Обязательный аудит при банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный аудит при банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Аудит в ООО
(КонсультантПлюс, 2025)ООО должно проводить обязательный аудит, даже если находится в процедуре банкротства
(КонсультантПлюс, 2025)ООО должно проводить обязательный аудит, даже если находится в процедуре банкротства
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 67 "Обязанности временного управляющего" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Из приведенных норм следует, что Закон о банкротстве возлагает на временного управляющего обязанность привлекать аудитора для проведения анализа финансового состояния должника в случае, если ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<51> Сведения о деятельности юридических лиц: о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации; об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых Внешэкономбанком и кредитными организациями (банковских гарантий); о заключении клиентом договора факторинга; иные сведения, внесение которых предусмотрено федеральными законами (например, о результатах обязательного аудита, о заключении концессионного соглашения, о банкротстве и др.). См.: Постановление Правительства РФ от 12.01.2018 N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"; Включение компании в санкционные списки освобождает от обязанности раскрывать информацию. URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-company-s-inclusion-in-the-sanctions-lists-exempt-from-the-obligation-to-disclose-information/ (дата обращения: 28.01.2021).
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<51> Сведения о деятельности юридических лиц: о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации; об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых Внешэкономбанком и кредитными организациями (банковских гарантий); о заключении клиентом договора факторинга; иные сведения, внесение которых предусмотрено федеральными законами (например, о результатах обязательного аудита, о заключении концессионного соглашения, о банкротстве и др.). См.: Постановление Правительства РФ от 12.01.2018 N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"; Включение компании в санкционные списки освобождает от обязанности раскрывать информацию. URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-company-s-inclusion-in-the-sanctions-lists-exempt-from-the-obligation-to-disclose-information/ (дата обращения: 28.01.2021).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заслуживающей внимания проблемой в правоприменительной практике является вопрос необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в той или иной организации. Один из таких вопросов был разрешен Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2020 N Ф05-10586/2016 по делу N А40-121310/2015. Судом была разрешена правовая неопределенность в отношении того, имеется ли у арбитражного управляющего обязанность проводить аудит. Было отмечено, что если общество соответствует критериям, установленным ст. 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности", то проведение обязательного аудита необходимо вне зависимости от того, находится ли лицо в процедуре банкротства.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заслуживающей внимания проблемой в правоприменительной практике является вопрос необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в той или иной организации. Один из таких вопросов был разрешен Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2020 N Ф05-10586/2016 по делу N А40-121310/2015. Судом была разрешена правовая неопределенность в отношении того, имеется ли у арбитражного управляющего обязанность проводить аудит. Было отмечено, что если общество соответствует критериям, установленным ст. 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности", то проведение обязательного аудита необходимо вне зависимости от того, находится ли лицо в процедуре банкротства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность Фонда субъекта Российской Федерации подлежит обязательному аудиту, который проводится аудиторской организацией, отобранной Фондом субъекта Российской Федерации по результатам конкурса.
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность Фонда субъекта Российской Федерации подлежит обязательному аудиту, который проводится аудиторской организацией, отобранной Фондом субъекта Российской Федерации по результатам конкурса.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 2 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" установлено, что обязательный аудит проводится ежегодно. В части 6 ст. 24 комментируемого Закона также говорится об аудите годовой отчетности Агентства. Соответственно, внеочередной аудиторской проверкой Агентства будет являться любая аудиторская проверка, нежели аудиторская проверка годовой отчетности Агентства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 2 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" установлено, что обязательный аудит проводится ежегодно. В части 6 ст. 24 комментируемого Закона также говорится об аудите годовой отчетности Агентства. Соответственно, внеочередной аудиторской проверкой Агентства будет являться любая аудиторская проверка, нежели аудиторская проверка годовой отчетности Агентства.
Статья: Судебная экспертная деятельность: публично-правовой аспект
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<14> Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева" // Российская газета. 2005. 28 дек.
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<14> Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева" // Российская газета. 2005. 28 дек.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)б) обязательность формирования контрольно-ревизионных органов (ревизионная комиссия, внутренний аудит, обязательный аудит), установление других мер контроля (надзора) на всех этапах принятия решений (государственная регистрация, лицензирование и аттестация, надзорные функции ЦБ РФ, дополнительные контрольные полномочия владельцев ценных бумаг и саморегулируемой организации, банкротство профессионального участника рынка ценных бумаг под контролем ЦБ РФ и т.д.);
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)б) обязательность формирования контрольно-ревизионных органов (ревизионная комиссия, внутренний аудит, обязательный аудит), установление других мер контроля (надзора) на всех этапах принятия решений (государственная регистрация, лицензирование и аттестация, надзорные функции ЦБ РФ, дополнительные контрольные полномочия владельцев ценных бумаг и саморегулируемой организации, банкротство профессионального участника рынка ценных бумаг под контролем ЦБ РФ и т.д.);
Статья: О привлечении главного бухгалтера к субсидиарной ответственности
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)- ненадлежащее хранение документов, что существенно затруднило проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (в частности, формирование и реализацию конкурсной массы);
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)- ненадлежащее хранение документов, что существенно затруднило проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (в частности, формирование и реализацию конкурсной массы);
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита согласно Приказу Минэкономразвития от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве". В реестре указываются: идентифицирующие аудируемое лицо данные, данные аудитора, перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена, и т.д.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита согласно Приказу Минэкономразвития от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве". В реестре указываются: идентифицирующие аудируемое лицо данные, данные аудитора, перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена, и т.д.
Статья: Передача документов физических и юридических лиц
(Цыкунова Е.С.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 1)<4> Юридические лица обязаны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в подп. "к" - "н.7" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами (подп. "н.7", "о" п. 7 ст. 7.1 указанного Закона: например, сведения о результатах обязательного аудита (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"), сведения о членстве в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях")).
(Цыкунова Е.С.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 1)<4> Юридические лица обязаны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в подп. "к" - "н.7" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами (подп. "н.7", "о" п. 7 ст. 7.1 указанного Закона: например, сведения о результатах обязательного аудита (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"), сведения о членстве в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях")).
Статья: Публичные сервисы для проверки контрагентов
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)- результатах обязательного аудита (аудит, в частности, обязателен для акционерных обществ или если объем выручки организации за предыдущий год превышает 400 млн рублей или сумма активов более 60 млн рублей) <2>;
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)- результатах обязательного аудита (аудит, в частности, обязателен для акционерных обществ или если объем выручки организации за предыдущий год превышает 400 млн рублей или сумма активов более 60 млн рублей) <2>;
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В Определении СКЭС ВС России от 22 июня 2017 г. N 310-ЭС15-199212 по делу N А35-1514/2011 <104> отмечено, что нормы комментируемого Закона не содержат какого-либо исключения для лиц, находящихся в процедуре банкротства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В Определении СКЭС ВС России от 22 июня 2017 г. N 310-ЭС15-199212 по делу N А35-1514/2011 <104> отмечено, что нормы комментируемого Закона не содержат какого-либо исключения для лиц, находящихся в процедуре банкротства.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)По общему правилу по истечении срока, на который избрана ревизионная комиссия (ревизор), ее полномочия прекращаются. Из этого правила имеются исключения. Полномочия ревизионной комиссии (ревизора) могут быть досрочно прекращены о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства полномочия ревизионной комиссии фактически прекращаются. Это вытекает из п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве, несмотря на то что ревизионная комиссия не относится к органам управления должника. Данным Законом не предусмотрено право участника ООО предъявлять требования к конкурсному управляющему о проведении обязательного аудита общества или проверки его деятельности ревизионной комиссией (ревизором). Судебная практика подтверждает, что "конкурсный управляющий по своей инициативе вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, поэтому требования... о возложении обязанности провести проверку годового отчета и годового бухгалтерского баланса... ревизионной комиссией (ревизором) и аудитором... удовлетворению не подлежат" <1>.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)По общему правилу по истечении срока, на который избрана ревизионная комиссия (ревизор), ее полномочия прекращаются. Из этого правила имеются исключения. Полномочия ревизионной комиссии (ревизора) могут быть досрочно прекращены о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства полномочия ревизионной комиссии фактически прекращаются. Это вытекает из п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве, несмотря на то что ревизионная комиссия не относится к органам управления должника. Данным Законом не предусмотрено право участника ООО предъявлять требования к конкурсному управляющему о проведении обязательного аудита общества или проверки его деятельности ревизионной комиссией (ревизором). Судебная практика подтверждает, что "конкурсный управляющий по своей инициативе вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, поэтому требования... о возложении обязанности провести проверку годового отчета и годового бухгалтерского баланса... ревизионной комиссией (ревизором) и аудитором... удовлетворению не подлежат" <1>.