Обязанность по рекультивации
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по рекультивации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Гражданин, Должностное лицо, орган власти) обжалует привлечение к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Гражданин, Должностное лицо, орган власти) обжалует привлечение к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)3. Кто должен проводить рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)3. Кто должен проводить рекультивацию земель
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таблица 1. Требования федеральных законов, устанавливающих
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таблица 1. Требования федеральных законов, устанавливающих
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.
Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 781
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"3. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"3. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Статья: Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 ст. 45 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а именно: в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства РФ (использование участка не по целевому назначению и не в соответствии с его разрешенным использованием или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки) и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; создание или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей по сносу подобной постройки (ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 ст. 45 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а именно: в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства РФ (использование участка не по целевому назначению и не в соответствии с его разрешенным использованием или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки) и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; создание или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей по сносу подобной постройки (ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ).
Статья: Законодательство о деликтной ответственности: проблемы согласованности актов и защиты прав предпринимателей
(Летута Т.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 28 декабря 2020 г. N 306-ЭС20-16219 было указано, что в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <12> возмещение вреда возможно как в денежной форме, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, а также сформулирован вывод о том, что суд вправе применить тот способ, который наиболее соответствует целям восстановления нарушенного состояния <13>. Отменяя акты судов нижестоящих инстанций по признаку двойной ответственности в силу взыскания судами убытков и возложения обязанности по рекультивации земель, Верховный Суд РФ не акцентировал внимание на принципе полного возмещения вреда, содержащемся в правилах о генеральном деликте в ст. 1064 ГК РФ. Между тем вне зависимости от сферы, в которой причинен вред, принцип полного возмещения вреда должен соблюдаться всегда. В отмеченном деле не исследованы детально реальный ущерб и упущенная выгода, последовавшие для собственника земельного участка помимо предполагаемой рекультивации, а следовательно, не решен вопрос о поглощении затратами на восстановление земельного участка иного вреда, причиненного его владельцам. Иными словами, в данном деле не был решен вопрос о соотнесении методик расчета средств, необходимых на рекультивацию, и запрашиваемых истцом сумм в возмещение иного вреда. Данный ключевой момент не оценен судами, прежде всего потому что нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ не согласованы с положениями ГК - в них не прослеживаются ни уточнение необходимости соблюдения порядка подсчета всех возможных по гражданскому законодательству убытков, ни прямые отсылки к нормам ГК РФ о генеральном деликте.
(Летута Т.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 28 декабря 2020 г. N 306-ЭС20-16219 было указано, что в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <12> возмещение вреда возможно как в денежной форме, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, а также сформулирован вывод о том, что суд вправе применить тот способ, который наиболее соответствует целям восстановления нарушенного состояния <13>. Отменяя акты судов нижестоящих инстанций по признаку двойной ответственности в силу взыскания судами убытков и возложения обязанности по рекультивации земель, Верховный Суд РФ не акцентировал внимание на принципе полного возмещения вреда, содержащемся в правилах о генеральном деликте в ст. 1064 ГК РФ. Между тем вне зависимости от сферы, в которой причинен вред, принцип полного возмещения вреда должен соблюдаться всегда. В отмеченном деле не исследованы детально реальный ущерб и упущенная выгода, последовавшие для собственника земельного участка помимо предполагаемой рекультивации, а следовательно, не решен вопрос о поглощении затратами на восстановление земельного участка иного вреда, причиненного его владельцам. Иными словами, в данном деле не был решен вопрос о соотнесении методик расчета средств, необходимых на рекультивацию, и запрашиваемых истцом сумм в возмещение иного вреда. Данный ключевой момент не оценен судами, прежде всего потому что нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ не согласованы с положениями ГК - в них не прослеживаются ни уточнение необходимости соблюдения порядка подсчета всех возможных по гражданскому законодательству убытков, ни прямые отсылки к нормам ГК РФ о генеральном деликте.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Следует отметить, что ч. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ к основаниям принудительного прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или пожизненного наследуемого владения относит порчу земель, непроведение мероприятий по рекультивации, невыполнение обязанностей по приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Соответственно, выявление признаков порчи земель в отсутствие последствий, указанных в ч. 1 ст. 254 УК РФ, не влечет за собой уголовной ответственности.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Следует отметить, что ч. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ к основаниям принудительного прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или пожизненного наследуемого владения относит порчу земель, непроведение мероприятий по рекультивации, невыполнение обязанностей по приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Соответственно, выявление признаков порчи земель в отсутствие последствий, указанных в ч. 1 ст. 254 УК РФ, не влечет за собой уголовной ответственности.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска отказано в удовлетворении требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о прекращении права пожизненного наследуемого владения на ряд земельных участков, т.к. их правообладателями значатся умершие граждане. Суд не принял довод Министерства о том, что участки длительное время не используются по назначению, не выполняются обязанности по рекультивации земель и улучшению их состояния, что в силу ст. 54 Земельного кодекса РФ является основанием для прекращения права пожизненно наследуемого владения участками. Как указано в решении суда, право пожизненного наследуемого владения участками не было прекращено в момент смерти наследодателей, а перешло, соответственно, либо наследникам, заявившим свои права на наследственное имущество, либо в казну г. Ульяновска. Министерство является уполномоченным лицом по распоряжению в г. Ульяновске земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, но не имеет полномочий по разрешению от имени г. Ульяновска вопросов, касающихся выморочного имущества <21>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска отказано в удовлетворении требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о прекращении права пожизненного наследуемого владения на ряд земельных участков, т.к. их правообладателями значатся умершие граждане. Суд не принял довод Министерства о том, что участки длительное время не используются по назначению, не выполняются обязанности по рекультивации земель и улучшению их состояния, что в силу ст. 54 Земельного кодекса РФ является основанием для прекращения права пожизненно наследуемого владения участками. Как указано в решении суда, право пожизненного наследуемого владения участками не было прекращено в момент смерти наследодателей, а перешло, соответственно, либо наследникам, заявившим свои права на наследственное имущество, либо в казну г. Ульяновска. Министерство является уполномоченным лицом по распоряжению в г. Ульяновске земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, но не имеет полномочий по разрешению от имени г. Ульяновска вопросов, касающихся выморочного имущества <21>.