Обычная хозяйственная деятельность унитарных предприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Обычная хозяйственная деятельность унитарных предприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа имущества унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Судом вместе с тем установлено, что оспариваемый договор заключен предприятием в процессе обычной хозяйственной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Судом вместе с тем установлено, что оспариваемый договор заключен предприятием в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2024 N 21АП-9426/2024 по делу N А83-26846/2023
Требование: О взыскании по агентскому договору задолженности за выполненные работы, возмещении расходов, неустойки (пени) за нарушение сроков оплаты.
Встречное требование: О признании агентский договора ничтожным.
Решение: Требование удовлетворено в части.Таким образом, ограничение прав унитарных предприятий связано только с распоряжением, закрепленным за ним имуществом. Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия, не нуждаются в специальном одобрении собственника. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 18.03.2015 N 305-ЭС15-881.
Требование: О взыскании по агентскому договору задолженности за выполненные работы, возмещении расходов, неустойки (пени) за нарушение сроков оплаты.
Встречное требование: О признании агентский договора ничтожным.
Решение: Требование удовлетворено в части.Таким образом, ограничение прав унитарных предприятий связано только с распоряжением, закрепленным за ним имуществом. Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия, не нуждаются в специальном одобрении собственника. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 18.03.2015 N 305-ЭС15-881.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая сделка унитарного предприятия считается крупной и как получить на нее согласие собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о том, могут ли относиться к крупным сделки, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия, неоднозначен. В законодательстве об унитарных предприятиях не установлено, что это невозможно. Минэкономразвития России полагает, что при отнесении сделки к крупной характер деятельности не имеет значения. Суды, как правило, придерживаются похожей позиции и считают, что основной критерий крупности сделки - это стоимость ее предмета (Письмо Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2009 N 8410/09 по делу N А63-14155/2008-С1-40).
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о том, могут ли относиться к крупным сделки, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия, неоднозначен. В законодательстве об унитарных предприятиях не установлено, что это невозможно. Минэкономразвития России полагает, что при отнесении сделки к крупной характер деятельности не имеет значения. Суды, как правило, придерживаются похожей позиции и считают, что основной критерий крупности сделки - это стоимость ее предмета (Письмо Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2009 N 8410/09 по делу N А63-14155/2008-С1-40).
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Единого подхода к таким сделкам у судов нет: часть судов не признает их крупными, поскольку эти сделки не связаны с распоряжением имуществом, закрепленным за унитарным предприятием. Это значит, что их совершение не требует специального одобрения от собственника имущества. Другие суды отмечают, что в Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях нет исключения для таких сделок. Поэтому, если унитарное предприятие реализует продукцию на соответствующую сумму, есть риск, что суд признает такую сделку крупной независимо от того, что она совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности. Если собственник имущества не давал согласия на такую сделку, она может быть признана недействительной и унитарное предприятие должно будет вернуть покупателю деньги, полученные от продажи продукции (п. 3 ст. 23 указанного Закона, п. 2 ст. 167, п. 1 ст. 168 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Единого подхода к таким сделкам у судов нет: часть судов не признает их крупными, поскольку эти сделки не связаны с распоряжением имуществом, закрепленным за унитарным предприятием. Это значит, что их совершение не требует специального одобрения от собственника имущества. Другие суды отмечают, что в Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях нет исключения для таких сделок. Поэтому, если унитарное предприятие реализует продукцию на соответствующую сумму, есть риск, что суд признает такую сделку крупной независимо от того, что она совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности. Если собственник имущества не давал согласия на такую сделку, она может быть признана недействительной и унитарное предприятие должно будет вернуть покупателю деньги, полученные от продажи продукции (п. 3 ст. 23 указанного Закона, п. 2 ст. 167, п. 1 ст. 168 ГК РФ).
Нормативные акты
<Письмо> Росимущества от 05.10.2015 N ИА-03/41274
"О необходимости согласования заключения мировых соглашений"При этом, как отмечено в письме Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728, что Закон о предприятиях не содержит условия о том, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. В связи с этим Минэкономразвития России считает, что в целях решения вопроса об отнесении сделки к крупной не имеет значение, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности. Указанная позиция подтверждается отдельными судебными актами (постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2013 г. N Ф05-14141/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2013 г. N А42-8300/2011).
"О необходимости согласования заключения мировых соглашений"При этом, как отмечено в письме Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728, что Закон о предприятиях не содержит условия о том, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. В связи с этим Минэкономразвития России считает, что в целях решения вопроса об отнесении сделки к крупной не имеет значение, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности. Указанная позиция подтверждается отдельными судебными актами (постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2013 г. N Ф05-14141/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2013 г. N А42-8300/2011).
<Письмо> Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728
"О применении положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"При этом отмечаем, что Закон о предприятиях не содержит условия о том, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. В связи с этим Минэкономразвития России считает, что в целях решения вопроса об отнесении сделки к крупной не имеет значение, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности. Указанная позиция подтверждается отдельными судебными актами (постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2013 г. N Ф05-14141/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2013 г. N А42-8300/2011).
"О применении положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"При этом отмечаем, что Закон о предприятиях не содержит условия о том, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. В связи с этим Минэкономразвития России считает, что в целях решения вопроса об отнесении сделки к крупной не имеет значение, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности. Указанная позиция подтверждается отдельными судебными актами (постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2013 г. N Ф05-14141/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2013 г. N А42-8300/2011).
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Повышенные требования к добросовестности контрагента могут быть предъявлены при заключении им сделки с обществом, имеющим тот или иной публичный элемент. В частности, если обществом, участвующим в социально значимых программах, финансируемых за счет бюджетных средств, выдается поручительство на невыгодных условиях (за неплатежеспособного заемщика, о чем контрагенту-банку было известно), то такая ситуация расценивается судами как дополнительное подтверждение того, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, что должно было быть очевидно для контрагента <1>. В российской практике традиционно под особым риском находятся сделки с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, при оспаривании сделок с которыми вопрос добросовестности контрагента судами подробно, как правило, не исследуется и сделка признается недействительной по совокупности оснований (и как крупная сделка, и как сделка, противоречащая закону и нарушающая публичный интерес по п. 2 ст. 168 ГК РФ) <2>. С учетом данной практики контрагенту разумно принять дополнительные меры для проверки сделки, если ее другой стороной выступает общество с подобным публичным элементом либо государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Повышенные требования к добросовестности контрагента могут быть предъявлены при заключении им сделки с обществом, имеющим тот или иной публичный элемент. В частности, если обществом, участвующим в социально значимых программах, финансируемых за счет бюджетных средств, выдается поручительство на невыгодных условиях (за неплатежеспособного заемщика, о чем контрагенту-банку было известно), то такая ситуация расценивается судами как дополнительное подтверждение того, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, что должно было быть очевидно для контрагента <1>. В российской практике традиционно под особым риском находятся сделки с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, при оспаривании сделок с которыми вопрос добросовестности контрагента судами подробно, как правило, не исследуется и сделка признается недействительной по совокупности оснований (и как крупная сделка, и как сделка, противоречащая закону и нарушающая публичный интерес по п. 2 ст. 168 ГК РФ) <2>. С учетом данной практики контрагенту разумно принять дополнительные меры для проверки сделки, если ее другой стороной выступает общество с подобным публичным элементом либо государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
Вопрос: О сделках унитарного предприятия, подлежащих согласованию с собственником его имущества.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 28-03-05/86586)Учитывая изложенное, полагаем, что согласованию с собственником имущества унитарного предприятия подлежат все сделки, соответствующие требованиям части 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ, вне зависимости от того, связаны ли они с обычной хозяйственной деятельностью унитарного предприятия или являются сделками по оказанию услуг.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 28-03-05/86586)Учитывая изложенное, полагаем, что согласованию с собственником имущества унитарного предприятия подлежат все сделки, соответствующие требованиям части 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ, вне зависимости от того, связаны ли они с обычной хозяйственной деятельностью унитарного предприятия или являются сделками по оказанию услуг.