Обязанности ТСЖ
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности ТСЖ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Решение о реорганизации в форме выделения
(КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности товарищества собственников жилья установлены в статьях 137, 138 ЖК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности товарищества собственников жилья установлены в статьях 137, 138 ЖК РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Реорганизация в форме разделения
(КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности товарищества собственников жилья установлены в статьях 137, 138 ЖК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности товарищества собственников жилья установлены в статьях 137, 138 ЖК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1.8.5. Новые обязанности УК (ТСЖ)
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1.8.5. Новые обязанности УК (ТСЖ)
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья
(ред. от 04.11.2025)Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья
Статья: Понятие товарищества собственников жилья и управляющей организации (управляющей компании)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.2. В связи с тем что потребители вносят плату за содержание жилья и коммунальные услуги в УО, а ТСЖ не распоряжается денежными средствами, не контролирует расходы и поступление платежей от потребителей, то есть фактически не ведет никакой финансовой деятельности, утверждение смет доходов и расходов в таком ТСЖ утрачивает смысл. Несмотря на то что п. 3 ст. 148 ЖК РФ устанавливает обязанность правления ТСЖ составлять смету доходов и расходов товарищества на соответствующий год и годовой отчет о деятельности товарищества, в том числе финансово-хозяйственной деятельности товарищества, за предыдущий год, представление такого отчета общему собранию членов товарищества для утверждения, размещение такого отчета, утвержденного общим собранием членов товарищества, в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, п. 2 ч. 3 ст. 150 ЖК РФ устанавливает обязанность ревизионной комиссии (ревизора) представлять общему собранию членов ТСЖ заключение о смете доходов и расходов, а п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ относит к компетенции общего собрания членов ТСЖ утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, неисполнение предусмотренных приведенными нормами обязанностей приводит только к невозможности осуществления ТСЖ финансовой деятельности, к отсутствию права ТСЖ получать денежные средства и расходовать их. Никаких иных последствий отсутствия у ТСЖ сметы доходов и расходов законодательство не предусматривает. А поскольку при заключении договора управления с УО ТСЖ и так утрачивает право распоряжения денежными средствами, отказ ТСЖ от составления и утверждения смет доходов и расходов не влечет никаких негативных последствий.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.2. В связи с тем что потребители вносят плату за содержание жилья и коммунальные услуги в УО, а ТСЖ не распоряжается денежными средствами, не контролирует расходы и поступление платежей от потребителей, то есть фактически не ведет никакой финансовой деятельности, утверждение смет доходов и расходов в таком ТСЖ утрачивает смысл. Несмотря на то что п. 3 ст. 148 ЖК РФ устанавливает обязанность правления ТСЖ составлять смету доходов и расходов товарищества на соответствующий год и годовой отчет о деятельности товарищества, в том числе финансово-хозяйственной деятельности товарищества, за предыдущий год, представление такого отчета общему собранию членов товарищества для утверждения, размещение такого отчета, утвержденного общим собранием членов товарищества, в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, п. 2 ч. 3 ст. 150 ЖК РФ устанавливает обязанность ревизионной комиссии (ревизора) представлять общему собранию членов ТСЖ заключение о смете доходов и расходов, а п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ относит к компетенции общего собрания членов ТСЖ утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, неисполнение предусмотренных приведенными нормами обязанностей приводит только к невозможности осуществления ТСЖ финансовой деятельности, к отсутствию права ТСЖ получать денежные средства и расходовать их. Никаких иных последствий отсутствия у ТСЖ сметы доходов и расходов законодательство не предусматривает. А поскольку при заключении договора управления с УО ТСЖ и так утрачивает право распоряжения денежными средствами, отказ ТСЖ от составления и утверждения смет доходов и расходов не влечет никаких негативных последствий.
Ситуация: Что будет, если выйти из ТСЖ, и как это сделать?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанности собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанности собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ
Ситуация: Как создать ТСЖ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)иные сведения, например об имуществе ТСЖ, о правах и обязанностях его членов, о порядке реорганизации и ликвидации товарищества, внесения изменений и дополнений в устав.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)иные сведения, например об имуществе ТСЖ, о правах и обязанностях его членов, о порядке реорганизации и ликвидации товарищества, внесения изменений и дополнений в устав.
Статья: Техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в домах: новые требования
(Снегирев А.Г.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Новые обязанности управляющих организаций и ТСЖ
(Снегирев А.Г.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Новые обязанности управляющих организаций и ТСЖ
Статья: Управление многоквартирным домом с привлечением иных управляющих субъектов, формы управления многоквартирным домом
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Другой проблемой в ТСЖ является распределение обязанностей ТСЖ и управляющей организации. Как следует из анализа жилищного законодательства, товарищество собственников жилья, созданное для управления многоквартирным домом, обладает правом делегировать свои полномочия управляющей организации посредством заключения договора управления. Примечательно, что в такой ситуации формально сохраняется выбранный способ управления - через ТСЖ, однако фактически функции по содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и контролю за их качеством переходят к управляющей организации. Это порождает правовую двойственность: с одной стороны, ТСЖ остается ответственным субъектом в рамках ст. 161 ЖК РФ, с другой - его роль сводится к надзору за исполнением договора, тогда как финансовые потоки (внесение платы за услуги) и оперативное управление концентрируются в руках управляющей организации. При этом законодатель не запрещает ТСЖ сохранять вознаграждение для членов правления, даже при полном отсутствии финансовой деятельности, что подчеркивает декларативный характер некоторых норм <14>.
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Другой проблемой в ТСЖ является распределение обязанностей ТСЖ и управляющей организации. Как следует из анализа жилищного законодательства, товарищество собственников жилья, созданное для управления многоквартирным домом, обладает правом делегировать свои полномочия управляющей организации посредством заключения договора управления. Примечательно, что в такой ситуации формально сохраняется выбранный способ управления - через ТСЖ, однако фактически функции по содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и контролю за их качеством переходят к управляющей организации. Это порождает правовую двойственность: с одной стороны, ТСЖ остается ответственным субъектом в рамках ст. 161 ЖК РФ, с другой - его роль сводится к надзору за исполнением договора, тогда как финансовые потоки (внесение платы за услуги) и оперативное управление концентрируются в руках управляющей организации. При этом законодатель не запрещает ТСЖ сохранять вознаграждение для членов правления, даже при полном отсутствии финансовой деятельности, что подчеркивает декларативный характер некоторых норм <14>.
Статья: Госдума приняла Закон о защите прав жильцов многоквартирных домов
(Ерошкина Ю., Маняхина Н.)
("Жилищное право", 2025, N 7)1. Стандартизация отчетности: Закон устанавливает обязанность УО, ТСЖ и ЖК представлять собственникам помещений в МКД отчет о своей деятельности по единой стандартной форме.
(Ерошкина Ю., Маняхина Н.)
("Жилищное право", 2025, N 7)1. Стандартизация отчетности: Закон устанавливает обязанность УО, ТСЖ и ЖК представлять собственникам помещений в МКД отчет о своей деятельности по единой стандартной форме.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Правомерно ли применять к правоотношениям между застройщиком и участниками долевого строительства нормы о договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 8 статьи 138 ЖК РФ в обязанности товарищества собственников жилья входит представление интересов собственников, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Правомерно ли применять к правоотношениям между застройщиком и участниками долевого строительства нормы о договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 8 статьи 138 ЖК РФ в обязанности товарищества собственников жилья входит представление интересов собственников, в том числе в отношениях с третьими лицами.