Обязать провести рекультивацию
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязать провести рекультивацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФПоскольку по смыслу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ достаточным основанием для проведения рекультивации земельного участка является загрязнение или нарушение его почвенного слоя, что в силу пункта 8 Правил рекультивации является поводом для проведения как минимум технических мероприятий, включая нанесение плодородного слоя почвы, суд апелляционной инстанции признал правомерными и обоснованными исковые требования Министерства об обязании ответчика разработать проект рекультивации земель и провести рекультивацию земель на земельном участке с кадастровым номером 02:48:020301:156."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Лицо, обязанное проводить ликвидацию горной выработки
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Лицо, обязанное проводить ликвидацию горной выработки
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение рекультивации могут возложить на вас, даже если деградация земель произошла из-за деятельности лиц, которые вам неизвестны. Вы обязаны проводить рекультивацию, если вы (п. 4 Правил рекультивации земель):
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение рекультивации могут возложить на вас, даже если деградация земель произошла из-за деятельности лиц, которые вам неизвестны. Вы обязаны проводить рекультивацию, если вы (п. 4 Правил рекультивации земель):
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Во исполнение предписания управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) причинитель вреда приступил к разработке проекта рекультивации поврежденного земельного участка. Спустя десять месяцев с момента выдачи предписания управление Россельхознадзора обратилось в суд с иском об обязании арендатора провести рекультивацию нарушенного земельного участка и о взыскании убытков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Во исполнение предписания управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) причинитель вреда приступил к разработке проекта рекультивации поврежденного земельного участка. Спустя десять месяцев с момента выдачи предписания управление Россельхознадзора обратилось в суд с иском об обязании арендатора провести рекультивацию нарушенного земельного участка и о взыскании убытков.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Между тем суды, в нарушение вышеуказанных норм, применили к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации управлению документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Между тем суды, в нарушение вышеуказанных норм, применили к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации управлению документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ.
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Оценочные обязательства, возникающие из обязательств, относящихся к окружающей среде и климату, отдельно выделяются аудиторами. Это объясняется тем обстоятельством, что, с одной стороны, существует ряд случаев, когда "показатели не могут быть измерены напрямую, но могут быть экспертно оценены, что приводит к возникновению неопределенности в измерении" [3], с другой - сумма данных обязательств может быть значительной для целей аудита. Например, в аудиторском заключении ПАО "АК "Алроса" по консолидированной финансовой отчетности за 2021 г. в качестве одного из ключевых вопросов аудита выделен расчет резерва по обязательству на рекультивацию земель. Аудиторы обосновали его важность тем, что деятельность ПАО "АК "Алроса" непосредственно связана с добычей полезных ископаемых. Следствием этого является наличие лицензионных соглашений на разработку месторождений и требований законодательства о рекультивации земель, что обязывает взять на себя обязательства по проведению рекультивации нарушенных земель и хвостохранилищ в зоне производственной деятельности компании. Расчет величины оценочного обязательства по каждому месторождению и хвостохранилищу производится на основе оценки будущих затрат и предполагает использование значительных суждений и допущений, включаемых в расчет оценочного обязательства (срок проведения работ по восстановлению земель, стоимость планируемых мероприятий по восстановлению, прогноз инфляции, ставки дисконтирования).
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Оценочные обязательства, возникающие из обязательств, относящихся к окружающей среде и климату, отдельно выделяются аудиторами. Это объясняется тем обстоятельством, что, с одной стороны, существует ряд случаев, когда "показатели не могут быть измерены напрямую, но могут быть экспертно оценены, что приводит к возникновению неопределенности в измерении" [3], с другой - сумма данных обязательств может быть значительной для целей аудита. Например, в аудиторском заключении ПАО "АК "Алроса" по консолидированной финансовой отчетности за 2021 г. в качестве одного из ключевых вопросов аудита выделен расчет резерва по обязательству на рекультивацию земель. Аудиторы обосновали его важность тем, что деятельность ПАО "АК "Алроса" непосредственно связана с добычей полезных ископаемых. Следствием этого является наличие лицензионных соглашений на разработку месторождений и требований законодательства о рекультивации земель, что обязывает взять на себя обязательства по проведению рекультивации нарушенных земель и хвостохранилищ в зоне производственной деятельности компании. Расчет величины оценочного обязательства по каждому месторождению и хвостохранилищу производится на основе оценки будущих затрат и предполагает использование значительных суждений и допущений, включаемых в расчет оценочного обязательства (срок проведения работ по восстановлению земель, стоимость планируемых мероприятий по восстановлению, прогноз инфляции, ставки дисконтирования).
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Полноценные экологические требования к порядку вывода объектов хозяйственной и иной деятельности из эксплуатации путем их физической ликвидации или консервации до недавнего времени не были установлены ни в законодательстве, ни в нормативных документах. В ряде статей Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (далее - Закон об охране окружающей среды) они были сформулированы в виде бланкетных норм-требований, которые, как правило, обязывают субъектов хозяйственной деятельности провести рекультивацию земель и иные меры по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Полноценные экологические требования к порядку вывода объектов хозяйственной и иной деятельности из эксплуатации путем их физической ликвидации или консервации до недавнего времени не были установлены ни в законодательстве, ни в нормативных документах. В ряде статей Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (далее - Закон об охране окружающей среды) они были сформулированы в виде бланкетных норм-требований, которые, как правило, обязывают субъектов хозяйственной деятельности провести рекультивацию земель и иные меры по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Статья: Определение Судебной коллегии ВС РФ по делу N 306-ЭС20-16219
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- обязать Общество провести рекультивацию нарушенных земель
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- обязать Общество провести рекультивацию нарушенных земель