Обязанность обращения к финансовому уполномоченному
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность обращения к финансовому уполномоченному (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25 "Защита прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке" Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг""Отсутствие обязанности потерпевшего на досудебное обращение к финансовому уполномоченному исключает оставление судом его требований без рассмотрения в связи с пропуском потерпевшим срока, предусмотренного ч. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Защита прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке" Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг""При указанных обстоятельствах ссылка В. на то, что исковое заявление подлежало оставлению без движения, не может быть признана обоснованной, так как отсутствие решения финансового уполномоченного, обязанность получения которого до обращения в суд прямо установлена частью 2 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном, не позволяет определить соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора и наличие права на обращение в суд, в связи с чем вывод суда о возвращении искового заявления по указанным им основаниям является по существу верным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданину составить претензию по страховому возмещению по договору ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что направление страховщику обращения в порядке, установленном ст. 6.2 Закона от 27.11.1992 N 4015-1, которое содержит требование имущественного характера, связано с восстановлением страховщиком нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, свидетельствует о соблюдении заявителем обязанности по направлению страховщику заявления о восстановлении нарушенного права до обращения к финансовому уполномоченному (п. 4 ст. 6.2 Закона N 4015-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что направление страховщику обращения в порядке, установленном ст. 6.2 Закона от 27.11.1992 N 4015-1, которое содержит требование имущественного характера, связано с восстановлением страховщиком нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, свидетельствует о соблюдении заявителем обязанности по направлению страховщику заявления о восстановлении нарушенного права до обращения к финансовому уполномоченному (п. 4 ст. 6.2 Закона N 4015-1).
Статья: Роль института финансового уполномоченного в защите прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации
(Воронин Ю.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Данный вывод обосновывают, например, тем, что предварительный претензионный порядок по спорам, входящим в компетенцию финансового уполномоченного (обязанность потребителя по направлению в финансовую организацию претензии до обращения к финансовому уполномоченному), является излишней бюрократической стадией, которую необходимо упростить или отменить.
(Воронин Ю.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Данный вывод обосновывают, например, тем, что предварительный претензионный порядок по спорам, входящим в компетенцию финансового уполномоченного (обязанность потребителя по направлению в финансовую организацию претензии до обращения к финансовому уполномоченному), является излишней бюрократической стадией, которую необходимо упростить или отменить.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Суд апелляционной инстанции не учел, что при несогласии потребителя финансовых услуг с прекращением рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным именно на суде в силу ст. 2 ГПК РФ и ст. 15 Закона о финансовом уполномоченном лежит обязанность по проверке оснований для прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг финансовым уполномоченным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Суд апелляционной инстанции не учел, что при несогласии потребителя финансовых услуг с прекращением рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным именно на суде в силу ст. 2 ГПК РФ и ст. 15 Закона о финансовом уполномоченном лежит обязанность по проверке оснований для прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг финансовым уполномоченным.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)При этом судом не было учтено, что при несогласии потребителя финансовых услуг с прекращением рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным в силу ст. 2 ГПК РФ и ст. 15 Закона о финансовом уполномоченном именно на суде лежит обязанность по проверке правильности установления обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием оснований для прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг финансовым уполномоченным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)При этом судом не было учтено, что при несогласии потребителя финансовых услуг с прекращением рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным в силу ст. 2 ГПК РФ и ст. 15 Закона о финансовом уполномоченном именно на суде лежит обязанность по проверке правильности установления обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием оснований для прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг финансовым уполномоченным.
Статья: Двухлетие института финансового уполномоченного в России: неочевидные проблемы правоприменения
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2020, N 12)3. С учетом трехлетнего срока исковой давности актуальное значение имеет также вопрос о периоде времени, с которого обращение к финансовому уполномоченному является обязательным. Так, в силу пункта 8 ст. 32 Закона о финансовом уполномоченном у истца имеется только право на обращение к финансовому омбудсмену (которое он вправе и не реализовывать) в случае, если соответствующие договорные отношения и обязанность по осуществлению выплат по ним возникли до 3 сентября 2018 г. <9>.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2020, N 12)3. С учетом трехлетнего срока исковой давности актуальное значение имеет также вопрос о периоде времени, с которого обращение к финансовому уполномоченному является обязательным. Так, в силу пункта 8 ст. 32 Закона о финансовом уполномоченном у истца имеется только право на обращение к финансовому омбудсмену (которое он вправе и не реализовывать) в случае, если соответствующие договорные отношения и обязанность по осуществлению выплат по ним возникли до 3 сентября 2018 г. <9>.
Статья: Некоторые проблемы применения закона о финансовом уполномоченном в процессе защиты гражданских прав
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Данное утверждение интересным образом подтверждается в Определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021 г. по делу N 8Г-20227/2021. Так, финансовый уполномоченный прекратил рассмотрение обращения о выплате суммы страхового возмещения ввиду непредоставления заявителем транспортного средства на осмотр эксперту при проведении экспертизы по инициативе финансового уполномоченного, а также ввиду отсутствия фотоматериалов поврежденного автомобиля, что, по мнению финансового уполномоченного, влечет невозможность рассмотрения обращения по существу. Вместе с тем судом кассационной инстанции верно отмечено, что, поскольку заявителем при подаче обращения была приложена копия заключения по экспертизе, организованной самим потребителем, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Законом N 123-ФЗ не предусмотрена обязанность потребителя представлять финансовому уполномоченному требуемые документы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности решения финансового уполномоченного и об отсутствии препятствий для рассмотрения обращения по существу <14>.
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Данное утверждение интересным образом подтверждается в Определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021 г. по делу N 8Г-20227/2021. Так, финансовый уполномоченный прекратил рассмотрение обращения о выплате суммы страхового возмещения ввиду непредоставления заявителем транспортного средства на осмотр эксперту при проведении экспертизы по инициативе финансового уполномоченного, а также ввиду отсутствия фотоматериалов поврежденного автомобиля, что, по мнению финансового уполномоченного, влечет невозможность рассмотрения обращения по существу. Вместе с тем судом кассационной инстанции верно отмечено, что, поскольку заявителем при подаче обращения была приложена копия заключения по экспертизе, организованной самим потребителем, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Законом N 123-ФЗ не предусмотрена обязанность потребителя представлять финансовому уполномоченному требуемые документы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности решения финансового уполномоченного и об отсутствии препятствий для рассмотрения обращения по существу <14>.
Вопрос: О направлении МФО ответов на обращение, содержащее требование имущественного характера и вопросы, касающиеся просроченной задолженности заявителя и ее взыскания.
(Письмо Банка России от 08.07.2024 N 59-8-1/33919)В соответствии с ч. 6 ст. 9.1 Закона N 151-ФЗ в случае, если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением микрофинансовой организацией нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон N 123-ФЗ), и обращение подлежит рассмотрению микрофинансовой организацией в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
(Письмо Банка России от 08.07.2024 N 59-8-1/33919)В соответствии с ч. 6 ст. 9.1 Закона N 151-ФЗ в случае, если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением микрофинансовой организацией нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон N 123-ФЗ), и обращение подлежит рассмотрению микрофинансовой организацией в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
Статья: Ключевые выводы Судебной коллегии по гражданским спорам Верховного Суда РФ в сфере потребительского права за 2021 год
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)При несогласии потребителя с прекращением рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным именно на суде в силу ст. 2 ГПК РФ и ст. 15 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг лежит обязанность по проверке правильности установления обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием оснований для прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг финансовым уполномоченным.
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)При несогласии потребителя с прекращением рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным именно на суде в силу ст. 2 ГПК РФ и ст. 15 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг лежит обязанность по проверке правильности установления обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием оснований для прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг финансовым уполномоченным.
Статья: Рассмотрение обращений в финансовых организациях
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)В случае если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением кредитной организацией нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и обращение подлежит рассмотрению кредитной организацией в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)В случае если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением кредитной организацией нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и обращение подлежит рассмотрению кредитной организацией в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В части 6 комментируемой статьи на случай, когда обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением ломбардом нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, установлено, что направление обращения в соответствии с требованиями данной статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 ст. 16 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" <110>, и обращение подлежит рассмотрению ломбардом в порядке и в сроки, которые установлены указанным Законом.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В части 6 комментируемой статьи на случай, когда обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением ломбардом нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, установлено, что направление обращения в соответствии с требованиями данной статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 ст. 16 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" <110>, и обращение подлежит рассмотрению ломбардом в порядке и в сроки, которые установлены указанным Законом.
Статья: Институт финансового омбудсмена в России и странах Евросоюза: доводы за и против
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)В Законе о финансовом уполномоченном данному вопросу посвящена лишь одна лаконичная норма - ч. 6 ст. 3, согласно которой финансовый уполномоченный не вправе рассматривать обращения в случае возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)В Законе о финансовом уполномоченном данному вопросу посвящена лишь одна лаконичная норма - ч. 6 ст. 3, согласно которой финансовый уполномоченный не вправе рассматривать обращения в случае возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Вопрос: О рассмотрении МФО обращений заявителей, содержащих требования имущественного характера, выборе адреса для направления ответа на обращение и способах хранения обращений.
(Письмо Банка России от 27.06.2024 N 59-8-1/32052)1. В соответствии с ч. 6 ст. 9.1 Закона N 151-ФЗ, в случае если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением микрофинансовой организацией нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон N 123-ФЗ), и обращение подлежит рассмотрению микрофинансовой организацией в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
(Письмо Банка России от 27.06.2024 N 59-8-1/32052)1. В соответствии с ч. 6 ст. 9.1 Закона N 151-ФЗ, в случае если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением микрофинансовой организацией нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон N 123-ФЗ), и обращение подлежит рассмотрению микрофинансовой организацией в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
Статья: Страхование как правовое средство защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Так, Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. по делу N 88-3149/2023 <19> было признано законным решение апелляционного суда о взыскании со страховщика в пользу пассажира недоплаченного страхового возмещения. В обоснование своей правовой позиции суд отметил, что признание страховщиком случая страховым влечет не только его обязанность выплатить страховое возмещение пассажиру в полном объеме, но и уплатить неустойку и компенсацию морального вреда при наличии соответствующих оснований. Отказ финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя в связи с непредставлением им ответа на претензию страховщика, а равно отказ финансового уполномоченного истребовать вышеназванный документ у страховой компании не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому считаем, что соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора не должно ограничивать и (или) нарушать право потребителя на судебную защиту, если он не отказывался дополнительно представить отсутствующие документы страховщику (финансовому уполномоченному) или из поданных документов явно не следует факт наступления страхового случая. Решение суда о выплате суммы страхового возмещения пассажиру должно приниматься с учетом всех обстоятельств дела: факта обращения потребителя к страховщику, характера и степени вреда здоровью потребителя, намерения страховщика урегулировать спор в досудебном порядке, предъявления потребителем иска о признании случая страховым, рассмотрения судом иска по существу с исследованием и сбором доказательств, в том числе с назначением и проведением судебных экспертиз. Причем наша позиция во многом подтверждается материалами судебной практики <20>.
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Так, Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. по делу N 88-3149/2023 <19> было признано законным решение апелляционного суда о взыскании со страховщика в пользу пассажира недоплаченного страхового возмещения. В обоснование своей правовой позиции суд отметил, что признание страховщиком случая страховым влечет не только его обязанность выплатить страховое возмещение пассажиру в полном объеме, но и уплатить неустойку и компенсацию морального вреда при наличии соответствующих оснований. Отказ финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя в связи с непредставлением им ответа на претензию страховщика, а равно отказ финансового уполномоченного истребовать вышеназванный документ у страховой компании не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому считаем, что соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора не должно ограничивать и (или) нарушать право потребителя на судебную защиту, если он не отказывался дополнительно представить отсутствующие документы страховщику (финансовому уполномоченному) или из поданных документов явно не следует факт наступления страхового случая. Решение суда о выплате суммы страхового возмещения пассажиру должно приниматься с учетом всех обстоятельств дела: факта обращения потребителя к страховщику, характера и степени вреда здоровью потребителя, намерения страховщика урегулировать спор в досудебном порядке, предъявления потребителем иска о признании случая страховым, рассмотрения судом иска по существу с исследованием и сбором доказательств, в том числе с назначением и проведением судебных экспертиз. Причем наша позиция во многом подтверждается материалами судебной практики <20>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)4) информирование потребителей о праве направить обращение финансовому уполномоченному. Исполнение данной обязанности финансовыми организациями заключается в размещении в местах оказания финансовых услуг (местах приема заявлений об их оказании), в том числе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информации о праве потребителей финансовых услуг на направление обращения финансовому уполномоченному, об официальном сайте финансового уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о месте нахождения, почтовом адресе и номере телефона АНО "СОДФУ".
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)4) информирование потребителей о праве направить обращение финансовому уполномоченному. Исполнение данной обязанности финансовыми организациями заключается в размещении в местах оказания финансовых услуг (местах приема заявлений об их оказании), в том числе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информации о праве потребителей финансовых услуг на направление обращения финансовому уполномоченному, об официальном сайте финансового уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о месте нахождения, почтовом адресе и номере телефона АНО "СОДФУ".