Обязанность работодателя обеспечить масками
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность работодателя обеспечить масками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 по делу N 88-7562/2023, 2-4275/2022 (УИД 74RS0032-01-2022-005334-47)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премии; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Ответчиком нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Изложенные в кассационной жалобе Б.А. доводы о том, что он находился без маски на проходной, соблюдая дистанцию 1,5 м, о не выполнении работодателем обязанности обеспечить его средствами индивидуальной защиты, являются аналогичными правовой позиции истца, изложенной при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премии; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Ответчиком нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Изложенные в кассационной жалобе Б.А. доводы о том, что он находился без маски на проходной, соблюдая дистанцию 1,5 м, о не выполнении работодателем обязанности обеспечить его средствами индивидуальной защиты, являются аналогичными правовой позиции истца, изложенной при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 по делу N 88-3346/2023, 2-2464/2022 (УИД 86RS0002-01-2022-002869-02)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Приказ истица полагает незаконным, так как работодатель не обеспечил ее средствами индивидуальной защиты - одноразовыми медицинскими масками или многоразовыми масками. Кроме того, считает, что работодатель пропустил срок привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из того, что материалами дела подтверждается факт обеспечения работодателем И. индивидуальными одноразовыми масками; неиспользование маски на рабочем месте является ненадлежащим исполнением истцом должностных обязанностей; соблюдение работодателем порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности, в том числе сроков наложения дисциплинарного взыскания с учетом периодов временной нетрудоспособности истца, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для признания приказа незаконным и, соответственно, для взыскания в пользу И. компенсации морального вреда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Приказ истица полагает незаконным, так как работодатель не обеспечил ее средствами индивидуальной защиты - одноразовыми медицинскими масками или многоразовыми масками. Кроме того, считает, что работодатель пропустил срок привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из того, что материалами дела подтверждается факт обеспечения работодателем И. индивидуальными одноразовыми масками; неиспользование маски на рабочем месте является ненадлежащим исполнением истцом должностных обязанностей; соблюдение работодателем порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности, в том числе сроков наложения дисциплинарного взыскания с учетом периодов временной нетрудоспособности истца, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для признания приказа незаконным и, соответственно, для взыскания в пользу И. компенсации морального вреда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Новая редакция статьи 221 ТК предполагает изменение порядка, касающегося определения необходимости фактического использования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Выдача теперь осуществляется не с учетом профессии, а с оглядкой на наличие опасных факторов на производстве, особых температурных условий. В перечень СИЗ входят специальные одежда и обувь, средства защиты дерматологического характера, маски, респираторы, а также предметы для обеспечения защищенности рук, головы, лица и т.д. Важное изменение в этой части заключается в том, что с марта 2022 года возможно отстранение работника без сохранения средней зарплаты при условии, что им не используются средства индивидуальной защиты, но при этом работодатель свою обязанность по их предоставлению выполнил надлежащим образом (новый абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ранее норма действовала только в отношении работников, трудящихся под землей (ст. 330.4 ТК РФ). Подобное нововведение, по сути, возлагает ответственность на самого сотрудника в случае неисполнения им требований законодательства.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Новая редакция статьи 221 ТК предполагает изменение порядка, касающегося определения необходимости фактического использования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Выдача теперь осуществляется не с учетом профессии, а с оглядкой на наличие опасных факторов на производстве, особых температурных условий. В перечень СИЗ входят специальные одежда и обувь, средства защиты дерматологического характера, маски, респираторы, а также предметы для обеспечения защищенности рук, головы, лица и т.д. Важное изменение в этой части заключается в том, что с марта 2022 года возможно отстранение работника без сохранения средней зарплаты при условии, что им не используются средства индивидуальной защиты, но при этом работодатель свою обязанность по их предоставлению выполнил надлежащим образом (новый абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ранее норма действовала только в отношении работников, трудящихся под землей (ст. 330.4 ТК РФ). Подобное нововведение, по сути, возлагает ответственность на самого сотрудника в случае неисполнения им требований законодательства.
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Как представляется, с целью недопущения и профилактики распространения новых заболеваний в постэпидемический период эффективной мерой локального регулирования является определение в локальном нормативно-правовом акте организации порядка выдачи средств индивидуальной защиты и контроль за их использованием; принятие мер по предотвращению профессиональных заболеваний и минимизации рисков, связанных с вредными и опасными производственными факторами, проведение ежедневных осмотров, как в случае распространения инфекционного заболевания на территории конкретной организации, так и сложной эпидемиологической обстановки. Для правильного оформления обязательства работников носить маски и перчатки работодатель должен издать приказ или внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты, а также указать: основание для выдачи масок и перчаток (ссылки на требования органов здравоохранения или санитарных правил, которые предписывают необходимость использования средств защиты в условиях пандемии), необходимое количество масок и перчаток для каждого работника в зависимости от продолжительности рабочего дня и особенностей работы, лиц, ответственных за выдачу средств индивидуальной защиты (определить сотрудников, которые будут отвечать за своевременное обеспечение работников средствами защиты и контролировать их наличие), форму выдачи и регистрации СИЗ (разработать систему учета и контроля за выдачей масок и перчаток, ведение соответствующей документации). Как отмечает М.А. Драчук, локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, являются способом восполнения пробелов и конкретизации правовых норм трудового законодательства, при этом работодатель должен руководствоваться принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений [6, с. 92 - 107].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Как представляется, с целью недопущения и профилактики распространения новых заболеваний в постэпидемический период эффективной мерой локального регулирования является определение в локальном нормативно-правовом акте организации порядка выдачи средств индивидуальной защиты и контроль за их использованием; принятие мер по предотвращению профессиональных заболеваний и минимизации рисков, связанных с вредными и опасными производственными факторами, проведение ежедневных осмотров, как в случае распространения инфекционного заболевания на территории конкретной организации, так и сложной эпидемиологической обстановки. Для правильного оформления обязательства работников носить маски и перчатки работодатель должен издать приказ или внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты, а также указать: основание для выдачи масок и перчаток (ссылки на требования органов здравоохранения или санитарных правил, которые предписывают необходимость использования средств защиты в условиях пандемии), необходимое количество масок и перчаток для каждого работника в зависимости от продолжительности рабочего дня и особенностей работы, лиц, ответственных за выдачу средств индивидуальной защиты (определить сотрудников, которые будут отвечать за своевременное обеспечение работников средствами защиты и контролировать их наличие), форму выдачи и регистрации СИЗ (разработать систему учета и контроля за выдачей масок и перчаток, ведение соответствующей документации). Как отмечает М.А. Драчук, локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, являются способом восполнения пробелов и конкретизации правовых норм трудового законодательства, при этом работодатель должен руководствоваться принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений [6, с. 92 - 107].
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)- обязательное использование масок, респираторов, в том числе в зданиях, в которых реализовываются товары, услуги гражданам, при нахождении в транспорте общего пользования;
(КонсультантПлюс, 2025)- обязательное использование масок, респираторов, в том числе в зданиях, в которых реализовываются товары, услуги гражданам, при нахождении в транспорте общего пользования;
<Информация> Минздрава России
"Рекомендации работникам и работодателям в условиях распространения коронавирусной инфекции"Минздрав России настоятельно рекомендует всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течении рабочего дня с большим количеством людей (продавцы магазинов, кассиры на общественном транспорте, работники аптек, сотрудники МВД, МФЦ и иных государственных организаций), носить средства индивидуальной защиты - маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами.
"Рекомендации работникам и работодателям в условиях распространения коронавирусной инфекции"Минздрав России настоятельно рекомендует всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течении рабочего дня с большим количеством людей (продавцы магазинов, кассиры на общественном транспорте, работники аптек, сотрудники МВД, МФЦ и иных государственных организаций), носить средства индивидуальной защиты - маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами.