Обязательное участие прокурора в делах об административных правонарушениях



Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное участие прокурора в делах об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 08.05.2024 по делу N 7-596/2024 (УИД 16RS0037-01-2024-001458-88)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Решение: Отказано.
Ссылка в жалобе на то, что в судебном заседании не принимал участие представитель прокуратуры как лицо, обязанное поддерживать государственное обвинение, вследствие чего, по мнению заявителя, судом был нарушен принцип состязательности сторон, не может являться основанием для отмены либо изменения постановления суда, поскольку обязательное участие прокурора при рассмотрении дел указанной категории нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено. Настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении У. не было возбуждено по инициативе прокурора, в связи с чем его участие в рассмотрении дела в силу закона не требовалось.
Решение Свердловского областного суда от 06.12.2023 по делу N 71-464/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ.
Решение: Удовлетворено.
Рассмотрение дела без участия прокурора не свидетельствует о нарушении судьей районного суда принципа беспристрастности, поскольку обязательное участие прокурора статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в производстве по данной категории дел не предусмотрено.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Участие прокурора в пересмотре судами постановлений об административных правонарушениях
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)
Представляется, что назрела необходимость отражения в КоАП РФ перечня видов дел, где участие прокурора обязательно, конкретизации полномочий прокурора, форм их реализации, совершенствования арбитражного процессуального законодательства в части участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Статья: Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)
Однако практическая реализация рассматриваемого элемента презумпции невиновности вызывает определенные вопросы. На стадии возбуждения дела все предельно просто. Субъект административной юрисдикции устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, фиксируя их в процессуальных формах, предусмотренных гл. 26 - 27 КоАП РФ. Однако на стадии рассмотрения дела бремя доказывания парадоксальным образом переходит на субъектов, к подведомственности которых отнесено его рассмотрение. Вызвано это тем, что действующий КоАП РФ, во-первых, не наделяет лиц, к компетенции которых относится возбуждение дел об административных правонарушениях, за исключением прокурора, правовым статусом участников производства, а во-вторых, не требует их обязательного участия в рассмотрении дела и представлении собранных доказательств <11>. Таким образом, доказательства виновности лица представляются субъектами административной юрисдикции, к полномочиям которых отнесено исключительно рассмотрение дела, т.е. проверка и оценка правильности и обоснованности выводов, сделанных в протоколе об административном правонарушении или постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Налицо подмена процессуальных функций, которая, помимо нарушения такого элемента принципа презумпции невиновности, как бремя доказывания, размывает принципы процессуального равенства и состязательности сторон производства. В проекте процессуального КоАП РФ названная проблема частично решена включением должностного лица (представителя органа), возбудившего дело об административном правонарушении, в число участников производства (ст. 2.11). Однако данные субъекты наделены лишь правом участия в рассмотрении дела, но не обязаны представлять собранные доказательства. Учитывая колоссальный объем дел об административных правонарушениях, представляется, что бремя доказывания виновности, как и прежде, будет лежать на субъектах, уполномоченных на рассмотрение дел. В этой связи предлагаем законодательно закрепить обязательность участия должностных лиц, возбудивших дело об административном правонарушении, в его рассмотрении при наличии публично-правового спора, т.е. в случаях, когда лицо, преследуемое за совершение административного правонарушения, отрицает свою причастность к нему. Именно на данных субъектов необходимо возлагать бремя доказывания виновности в ходе рассмотрения дела.
показать больше документов

Нормативные акты

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
показать больше документов