Обязательный налоговый мониторинг
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный налоговый мониторинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 105.30 "Мотивированное мнение налогового органа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, мотивированное мнение налоговой инспекции, вынесенное в рамках налогового мониторинга в порядке ст. 105.30 НК РФ, должно быть признано недействительным.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, мотивированное мнение налоговой инспекции, вынесенное в рамках налогового мониторинга в порядке ст. 105.30 НК РФ, должно быть признано недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг доступен для крупных организаций - сумма уплаченных за год налогов не менее 80 млн руб., годовой доход от 800 млн руб., активы не менее 800 млн руб., - а также для резидентов ОЭЗ и других территорий с особыми условиями для бизнеса. Обязаны переходить на налоговый мониторинг только участники СЗПК при любой величине доходов, активов и уплаченных налогов (ст. 105.26 НК РФ, ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг доступен для крупных организаций - сумма уплаченных за год налогов не менее 80 млн руб., годовой доход от 800 млн руб., активы не менее 800 млн руб., - а также для резидентов ОЭЗ и других территорий с особыми условиями для бизнеса. Обязаны переходить на налоговый мониторинг только участники СЗПК при любой величине доходов, активов и уплаченных налогов (ст. 105.26 НК РФ, ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)Организации переходят на налоговый мониторинг добровольно. Исключение - участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Они обязаны перейти на налоговый мониторинг в течение трех лет со дня заключения такого соглашения.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации переходят на налоговый мониторинг добровольно. Исключение - участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Они обязаны перейти на налоговый мониторинг в течение трех лет со дня заключения такого соглашения.
Статья: Система внутреннего контроля для налогового мониторинга
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)При этом среди респондентов, являющихся участниками налогового мониторинга, средний уровень зрелости на момент исследования составляет 3,1 (в 2022 г. составил 3,6). Наблюдается тенденция снижения среднего уровня зрелости СВК на начало участия в налоговом мониторинге. Она связана с расширением критериев для участия в налоговом мониторинге: снижением обязательных суммовых критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг по доходам и активам и по налогам и обязательностью участия в режиме налогового мониторинга компаний, заключивших СЗПК/СПИК или являющихся участниками ТОР/ОЭЗ.
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)При этом среди респондентов, являющихся участниками налогового мониторинга, средний уровень зрелости на момент исследования составляет 3,1 (в 2022 г. составил 3,6). Наблюдается тенденция снижения среднего уровня зрелости СВК на начало участия в налоговом мониторинге. Она связана с расширением критериев для участия в налоговом мониторинге: снижением обязательных суммовых критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг по доходам и активам и по налогам и обязательностью участия в режиме налогового мониторинга компаний, заключивших СЗПК/СПИК или являющихся участниками ТОР/ОЭЗ.
Статья: Чем хорош налоговый мониторинг
(Штукмастер И.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 10)Стоит ли компаниям, удовлетворяющим критериям НК РФ, обратить внимание на эту форму налогового контроля? Выгодна ли она? И не перевешивают ли недостатки возможные выгоды? Каждая компания, принимая решение о вступлении в налоговый мониторинг, должна взвесить все "за" и "против". Рассмотрим кратко плюсы и минусы, которые выделяют эксперты, в том числе с учетом уже накопленного опыта.
(Штукмастер И.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 10)Стоит ли компаниям, удовлетворяющим критериям НК РФ, обратить внимание на эту форму налогового контроля? Выгодна ли она? И не перевешивают ли недостатки возможные выгоды? Каждая компания, принимая решение о вступлении в налоговый мониторинг, должна взвесить все "за" и "против". Рассмотрим кратко плюсы и минусы, которые выделяют эксперты, в том числе с учетом уже накопленного опыта.
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Предлагается дополнить ст. 90 НК РФ положением о регламентации оснований для вызова на допрос свидетелей в рамках налогового мониторинга. Основания для вызова свидетелей по финансово-хозяйственным вопросам участников налогового мониторинга должны носить обоснованный и четкий характер. Также предлагается утвердить новую форму уведомления о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний отдельно для участников налогового мониторинга, где, помимо указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого производится данный вызов, будет выделена графа "Основания для вызова". Данная графа должна содержать объективные причины вызова, предварительный перечень вопросов, которые планируется адресовать свидетелю на допросе. Вопросы должны касаться определенного, узкого предмета, перепроверяемого в рамках налогового мониторинга. При этом перечень вопросов должен быть конкретизирован настолько, чтобы у свидетеля была возможность подготовиться к допросу, а необходимость повторных вызовов и предоставления дальнейших уточнений была минимизирована.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Предлагается дополнить ст. 90 НК РФ положением о регламентации оснований для вызова на допрос свидетелей в рамках налогового мониторинга. Основания для вызова свидетелей по финансово-хозяйственным вопросам участников налогового мониторинга должны носить обоснованный и четкий характер. Также предлагается утвердить новую форму уведомления о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний отдельно для участников налогового мониторинга, где, помимо указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого производится данный вызов, будет выделена графа "Основания для вызова". Данная графа должна содержать объективные причины вызова, предварительный перечень вопросов, которые планируется адресовать свидетелю на допросе. Вопросы должны касаться определенного, узкого предмета, перепроверяемого в рамках налогового мониторинга. При этом перечень вопросов должен быть конкретизирован настолько, чтобы у свидетеля была возможность подготовиться к допросу, а необходимость повторных вызовов и предоставления дальнейших уточнений была минимизирована.
Статья: Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В настоящее время организация-налогоплательщик, в отношении которой планируется проведение налогового мониторинга, должна подпадать под определенные критерии, в частности общая сумма уплаченных такой организацией налогов должна превышать 100 млн рублей. В расчет берутся исчисленные как налогоплательщиком, так и налоговым агентом налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Кроме того, учитываются выручка и стоимость чистых активов - они должны составлять более 1 млрд рублей. Показатели рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга. Обязанность соответствовать суммовым критериям не распространяется на консолидированные группы налогоплательщиков и участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В настоящее время организация-налогоплательщик, в отношении которой планируется проведение налогового мониторинга, должна подпадать под определенные критерии, в частности общая сумма уплаченных такой организацией налогов должна превышать 100 млн рублей. В расчет берутся исчисленные как налогоплательщиком, так и налоговым агентом налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Кроме того, учитываются выручка и стоимость чистых активов - они должны составлять более 1 млрд рублей. Показатели рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга. Обязанность соответствовать суммовым критериям не распространяется на консолидированные группы налогоплательщиков и участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Кроме того, приняты и законодательно оформлены решения о том, чтобы задействовать налоговый мониторинг в качестве дополнительного механизма поддержки инвесторов. Им, в отличие от остальных налогоплательщиков, гораздо проще получить статус участника налогового мониторинга. Для этого достаточно перейти на один из льготных налоговых режимов, перечень которых достаточно широк. В него входят режимы особых экономических зон, территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ. Упрощенный порядок входа в налоговый мониторинг распространяется одновременно на участников промышленных кластеров и соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Иными словами, для инвесторов, получающих особый финансово-правовой статус, прохождение финансовых фильтров налогового мониторинга не является обязательным. Долгосрочный эффект данных решений ожидается довольно значительным, особенно если учесть озвученные на выставке-форуме "Россия", прошедшей в 2024 году, намерения Минэкономразвития России "перевести на налоговый мониторинг максимум резидентов ОЭЗ для ускорения возврата им НДС" <12>, т.е. дать им возможность использовать заявительный порядок возмещения данного налога на основании подп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ. Принимая во внимание, что в границах особых экономических зон (которых, между прочим, насчитывается несколько десятков) зарегистрировано более тысячи резидентов <13>, нетрудно оценить потенциал налогового мониторинга в приросте своих участников и спрогнозировать сохранение тенденции роста их числа. Для сравнения отметим, что на этапе запуска налогового мониторинга его участниками были всего лишь 7 компаний <14>, тогда как в настоящее время их насчитывается несколько сотен <15>.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Кроме того, приняты и законодательно оформлены решения о том, чтобы задействовать налоговый мониторинг в качестве дополнительного механизма поддержки инвесторов. Им, в отличие от остальных налогоплательщиков, гораздо проще получить статус участника налогового мониторинга. Для этого достаточно перейти на один из льготных налоговых режимов, перечень которых достаточно широк. В него входят режимы особых экономических зон, территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ. Упрощенный порядок входа в налоговый мониторинг распространяется одновременно на участников промышленных кластеров и соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Иными словами, для инвесторов, получающих особый финансово-правовой статус, прохождение финансовых фильтров налогового мониторинга не является обязательным. Долгосрочный эффект данных решений ожидается довольно значительным, особенно если учесть озвученные на выставке-форуме "Россия", прошедшей в 2024 году, намерения Минэкономразвития России "перевести на налоговый мониторинг максимум резидентов ОЭЗ для ускорения возврата им НДС" <12>, т.е. дать им возможность использовать заявительный порядок возмещения данного налога на основании подп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ. Принимая во внимание, что в границах особых экономических зон (которых, между прочим, насчитывается несколько десятков) зарегистрировано более тысячи резидентов <13>, нетрудно оценить потенциал налогового мониторинга в приросте своих участников и спрогнозировать сохранение тенденции роста их числа. Для сравнения отметим, что на этапе запуска налогового мониторинга его участниками были всего лишь 7 компаний <14>, тогда как в настоящее время их насчитывается несколько сотен <15>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга, в частности, является:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга, в частности, является:
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас проводится налоговый мониторинг, налоговый орган не должен запрашивать у вас повторно документы, которые вы представили ранее в виде копий, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 105.29 НК РФ). Получив такой запрос, подайте уведомление, заверенное УКЭП, через информационную систему, к которой налоговому органу предоставлен доступ, или по ТКС (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас проводится налоговый мониторинг, налоговый орган не должен запрашивать у вас повторно документы, которые вы представили ранее в виде копий, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 105.29 НК РФ). Получив такой запрос, подайте уведомление, заверенное УКЭП, через информационную систему, к которой налоговому органу предоставлен доступ, или по ТКС (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Готовое решение: Мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)проводить налоговый мониторинг. Эту форму налогового контроля применяют к достаточно крупным организациям. Налоговый мониторинг возможен на добровольной основе, по заявлению организации и решению налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ). Исключение - участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Они обязаны перейти на налоговый мониторинг в течение трех лет со дня заключения такого соглашения. При проведении данной формы налогового контроля проверяющие получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации. Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно;
(КонсультантПлюс, 2025)проводить налоговый мониторинг. Эту форму налогового контроля применяют к достаточно крупным организациям. Налоговый мониторинг возможен на добровольной основе, по заявлению организации и решению налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ). Исключение - участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Они обязаны перейти на налоговый мониторинг в течение трех лет со дня заключения такого соглашения. При проведении данной формы налогового контроля проверяющие получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации. Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно;
Вопрос: Об обязательном налоговом мониторинге.
(Письмо Минфина России от 25.04.2025 N 03-02-08/42075)Вопрос: Об обязательном налоговом мониторинге.
(Письмо Минфина России от 25.04.2025 N 03-02-08/42075)Вопрос: Об обязательном налоговом мониторинге.