Обязательная медиация
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательная медиация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательная медиация и иные формы принуждения к участию в АРС в Великобритании
(Князев Д.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)"Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5
(Князев Д.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)"Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"Медиация становится обязательным досудебным урегулированием спора в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд (часть 1 статьи 4 Закона о медиации) или заменили предусмотренную федеральным законом процедуру досудебного урегулирования спора на медиацию при условии, что соответствующий федеральный закон позволяет изменить порядок такого урегулирования договором (например, часть 5 статьи 4 АПК РФ).
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"Медиация становится обязательным досудебным урегулированием спора в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд (часть 1 статьи 4 Закона о медиации) или заменили предусмотренную федеральным законом процедуру досудебного урегулирования спора на медиацию при условии, что соответствующий федеральный закон позволяет изменить порядок такого урегулирования договором (например, часть 5 статьи 4 АПК РФ).
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Медиативное соглашение удостоверяется с обязательным участием медиатора или медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, либо медиатора - представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации.
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Медиативное соглашение удостоверяется с обязательным участием медиатора или медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, либо медиатора - представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации.
Статья: Медиация по трудовым спорам в праве Республики Узбекистан: перспективы применения опыта ОАЭ, Турции и США
(Мавлонова Н.Б., Гайдаенко Шер Н.И.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Введение обязательной медиации по трудовым спорам в Турции дало положительные результаты <48>. По данным Министерства юстиции Турецкой Республики, в 2018 г., первом году действия нового закона, через процедуру медиации прошло более 354 тыс. трудовых споров, из которых около 65% были успешно урегулированы. По данным Bur in Yazici, с момента введения обязательной медиации по трудовым спорам (01.01.2018) по 04.05.2022 через процедуру медиации прошли 1 481 761 дел по 822 735 спорам, т.е. в 60% случаев стороны пришли к соглашению <49>. Это позволило существенно снизить нагрузку на суды, рассматривающие дела по трудовым отношениям, и сократить сроки разрешения споров. В то же время некоторые эксперты высказывают опасения, что обязательная медиация может ограничивать доступ работников к правосудию и создавать риски принуждения к заключению невыгодных соглашений <50>.
(Мавлонова Н.Б., Гайдаенко Шер Н.И.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Введение обязательной медиации по трудовым спорам в Турции дало положительные результаты <48>. По данным Министерства юстиции Турецкой Республики, в 2018 г., первом году действия нового закона, через процедуру медиации прошло более 354 тыс. трудовых споров, из которых около 65% были успешно урегулированы. По данным Bur in Yazici, с момента введения обязательной медиации по трудовым спорам (01.01.2018) по 04.05.2022 через процедуру медиации прошли 1 481 761 дел по 822 735 спорам, т.е. в 60% случаев стороны пришли к соглашению <49>. Это позволило существенно снизить нагрузку на суды, рассматривающие дела по трудовым отношениям, и сократить сроки разрешения споров. В то же время некоторые эксперты высказывают опасения, что обязательная медиация может ограничивать доступ работников к правосудию и создавать риски принуждения к заключению невыгодных соглашений <50>.
Статья: О духе процессуального закона и цивилистического процесса: в поисках утраченного?
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Показательна здесь ситуация с несудебными примирительными процедурами, распространенность и эффективность которых пока крайне малы, что констатировано и ВС РФ <7>. Однако пытаться исправить ситуацию публично-правовыми средствами - значит воспользоваться недолжными методами. Тем не менее вводится понятие "медиабельность спора" в качестве одного из критериев примирительных процедур (п. 3); низкая востребованность примирительных несудебных процедур объясняется в числе прочего отсутствием института обязательной медиации и отсутствием у судей права направлять лиц, участвующих в деле, на обязательное прохождение процедуры медиации; необязательностью проведения процедуры медиации до обращения в суд (п. 16). Одновременно ВС РФ констатирует "случаи использования примирительных процедур в целях злоупотребления процессуальными правами и затягивания судебного разбирательства" (п. 18). Однако так называемая медиабельность - в условиях диспозитивного в материально-правовом и процедурно-процессуальном смыслах регулирования процедуры медиации - предполагает предварительную юридическую квалификацию спора сторонами, что вряд ли приемлемо. Медиабельность спора допустима как объективная материально-правовая характеристика, но не как критерий выбора примирительной процедуры. В силу природы неверно, думаем, связывать возможную эффективность несудебных примирительных процедур с непременной регламентацией их законом и тем более с законодательным закреплением обязательности той или иной примирительной процедуры или направлением судом ex officio сторон на нее. Идея так называемой досудебной примирительной процедуры противоречит ее духу; нельзя примирительные несудебные процедуры "загонять" в прокрустово ложе нормы закона. Более того, несудебные примирительные процедуры вообще, на наш взгляд, не нуждаются в нормативной регламентации - достаточно общего легального предусмотрения их возможности. Понуждение к примирительной процедуре несовместимо с сущностью данного правового явления, выхолащивает его смысл и предназначение. Методология несудебных примирительных процедур - безусловно частноправовая, строящаяся на взаимном волеизъявлении сторон. Конечно, и нам приходилось уже это констатировать, процедурность несудебных примирительных процедур может быть названа очевидным примером контекстуального выхода процессуального закона, его "обратного" влияния на общественные отношения, но влияния не нормативного, а фактического, в известной мере "ореольного". В этом и проявляются ius и aequitas.
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Показательна здесь ситуация с несудебными примирительными процедурами, распространенность и эффективность которых пока крайне малы, что констатировано и ВС РФ <7>. Однако пытаться исправить ситуацию публично-правовыми средствами - значит воспользоваться недолжными методами. Тем не менее вводится понятие "медиабельность спора" в качестве одного из критериев примирительных процедур (п. 3); низкая востребованность примирительных несудебных процедур объясняется в числе прочего отсутствием института обязательной медиации и отсутствием у судей права направлять лиц, участвующих в деле, на обязательное прохождение процедуры медиации; необязательностью проведения процедуры медиации до обращения в суд (п. 16). Одновременно ВС РФ констатирует "случаи использования примирительных процедур в целях злоупотребления процессуальными правами и затягивания судебного разбирательства" (п. 18). Однако так называемая медиабельность - в условиях диспозитивного в материально-правовом и процедурно-процессуальном смыслах регулирования процедуры медиации - предполагает предварительную юридическую квалификацию спора сторонами, что вряд ли приемлемо. Медиабельность спора допустима как объективная материально-правовая характеристика, но не как критерий выбора примирительной процедуры. В силу природы неверно, думаем, связывать возможную эффективность несудебных примирительных процедур с непременной регламентацией их законом и тем более с законодательным закреплением обязательности той или иной примирительной процедуры или направлением судом ex officio сторон на нее. Идея так называемой досудебной примирительной процедуры противоречит ее духу; нельзя примирительные несудебные процедуры "загонять" в прокрустово ложе нормы закона. Более того, несудебные примирительные процедуры вообще, на наш взгляд, не нуждаются в нормативной регламентации - достаточно общего легального предусмотрения их возможности. Понуждение к примирительной процедуре несовместимо с сущностью данного правового явления, выхолащивает его смысл и предназначение. Методология несудебных примирительных процедур - безусловно частноправовая, строящаяся на взаимном волеизъявлении сторон. Конечно, и нам приходилось уже это констатировать, процедурность несудебных примирительных процедур может быть названа очевидным примером контекстуального выхода процессуального закона, его "обратного" влияния на общественные отношения, но влияния не нормативного, а фактического, в известной мере "ореольного". В этом и проявляются ius и aequitas.
Статья: Медиация: факторы, влияющие на востребованность процедуры
(Соломеина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В заключение следует обратить внимание еще на два взаимосвязанных фактора, наиболее часто обсуждаемые и наиболее дискуссионные. Первый из них - это введение обязательной медиации в качестве досудебного порядка урегулирования спора, которое можно отнести к процессуальным факторам. И второй - формирование не только достаточного для этого корпуса медиаторов, но и слаженного корпоративного сообщества.
(Соломеина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В заключение следует обратить внимание еще на два взаимосвязанных фактора, наиболее часто обсуждаемые и наиболее дискуссионные. Первый из них - это введение обязательной медиации в качестве досудебного порядка урегулирования спора, которое можно отнести к процессуальным факторам. И второй - формирование не только достаточного для этого корпуса медиаторов, но и слаженного корпоративного сообщества.
Статья: Примирение при расторжении брака: в аспекте сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)<21> Шумилов Г., Табакчи Т. Обязательная медиация по семейным спорам: "подводные камни". URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/obyazatelnaya-mediatsiya-po-semeynym-sporam-podvodnye-kamni/?ysclid=m1q7vr9vii436363646 (дата обращения: 01.10.2024).
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)<21> Шумилов Г., Табакчи Т. Обязательная медиация по семейным спорам: "подводные камни". URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/obyazatelnaya-mediatsiya-po-semeynym-sporam-podvodnye-kamni/?ysclid=m1q7vr9vii436363646 (дата обращения: 01.10.2024).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим приостановление производства по административному делу для проведения процедуры медиации должно осуществляться не только при наличии ходатайства сторон (или одной стороны при согласии другой) об этом, но и при представлении ими суду соглашения о проведении процедуры медиации. В этом случае суд выносит определение о проведении примирительной процедуры и о приостановлении производства по делу до истечения срока, указанного сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим приостановление производства по административному делу для проведения процедуры медиации должно осуществляться не только при наличии ходатайства сторон (или одной стороны при согласии другой) об этом, но и при представлении ими суду соглашения о проведении процедуры медиации. В этом случае суд выносит определение о проведении примирительной процедуры и о приостановлении производства по делу до истечения срока, указанного сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации.
Готовое решение: Как облагается НДС импорт товаров при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)При ввозе из стран ЕАЭС товаров, приобретаемых по посредническому договору, уплатить "ввозной" НДС и подать декларацию по косвенным налогам и другие документы, подтверждающие приобретение, ввоз товаров и уплату НДС, обязан российский посредник (п. 4 ст. 151 НК РФ, п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
(КонсультантПлюс, 2025)При ввозе из стран ЕАЭС товаров, приобретаемых по посредническому договору, уплатить "ввозной" НДС и подать декларацию по косвенным налогам и другие документы, подтверждающие приобретение, ввоз товаров и уплату НДС, обязан российский посредник (п. 4 ст. 151 НК РФ, п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Статья: Развитие примирительных процедур в налоговых правоотношениях
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В США в процедуре медиации обязательным участником является уполномоченный представитель (посредник), который является сотрудником Управления по рассмотрению жалоб. Однако уполномоченный представитель должен быть беспристрастен и выступать как посредник (медиатор) с целью оказания помощи в установлении взаимных соглашений по спорному вопросу. Сама процедура медиации является бесплатной для налогоплательщиков. При проведении процедуры медиации стороны обязаны предоставить всю информацию, которая необходима для разрешения спора [5]. Как правило, новые вопросы, которые не были изначально включены в процедуру, не могут выноситься на обсуждение, за исключением вопросов, которые могут способствовать урегулированию конфликта. Общие сроки проведения процедуры: 40 календарных дней для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей и 120 календарных дней - для крупных и средних налогоплательщиков.
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В США в процедуре медиации обязательным участником является уполномоченный представитель (посредник), который является сотрудником Управления по рассмотрению жалоб. Однако уполномоченный представитель должен быть беспристрастен и выступать как посредник (медиатор) с целью оказания помощи в установлении взаимных соглашений по спорному вопросу. Сама процедура медиации является бесплатной для налогоплательщиков. При проведении процедуры медиации стороны обязаны предоставить всю информацию, которая необходима для разрешения спора [5]. Как правило, новые вопросы, которые не были изначально включены в процедуру, не могут выноситься на обсуждение, за исключением вопросов, которые могут способствовать урегулированию конфликта. Общие сроки проведения процедуры: 40 календарных дней для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей и 120 календарных дней - для крупных и средних налогоплательщиков.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Адвокат, являясь представителем стороны спора, не может участвовать в примирительной процедуре в качестве медиатора (посредника). Медиатором обязательно должно быть независимое и не заинтересованное в исходе дела лицо, ориентированное на выполнение посреднической функции в урегулировании гражданско-правового спора. Задача медиатора - помочь сторонам освободиться от лишних эмоций и предвзятости, осознать их собственные интересы и на основе этого совместно выработать взаимоприемлемые договоренности <1>. Адвоката сложно назвать незаинтересованным лицом, поскольку принятие им поручения на представительство, обязывает его отстаивать интересы доверителя всеми законными средствами.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Адвокат, являясь представителем стороны спора, не может участвовать в примирительной процедуре в качестве медиатора (посредника). Медиатором обязательно должно быть независимое и не заинтересованное в исходе дела лицо, ориентированное на выполнение посреднической функции в урегулировании гражданско-правового спора. Задача медиатора - помочь сторонам освободиться от лишних эмоций и предвзятости, осознать их собственные интересы и на основе этого совместно выработать взаимоприемлемые договоренности <1>. Адвоката сложно назвать незаинтересованным лицом, поскольку принятие им поручения на представительство, обязывает его отстаивать интересы доверителя всеми законными средствами.
Готовое решение: Как облагаются НДС операции по продаже физлицам в РФ товаров из ЕАЭС через электронные торговые площадки - маркетплейсы
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранные продавцы и посредники должны встать на учет в налоговом органе. Они подают декларации по НДС и уплачивают налог в особом порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранные продавцы и посредники должны встать на учет в налоговом органе. Они подают декларации по НДС и уплачивают налог в особом порядке.