причастности к совершению преступления депутата местного сельского поселения Ш. Следователь СК пригласил Ш. к себе, рассказал ему о расследовании уголовного дела и о том, что он подозревается в участии в совершении мошенничества. После этого следователь посоветовал Ш. написать в Совет сельского поселения заявление о добровольном сложении полномочий депутата, чтобы "имя Ш. не полоскали в СМИ".
(Багаутдинов Ф.Н., Михайлов А.А.)
("Законность", 2023, N 8)Следователь СК одного из районов Республики Татарстан расследовал уголовное дело по факту мошенничества. В деле были данные о причастности к совершению преступления депутата местного сельского поселения Ш. Следователь СК пригласил Ш. к себе, рассказал ему о расследовании уголовного дела и о том, что он подозревается в участии в совершении мошенничества. После этого следователь посоветовал Ш. написать в Совет сельского поселения заявление о добровольном сложении полномочий депутата, чтобы "имя Ш. не полоскали в СМИ".
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"1. Согласно статье 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий; он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (пункт 1); неприкосновенность депутата распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (пункт 2); указанные в пунктах 1 и 2 данной статьи ограничения не распространяются на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (пункт 3); в случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; в отношении депутата следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются под непосредственным надзором прокурора субъекта Российской Федерации (пункт 4); депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий; данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом (пункт 5).
"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"1. Согласно статье 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий; он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (пункт 1); неприкосновенность депутата распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (пункт 2); указанные в пунктах 1 и 2 данной статьи ограничения не распространяются на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (пункт 3); в случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; в отношении депутата следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются под непосредственным надзором прокурора субъекта Российской Федерации (пункт 4); депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий; данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом (пункт 5).
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами;