Обязательные работы по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательные работы по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" КоАП РФ"В связи с тем, что санкция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в виде обязательных работ либо административного ареста, дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению исключительно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" КоАП РФ"В связи с тем, что санкция части 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в виде обязательных работ либо административного ареста, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению исключительно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено, в день получения протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (часть 3 статьи 25.1, часть 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательные работы в УК РФ и КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья: Ответственность за хищение чужого имущества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Юридическая ответственность за хищение предусмотрена нормами административного, уголовного и трудового права. Мелкое хищение по КоАП РФ наказывается административным штрафом, административным арестом на срок до 15 суток или обязательными работами на срок до 50 часов. При этом административный штраф установлен в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не может быть менее 1 000 руб. при хищении имущества стоимостью не более 1 000 руб. и не менее 3 000 руб. по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ - при хищении имущества стоимостью от 100 до 2 500 руб. Частью 3 ст. 7.27 КоАП РФ также установлена дифференцированная ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3 000 руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения, либо обязательные работы на срок до 120 часов с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения; и для юридических лиц - от 20 000 до 50 000 руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Юридическая ответственность за хищение предусмотрена нормами административного, уголовного и трудового права. Мелкое хищение по КоАП РФ наказывается административным штрафом, административным арестом на срок до 15 суток или обязательными работами на срок до 50 часов. При этом административный штраф установлен в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не может быть менее 1 000 руб. при хищении имущества стоимостью не более 1 000 руб. и не менее 3 000 руб. по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ - при хищении имущества стоимостью от 100 до 2 500 руб. Частью 3 ст. 7.27 КоАП РФ также установлена дифференцированная ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3 000 руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения, либо обязательные работы на срок до 120 часов с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения; и для юридических лиц - от 20 000 до 50 000 руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)В соответствии с ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от обязательных работ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)В соответствии с ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от обязательных работ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"При назначении обязательных работ за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, в постановлении о назначении административного наказания должны быть приведены мотивы принятия такого решения.
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"При назначении обязательных работ за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, в постановлении о назначении административного наказания должны быть приведены мотивы принятия такого решения.
Ситуация: Какие гарантии предоставляются женщинам, имеющим детей до трех лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет и совершивших административное правонарушение, не применяются обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет и совершивших административное правонарушение, не применяются обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8. В части 8 комментируемой статьи установлено, что в случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, СПИ составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8. В части 8 комментируемой статьи установлено, что в случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, СПИ составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Статья: Гармонизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за грубые нарушения Правил дорожного движения РФ (ст. 264.1 - 264.3 УК РФ)
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Отдельного внимания заслуживает ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами. В качестве наиболее строгого вида наказания за совершение данного административного правонарушения предусмотрены обязательные работы, которые (судя по расположению в ст. 3.2 КоАП РФ) существенно строже, чем лишение права управления транспортными средствами и административный арест. Однако, на наш взгляд, законодательная оценка общественной опасности данного деяния гипертрофирована. В этом можно убедиться, если сравнить количество ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения и лишенными права управления транспортными средствами, а также тяжесть их последствий. Так, в 2023 г. по вине водителей, лишенных права управления транспортными средствами, было совершено 1 630 ДТП, тяжесть последствий составила 12,5. За тот же период по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, было совершено 3 133 ДТП, тяжесть последствий составила 15,8 <10>. Из приведенных статистических данных следует, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ), как минимум не уступает по степени общественной опасности управлению транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Отдельного внимания заслуживает ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами. В качестве наиболее строгого вида наказания за совершение данного административного правонарушения предусмотрены обязательные работы, которые (судя по расположению в ст. 3.2 КоАП РФ) существенно строже, чем лишение права управления транспортными средствами и административный арест. Однако, на наш взгляд, законодательная оценка общественной опасности данного деяния гипертрофирована. В этом можно убедиться, если сравнить количество ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения и лишенными права управления транспортными средствами, а также тяжесть их последствий. Так, в 2023 г. по вине водителей, лишенных права управления транспортными средствами, было совершено 1 630 ДТП, тяжесть последствий составила 12,5. За тот же период по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, было совершено 3 133 ДТП, тяжесть последствий составила 15,8 <10>. Из приведенных статистических данных следует, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ), как минимум не уступает по степени общественной опасности управлению транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).
Статья: Правовая природа мер ответственности за нарушение банковского законодательства
(Ильина А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)Ранее отмечалось, что правовой статус Банка России сопряжен с элементами публичности, в первую очередь благодаря целям его деятельности. Между тем дискуссионен вопрос относительно правовой природы мер ответственности: если это меры публичного права, то, как следствие, такие меры должны быть закреплены в нормативных актах публичного права. При этом анализ КоАП РФ и банковского законодательства дает возможность сделать вывод, что меры ответственности, возлагаемые Банком России на подконтрольные ему банки, не могут приниматься в качестве одного из видов административной ответственности. Более того, административное законодательство предусматривает четко очерченный и не подлежащий расширительному толкованию перечень видов административных наказаний, таких как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, обязательные работы и некоторые другие санкции, которые могут применяться как к физическим, так и юридическим лицам.
(Ильина А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)Ранее отмечалось, что правовой статус Банка России сопряжен с элементами публичности, в первую очередь благодаря целям его деятельности. Между тем дискуссионен вопрос относительно правовой природы мер ответственности: если это меры публичного права, то, как следствие, такие меры должны быть закреплены в нормативных актах публичного права. При этом анализ КоАП РФ и банковского законодательства дает возможность сделать вывод, что меры ответственности, возлагаемые Банком России на подконтрольные ему банки, не могут приниматься в качестве одного из видов административной ответственности. Более того, административное законодательство предусматривает четко очерченный и не подлежащий расширительному толкованию перечень видов административных наказаний, таких как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, обязательные работы и некоторые другие санкции, которые могут применяться как к физическим, так и юридическим лицам.