Обязательный досудебный порядок обжалования
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный досудебный порядок обжалования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 140 "Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом этого обращение налогоплательщика с жалобой в ФНС России при соблюдении обязательного досудебного порядка обжалования решения инспекции в УФНС не является основанием для восстановления срока на обращение в арбитражный суд.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом этого обращение налогоплательщика с жалобой в ФНС России при соблюдении обязательного досудебного порядка обжалования решения инспекции в УФНС не является основанием для восстановления срока на обращение в арбитражный суд.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 138 "Порядок обжалования" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом изложенного обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на все налоговые споры. Учитывая, что налогоплательщик не обжаловал оспариваемое требование в вышестоящий налоговый орган, суд оставил заявление без рассмотрения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом изложенного обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на все налоговые споры. Учитывая, что налогоплательщик не обжаловал оспариваемое требование в вышестоящий налоговый орган, суд оставил заявление без рассмотрения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"Статья 40. Досудебный порядок подачи жалобы
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"Статья 40. Досудебный порядок подачи жалобы
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"Глава 2.1. ДОСУДЕБНОЕ (ВНЕСУДЕБНОЕ) ОБЖАЛОВАНИЕ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"Глава 2.1. ДОСУДЕБНОЕ (ВНЕСУДЕБНОЕ) ОБЖАЛОВАНИЕ
Статья: Современные подходы в правовом обеспечении механизма государственного контроля предпринимательской деятельности
(Комиссаров А.В., Комиссаров М.А., Абакумова Е.Ю.)
("Право и экономика", 2023, N 9)Еще одной проблемой является недостаточная юридическая квалификация должностных лиц контролирующих и надзорных органов в гражданско-правовой области, что может приводить к необоснованным требованиям о необходимости досудебного обжалования в тех случаях, когда такой порядок на самом деле не является обязательным. Это, в свою очередь, может вести к дополнительным судебным разбирательствам и общему снижению эффективности механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, например, в споре между ООО "Онер" и Межрайонной инспекцией ФНС N 20 по Пермскому краю, где истец (ООО "Онер") заявлял о защите своей деловой репутации, представитель органа налогового контроля настаивал на том, что истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Инспекции, а значит, его заявление суд должен отклонить. Однако суд указал, что в силу п. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение досудебного порядка по данной категории споров не требуется, и дело судом было рассмотрено <8>.
(Комиссаров А.В., Комиссаров М.А., Абакумова Е.Ю.)
("Право и экономика", 2023, N 9)Еще одной проблемой является недостаточная юридическая квалификация должностных лиц контролирующих и надзорных органов в гражданско-правовой области, что может приводить к необоснованным требованиям о необходимости досудебного обжалования в тех случаях, когда такой порядок на самом деле не является обязательным. Это, в свою очередь, может вести к дополнительным судебным разбирательствам и общему снижению эффективности механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, например, в споре между ООО "Онер" и Межрайонной инспекцией ФНС N 20 по Пермскому краю, где истец (ООО "Онер") заявлял о защите своей деловой репутации, представитель органа налогового контроля настаивал на том, что истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Инспекции, а значит, его заявление суд должен отклонить. Однако суд указал, что в силу п. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение досудебного порядка по данной категории споров не требуется, и дело судом было рассмотрено <8>.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамЗаметим, что обжалование указанных решений (действий) в вышестоящем налоговом органе является обязательной процедурой перед их оспариванием в суде. Такой обязательный досудебный порядок обжалования следует из п. 2 ст. 138 НК РФ. Соблюдение досудебного порядка обжалования выступает условием реализации права лица на дальнейшее обращение в суд. Этот порядок считается соблюденным, если жалоба подана с учетом требований к порядку и сроку ее подачи, ее форме и содержанию и нет оснований для оставления ее без рассмотрения (п. п. 1, 45, 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд отметил, что обязательный досудебный порядок обжалования решений по налоговым проверкам в ФНС в данном случае п. 2 ст. 138 НК РФ не предусмотрен (Постановление АС МО от 25.08.2023 N Ф05-19377/2023 по делу N А40-220604/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд отметил, что обязательный досудебный порядок обжалования решений по налоговым проверкам в ФНС в данном случае п. 2 ст. 138 НК РФ не предусмотрен (Постановление АС МО от 25.08.2023 N Ф05-19377/2023 по делу N А40-220604/2022).
Статья: Масштабные поправки в Налоговый кодекс РФ: что нового?
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обязательный досудебный порядок обжалования распространен на требования имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц с 1 января 2025 года (п. 2 ст. 138 НК РФ в редакции п. 49 ст. 1 Закона). До этого обжалование в вышестоящий налоговый орган не было обязательным для этой категории споров.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обязательный досудебный порядок обжалования распространен на требования имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц с 1 января 2025 года (п. 2 ст. 138 НК РФ в редакции п. 49 ст. 1 Закона). До этого обжалование в вышестоящий налоговый орган не было обязательным для этой категории споров.
Ситуация: Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обжаловании решения налогового органа по налоговой проверке в судебном порядке обязателен досудебный порядок обжалования (п. 2 ст. 138 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обжаловании решения налогового органа по налоговой проверке в судебном порядке обязателен досудебный порядок обжалования (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Статья: Механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процессе несостоятельности: современные тренды
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)- оспаривать его включение в данный перечень в судебном порядке при условии соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования, предусмотренного частью девятой ст. 57.6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)- оспаривать его включение в данный перечень в судебном порядке при условии соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования, предусмотренного частью девятой ст. 57.6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Готовое решение: Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Перед судом, как правило, обязателен досудебный порядок обжалования (п. 2 ст. 138 НК РФ, ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 189 АПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
(КонсультантПлюс, 2025)Перед судом, как правило, обязателен досудебный порядок обжалования (п. 2 ст. 138 НК РФ, ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 189 АПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Статья: О некоторых вопросах, подходах и задачах исследования административно-экономического процесса
(Писенко К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Одним из примеров особенностей внесудебного (исполнительного) административно-экономического процесса является установление в соответствии с централизованным законодательством о контрольно-надзорной деятельности (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ)) <17> обязательного досудебного порядка разрешения дел, возникающих с участием предпринимательских структур. Так, согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона N 248-ФЗ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
(Писенко К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Одним из примеров особенностей внесудебного (исполнительного) административно-экономического процесса является установление в соответствии с централизованным законодательством о контрольно-надзорной деятельности (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ)) <17> обязательного досудебного порядка разрешения дел, возникающих с участием предпринимательских структур. Так, согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона N 248-ФЗ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Статья: Контроль за решениями и действиями органов исполнительной власти в арбитражном судопроизводстве
(Мухтарова О.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В ряде случаев законодатель предусматривает обязательный досудебный (административный) порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти. Это касается некоторых налоговых споров, применительно к которым Конституционный Суд РФ сформулировал важное положение о том, что законодательство, требующее обязательного административного обжалования решений налоговых органов перед обращением в суд, поддерживает баланс общественными и частными интересами, содействует урегулированию нарушений прав граждан и организаций налоговыми органами, обеспечивая "эффективное разрешение конфликтов". По его мнению, такой подход укрепляет возможность предварительного разрешения споров, что соответствует полномочиям законодателя и праву на справедливое судопроизводство <1>.
(Мухтарова О.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В ряде случаев законодатель предусматривает обязательный досудебный (административный) порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти. Это касается некоторых налоговых споров, применительно к которым Конституционный Суд РФ сформулировал важное положение о том, что законодательство, требующее обязательного административного обжалования решений налоговых органов перед обращением в суд, поддерживает баланс общественными и частными интересами, содействует урегулированию нарушений прав граждан и организаций налоговыми органами, обеспечивая "эффективное разрешение конфликтов". По его мнению, такой подход укрепляет возможность предварительного разрешения споров, что соответствует полномочиям законодателя и праву на справедливое судопроизводство <1>.
Готовое решение: Как обжаловать действия (бездействие) Росреестра (его территориального органа)
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что если решение о приостановлении кадастрового учета (или кадастрового учета и госрегистрации) принято по нескольким основаниям, но хотя бы одно из них указано в ч. 9 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости, то досудебный порядок обжалования должен быть соблюден. Нужно также учитывать, что если срок обращения в апелляционную комиссию истек, то можно обратиться сразу в суд, так как его восстановление законодательством не предусмотрено. Суды указывают, что положения, предусматривающие обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении кадастрового учета, приняты для обеспечения дополнительных гарантий наиболее быстрого, внесудебного порядка разрешения возникшего спора и не могут рассматриваться как препятствие для судебной защиты нарушенного права (см., например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.04.2021 N 18-КАД21-12-К4).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что если решение о приостановлении кадастрового учета (или кадастрового учета и госрегистрации) принято по нескольким основаниям, но хотя бы одно из них указано в ч. 9 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости, то досудебный порядок обжалования должен быть соблюден. Нужно также учитывать, что если срок обращения в апелляционную комиссию истек, то можно обратиться сразу в суд, так как его восстановление законодательством не предусмотрено. Суды указывают, что положения, предусматривающие обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении кадастрового учета, приняты для обеспечения дополнительных гарантий наиболее быстрого, внесудебного порядка разрешения возникшего спора и не могут рассматриваться как препятствие для судебной защиты нарушенного права (см., например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.04.2021 N 18-КАД21-12-К4).