Обязательное участие лица, привлекаемого к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное участие лица, привлекаемого к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2024 N 16-4283/2024 (УИД 04RS0022-01-2023-001031-23)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Каких-либо нарушений требований ст. 29.14 КоАП РФ судом не допущено, поскольку суд не признавал обязательным участие лица, привлеченного к административной ответственности в судебном заседании, ВКС отсутствовала по техническим причинам, независящим от суда. Представитель общества не представил доказательств, подтверждающих невозможность принять непосредственное участие в судебном заседании.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Каких-либо нарушений требований ст. 29.14 КоАП РФ судом не допущено, поскольку суд не признавал обязательным участие лица, привлеченного к административной ответственности в судебном заседании, ВКС отсутствовала по техническим причинам, независящим от суда. Представитель общества не представил доказательств, подтверждающих невозможность принять непосредственное участие в судебном заседании.
Решение Курганского областного суда от 21.10.2024 N 12-32/2024 (УИД 45RS0015-01-2024-000660-13)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.4 КоАП РФ за нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
Решение: Отказано.Изучив заявленные ходатайства, считаю необходимым в их удовлетворении отказать, поскольку судьей не признано обязательным участием в судебном заседании лица, привлеченного к административной ответственности, и его защитника, а для разрешения дела представлено достаточное количество письменных доказательств.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.4 КоАП РФ за нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
Решение: Отказано.Изучив заявленные ходатайства, считаю необходимым в их удовлетворении отказать, поскольку судьей не признано обязательным участием в судебном заседании лица, привлеченного к административной ответственности, и его защитника, а для разрешения дела представлено достаточное количество письменных доказательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Столь же противоречиво регулируются вопросы, связанные с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде доставления и административного задержания лица, в отношении которого ведется производство по делу, и рассмотрением дел о привлечении к административной ответственности в виде административного ареста. По смыслу ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, за совершение которого предусмотрен административный арест даже в качестве единственного основного наказания (например, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ), задерживать правонарушителя и доставлять его в суд должностное лицо, уполномоченное применять названные меры, не обязано. При этом в силу ч. 3 ст. 25.1 и ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело о таком правонарушении должно быть рассмотрено в течение суток с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим не ясно, как должен поступить судья, если упомянутое лицо не доставлено в суд. Указанный вопрос остается без прямого ответа. Только посредством логических умозаключений можно предположить, что в подобной ситуации судье, на рассмотрение которого передано данное дело, следует возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Столь же противоречиво регулируются вопросы, связанные с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде доставления и административного задержания лица, в отношении которого ведется производство по делу, и рассмотрением дел о привлечении к административной ответственности в виде административного ареста. По смыслу ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, за совершение которого предусмотрен административный арест даже в качестве единственного основного наказания (например, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ), задерживать правонарушителя и доставлять его в суд должностное лицо, уполномоченное применять названные меры, не обязано. При этом в силу ч. 3 ст. 25.1 и ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело о таком правонарушении должно быть рассмотрено в течение суток с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим не ясно, как должен поступить судья, если упомянутое лицо не доставлено в суд. Указанный вопрос остается без прямого ответа. Только посредством логических умозаключений можно предположить, что в подобной ситуации судье, на рассмотрение которого передано данное дело, следует возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Статья: Порядок участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательного участия защитника в каких-либо делах об административных правонарушениях КоАП РФ не предусматривает, равно как и назначения его лицу, привлекаемому к административной ответственности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательного участия защитника в каких-либо делах об административных правонарушениях КоАП РФ не предусматривает, равно как и назначения его лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, устанавливает связь с судом, органом, учреждением, обеспечивающими участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи лица, присутствие которого признано обязательным. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи обеспечивают судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, сотрудник учреждения.
(ред. от 04.11.2025)4. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, устанавливает связь с судом, органом, учреждением, обеспечивающими участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи лица, присутствие которого признано обязательным. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи обеспечивают судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, сотрудник учреждения.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Вопрос 12: Возможен ли допуск защитника к участию в деле об административном правонарушении, если его полномочия оформлены доверенностью, которая заверена жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства или организацией, в которой работает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо такая доверенность должна быть удостоверена в нотариальном порядке? Может ли суд допускать защитника к участию в деле, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об административном правонарушении?
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Вопрос 12: Возможен ли допуск защитника к участию в деле об административном правонарушении, если его полномочия оформлены доверенностью, которая заверена жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства или организацией, в которой работает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо такая доверенность должна быть удостоверена в нотариальном порядке? Может ли суд допускать защитника к участию в деле, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об административном правонарушении?
Статья: Штраф уплачен [не] излишне: согласованность правовых институтов как конституционная ценность (на примере административно-деликтного права)
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)Конечно, любая судебная тяжба может и должна быть сопряжена с рисками. Однако вряд ли наличие столь чрезмерного риска по принципу all or nothing можно считать конституционно оправданным, когда речь идет о споре гражданина с государством. Как неоднократно указывал Конституционный Суд, законодатель при определении параметров правового регулирования и процессуальных механизмов обязан учитывать особенности субъектного состава соответствующих правоотношений <16>. Поскольку правоотношения, складывающиеся в связи с привлечением лица к административной ответственности, носят публично-правовой характер, а гражданин участвует в них в качестве более слабой стороны, возможность ретроактивного действия судебного акта, улучшающего положение гражданина в отношениях с государством, должна быть обеспечена в любом случае.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)Конечно, любая судебная тяжба может и должна быть сопряжена с рисками. Однако вряд ли наличие столь чрезмерного риска по принципу all or nothing можно считать конституционно оправданным, когда речь идет о споре гражданина с государством. Как неоднократно указывал Конституционный Суд, законодатель при определении параметров правового регулирования и процессуальных механизмов обязан учитывать особенности субъектного состава соответствующих правоотношений <16>. Поскольку правоотношения, складывающиеся в связи с привлечением лица к административной ответственности, носят публично-правовой характер, а гражданин участвует в них в качестве более слабой стороны, возможность ретроактивного действия судебного акта, улучшающего положение гражданина в отношениях с государством, должна быть обеспечена в любом случае.
Ситуация: Как лишают водительских прав?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, по объективным причинам не может присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, но его присутствие признано судьей обязательным, то по ходатайству участника производства по делу или по инициативе судьи при наличии технической возможности участие в рассмотрении дела может быть организовано с использованием систем видео-конференц-связи. Также, если для правильного рассмотрения и разрешения дела необходимо участие в его рассмотрении лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, оно по собственному ходатайству или по инициативе судьи и при наличии технической возможности может участвовать в рассмотрении дела с использованием системы веб-конференции (п. 7 ч. 1 ст. 29.4, ч. 1 ст. 29.14, ч. 1 ст. 29.16 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, по объективным причинам не может присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, но его присутствие признано судьей обязательным, то по ходатайству участника производства по делу или по инициативе судьи при наличии технической возможности участие в рассмотрении дела может быть организовано с использованием систем видео-конференц-связи. Также, если для правильного рассмотрения и разрешения дела необходимо участие в его рассмотрении лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, оно по собственному ходатайству или по инициативе судьи и при наличии технической возможности может участвовать в рассмотрении дела с использованием системы веб-конференции (п. 7 ч. 1 ст. 29.4, ч. 1 ст. 29.14, ч. 1 ст. 29.16 КоАП РФ).
Статья: Истечение срока давности привлечения к административной ответственности как основание освобождения от нее: проблема безнаказанности за совершение административного правонарушения
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)Что касается других оснований приостановления, восстановления либо возможности перерыва течения срока давности, таковых оснований закон не предусматривает, даже если сроки рассмотрения дела были затянуты искусственно или намеренно, в частности, в связи с истребованием судьей новых доказательств, не имеющих значения для дела или подтверждающих уже подтвержденные имеющимися доказательствами факты, неявкой лиц, участвующих в производстве по делу, уклонением лица, привлекаемого к административной ответственности, от участия в судебном заседании (в случае наличия требования о его обязательности), например, со ссылкой на свою временную нетрудоспособность (неподтвержденную, неоднократную, с иными признаками злоупотребления). В юридической литературе отмечают множество и других примеров процессуальных издержек, коррупционных проявлений и злоупотреблений, направленных на затягивание рассмотрения дела об административном правонарушении <16>. Верховный Суд РФ указывал, что несоблюдение сроков рассмотрения дел, в том числе об административных правонарушениях, существенно нарушает право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Это означает, что дела должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии правилам судопроизводства, важной составляющей которых выступают сроки их рассмотрения <17>.
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)Что касается других оснований приостановления, восстановления либо возможности перерыва течения срока давности, таковых оснований закон не предусматривает, даже если сроки рассмотрения дела были затянуты искусственно или намеренно, в частности, в связи с истребованием судьей новых доказательств, не имеющих значения для дела или подтверждающих уже подтвержденные имеющимися доказательствами факты, неявкой лиц, участвующих в производстве по делу, уклонением лица, привлекаемого к административной ответственности, от участия в судебном заседании (в случае наличия требования о его обязательности), например, со ссылкой на свою временную нетрудоспособность (неподтвержденную, неоднократную, с иными признаками злоупотребления). В юридической литературе отмечают множество и других примеров процессуальных издержек, коррупционных проявлений и злоупотреблений, направленных на затягивание рассмотрения дела об административном правонарушении <16>. Верховный Суд РФ указывал, что несоблюдение сроков рассмотрения дел, в том числе об административных правонарушениях, существенно нарушает право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Это означает, что дела должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии правилам судопроизводства, важной составляющей которых выступают сроки их рассмотрения <17>.
Статья: К вопросу: культура и экскурсия - экономика и право
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)Что касается новелл законодательства, о которых мы упомянули выше, то это, как известно: нормы, касающиеся гражданства РФ; введение обязательной аттестации экскурсоводов <28> сроком на пять лет с последующей переаттестацией; создание единого федерального реестра их учета, а также разработка формы аттестата и нагрудной идентификационной карточки; введение нормы о соответствующей государственной пошлине; создание специальных аттестационных комиссий органами государственной власти субъектов РФ в сфере туризма; организация и осуществление государственного контроля за соответствующими лицами (в том числе предусматривается установление административной ответственности); обязанность осуществлять деятельность только в одном субъекте РФ либо необходимость проходить аттестацию с обязательным участием членов комиссий из других субъектов страны (с обозначением маршрута); требование к порядку и критериям аттестации. Уже в Федеральном законе закреплены как обязательные - наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования; наличие дополнительного профессионального образования в соответствии с предполагаемым профилем, за исключением наличия полученного образования в сфере туризма по программам, включающим соответствующие дисциплины (модули); норма о владении языком, на котором будет вестись экскурсия, а также установление правил оказания экскурсионных услуг; соответствие требованиям Правительства РФ в отношении порядка и критериев аттестации. Однако в Законе сделаны и некоторые исключения для экскурсоводов, состоящих в трудовых отношениях с религиозными организациями (заметим, что в данном случае не предъявлены требования ни к образованию, ни к профессионализму, несмотря на то, что экскурсии на религиозные темы и в рамках паломнической деятельности также могут затрагивать общие и частные вопросы, касающиеся как естественных, технических, так и гуманитарных наук); в отношении лиц, осуществляющих показ на объектах и состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с владельцами указанных объектов (отметим, законодатель четко не конкретизирует, какие именно имеются в виду объекты, какой формы собственности, ведомственной принадлежности и прочие характеристики); также исключение сделано для показов в рамках образовательной деятельности.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)Что касается новелл законодательства, о которых мы упомянули выше, то это, как известно: нормы, касающиеся гражданства РФ; введение обязательной аттестации экскурсоводов <28> сроком на пять лет с последующей переаттестацией; создание единого федерального реестра их учета, а также разработка формы аттестата и нагрудной идентификационной карточки; введение нормы о соответствующей государственной пошлине; создание специальных аттестационных комиссий органами государственной власти субъектов РФ в сфере туризма; организация и осуществление государственного контроля за соответствующими лицами (в том числе предусматривается установление административной ответственности); обязанность осуществлять деятельность только в одном субъекте РФ либо необходимость проходить аттестацию с обязательным участием членов комиссий из других субъектов страны (с обозначением маршрута); требование к порядку и критериям аттестации. Уже в Федеральном законе закреплены как обязательные - наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования; наличие дополнительного профессионального образования в соответствии с предполагаемым профилем, за исключением наличия полученного образования в сфере туризма по программам, включающим соответствующие дисциплины (модули); норма о владении языком, на котором будет вестись экскурсия, а также установление правил оказания экскурсионных услуг; соответствие требованиям Правительства РФ в отношении порядка и критериев аттестации. Однако в Законе сделаны и некоторые исключения для экскурсоводов, состоящих в трудовых отношениях с религиозными организациями (заметим, что в данном случае не предъявлены требования ни к образованию, ни к профессионализму, несмотря на то, что экскурсии на религиозные темы и в рамках паломнической деятельности также могут затрагивать общие и частные вопросы, касающиеся как естественных, технических, так и гуманитарных наук); в отношении лиц, осуществляющих показ на объектах и состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с владельцами указанных объектов (отметим, законодатель четко не конкретизирует, какие именно имеются в виду объекты, какой формы собственности, ведомственной принадлежности и прочие характеристики); также исключение сделано для показов в рамках образовательной деятельности.
Статья: Риски расширения цифровой основы применения административной ответственности
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако такое правовое регулирование может привести к ущемлению процессуальных прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях. Во-первых, разрешение ходатайства остается полностью на усмотрение субъекта административной юрисдикции. Из спроектированной нормы не следует, что суд (орган, должностное лицо) не вправе отказать в удовлетворении подобного ходатайства, поступившего от участника производства по делу об административном правонарушении. Во-вторых, следует учитывать, что одна четверть только "судебных" дел об административных правонарушениях рассматриваются без участия лиц, в отношении которых должен быть решен вопрос о привлечении их к административной ответственности.
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако такое правовое регулирование может привести к ущемлению процессуальных прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях. Во-первых, разрешение ходатайства остается полностью на усмотрение субъекта административной юрисдикции. Из спроектированной нормы не следует, что суд (орган, должностное лицо) не вправе отказать в удовлетворении подобного ходатайства, поступившего от участника производства по делу об административном правонарушении. Во-вторых, следует учитывать, что одна четверть только "судебных" дел об административных правонарушениях рассматриваются без участия лиц, в отношении которых должен быть решен вопрос о привлечении их к административной ответственности.
Готовое решение: Как СФР привлекает к административной ответственности за нарушения по формам персонифицированного учета
(КонсультантПлюс, 2025)Судья может решить, что ваше участие обязательно. Тогда прийти придется, иначе могут привести принудительно. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, по объективным причинам не может присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, но его присутствие признано судьей обязательным, то по ходатайству участника производства по делу или по инициативе судьи при наличии технической возможности участие в рассмотрении дела может быть организовано с использованием систем видео-конференц-связи. Кроме того, если ваше участие необходимо, но вы не можете его обеспечить по объективным причинам, по вашему ходатайству либо по инициативе судьи ваше участие может быть организовано путем проведения веб-конференции при условии, что и у вас, и суда есть технические возможности (ч. 3 ст. 25.1, ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7, ч. 1 ст. 29.14, ч. 1 ст. 29.16 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Судья может решить, что ваше участие обязательно. Тогда прийти придется, иначе могут привести принудительно. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, по объективным причинам не может присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, но его присутствие признано судьей обязательным, то по ходатайству участника производства по делу или по инициативе судьи при наличии технической возможности участие в рассмотрении дела может быть организовано с использованием систем видео-конференц-связи. Кроме того, если ваше участие необходимо, но вы не можете его обеспечить по объективным причинам, по вашему ходатайству либо по инициативе судьи ваше участие может быть организовано путем проведения веб-конференции при условии, что и у вас, и суда есть технические возможности (ч. 3 ст. 25.1, ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7, ч. 1 ст. 29.14, ч. 1 ст. 29.16 КоАП РФ).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки - юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должен был привлекаться к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица".
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки - юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должен был привлекаться к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица".
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Представитель в суде может оказаться дисквалифицированным лицом либо нести ограничения, определенные в ст. 47 Уголовного кодекса РФ. Он и все иные субъекты могут иметь судимость и вследствие привлечения к административной ответственности должны соблюдать ограничения, сдерживающие правовую активность. Названные факторы должны отражаться в судебных актах, участие отдельных лиц в процессе должно быть исключено или ограничено, а представляемым ими доказательствам должна быть дана критическая оценка.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Представитель в суде может оказаться дисквалифицированным лицом либо нести ограничения, определенные в ст. 47 Уголовного кодекса РФ. Он и все иные субъекты могут иметь судимость и вследствие привлечения к административной ответственности должны соблюдать ограничения, сдерживающие правовую активность. Названные факторы должны отражаться в судебных актах, участие отдельных лиц в процессе должно быть исключено или ограничено, а представляемым ими доказательствам должна быть дана критическая оценка.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Распределение обязанностей по доказыванию также обладает спецификой. С одной стороны, в силу положений, установленных ч. 5 ст. 205 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. С другой стороны, это не отменяет требования ст. 65 АПК РФ, в силу которого каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. Поэтому, выдвигая доводы в свою защиту, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано представить соответствующие доказательства, подтверждающие либо опровергающие наличие тех или иных обстоятельств.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Распределение обязанностей по доказыванию также обладает спецификой. С одной стороны, в силу положений, установленных ч. 5 ст. 205 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. С другой стороны, это не отменяет требования ст. 65 АПК РФ, в силу которого каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. Поэтому, выдвигая доводы в свою защиту, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано представить соответствующие доказательства, подтверждающие либо опровергающие наличие тех или иных обстоятельств.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Понятие "юридическое лицо" является категорией гражданского права, и его использование юридически значимо только в гражданских правоотношениях. Это связано с тем, что организация, не имеющая статуса юридического лица, то есть не зарегистрированная в установленном порядке в качестве такового, не может вступать в гражданские правоотношения и совершать в рамках этих отношений какие-либо юридически значимые действия (сделки). Применительно к публичным, в том числе административным, правоотношениям наличие у той или иной организации статуса юридического лица далеко не всегда является обязательным условием для вступления ее в соответствующие отношения и участия в них. Так, участниками административных правоотношений могут являться не имеющие статуса юридического лица различного рода комиссии, например административные комиссии, территориальные подразделения органов исполнительной власти, филиалы юридических лиц, непосредственно взаимодействующие с административно-публичными органами. Необходимость наличия у организации статуса юридического лица в качестве обязательного условия участия ее в определенных административных правоотношениях предусматривается нормами административного права в весьма ограниченном числе случаев. Например, в силу прямого указания закона (ст. 2.1, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в административных правоотношениях, возникающих по поводу привлечения лиц к административной ответственности, в качестве субъектов такой ответственности могут выступать лишь организации, обладающие статусом юридического лица. В этой связи полагаем, что в целом субъектами административного права следует считать организации, как обладающие, так и не обладающие статусом юридического лица в его гражданско-правовом понимании.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Понятие "юридическое лицо" является категорией гражданского права, и его использование юридически значимо только в гражданских правоотношениях. Это связано с тем, что организация, не имеющая статуса юридического лица, то есть не зарегистрированная в установленном порядке в качестве такового, не может вступать в гражданские правоотношения и совершать в рамках этих отношений какие-либо юридически значимые действия (сделки). Применительно к публичным, в том числе административным, правоотношениям наличие у той или иной организации статуса юридического лица далеко не всегда является обязательным условием для вступления ее в соответствующие отношения и участия в них. Так, участниками административных правоотношений могут являться не имеющие статуса юридического лица различного рода комиссии, например административные комиссии, территориальные подразделения органов исполнительной власти, филиалы юридических лиц, непосредственно взаимодействующие с административно-публичными органами. Необходимость наличия у организации статуса юридического лица в качестве обязательного условия участия ее в определенных административных правоотношениях предусматривается нормами административного права в весьма ограниченном числе случаев. Например, в силу прямого указания закона (ст. 2.1, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в административных правоотношениях, возникающих по поводу привлечения лиц к административной ответственности, в качестве субъектов такой ответственности могут выступать лишь организации, обладающие статусом юридического лица. В этой связи полагаем, что в целом субъектами административного права следует считать организации, как обладающие, так и не обладающие статусом юридического лица в его гражданско-правовом понимании.