Объяснения свидетеля коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Объяснения свидетеля коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.3 "Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей" КоАП РФ"Между тем положения ст. ст. 26.2, 26.3 КоАП РФ не предусматривают возможности полагать достоверными доказательствами копии письменных объяснений свидетелей, напротив, полученные письменные объяснения должны быть приобщены к делу."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.3 "Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей" КоАП РФСТАТЬЯ 26.3 "ОБЪЯСНЕНИЯ ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с представителями общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений в сфере реализации табака и никотиносодержащей продукции
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)- взять объяснения с руководителя организации или индивидуального предпринимателя, которому принадлежит торговый объект, с продавца и со всех членов добровольческой группы, а также объяснения свидетелей (если они есть) в порядке ст. 26.3 КоАП РФ;
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)- взять объяснения с руководителя организации или индивидуального предпринимателя, которому принадлежит торговый объект, с продавца и со всех членов добровольческой группы, а также объяснения свидетелей (если они есть) в порядке ст. 26.3 КоАП РФ;
Статья: Применение матричного кода (QR-кода) для исполнения административного наказания в виде административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Эти данные установлены протоколом об административном правонарушении <4> или иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Эти данные установлены протоколом об административном правонарушении <4> или иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
(ред. от 04.11.2025)Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статья 51 Конституции Российской Федерации).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статья 51 Конституции Российской Федерации).
Статья: Доказывание по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои)
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 1)1. Не весь доступный правоприменителям комплекс мер доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, применяется сотрудниками полиции. Нередки случаи отказа от применения экспертного заключения, отсутствует протокол осмотра места преступления (правонарушения), объяснения свидетелей.
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 1)1. Не весь доступный правоприменителям комплекс мер доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, применяется сотрудниками полиции. Нередки случаи отказа от применения экспертного заключения, отсутствует протокол осмотра места преступления (правонарушения), объяснения свидетелей.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит административное расследование
(КонсультантПлюс, 2025)получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ). Это необходимо в случае, если невозможно получить объяснения или показания при составлении протокола;
(КонсультантПлюс, 2025)получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ). Это необходимо в случае, если невозможно получить объяснения или показания при составлении протокола;
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Например, к числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих режим доказывания по административному делу, можно отнести: меры, обеспечивающие сбор доказательств в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент (ст. 76 - 85 Федерального закона N 248) <10>; меры обеспечения режима доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях, а именно по сбору и оценке доказательств, на основании которых в соответствии со ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ компетентные органы публичной администрации и суды устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (гл. 26, 27, ст. 28.1.1 КоАП РФ), например: осмотр места совершения административного правонарушения, проводимый в целях фиксации обстоятельств, необходимых для разрешения дела (ст. 28.1.1 КоАП РФ); получение письменных объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ); меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу (ч. 3 ст. 26.6 КоАП РФ); осмотр места совершения административного правонарушения, проводимый в целях фиксации обстоятельств, необходимых для разрешения дела (ст. 28.1.1 КоАП РФ); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, применяемые в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП РФ); изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Например, к числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих режим доказывания по административному делу, можно отнести: меры, обеспечивающие сбор доказательств в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент (ст. 76 - 85 Федерального закона N 248) <10>; меры обеспечения режима доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях, а именно по сбору и оценке доказательств, на основании которых в соответствии со ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ компетентные органы публичной администрации и суды устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (гл. 26, 27, ст. 28.1.1 КоАП РФ), например: осмотр места совершения административного правонарушения, проводимый в целях фиксации обстоятельств, необходимых для разрешения дела (ст. 28.1.1 КоАП РФ); получение письменных объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ); меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу (ч. 3 ст. 26.6 КоАП РФ); осмотр места совершения административного правонарушения, проводимый в целях фиксации обстоятельств, необходимых для разрешения дела (ст. 28.1.1 КоАП РФ); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, применяемые в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП РФ); изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 КоАП РФ), и др.
Ситуация: Как лишают водительских прав?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются);
Статья: Административно-правовой механизм применения полицией мер принуждения к лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Однако в КоАП РФ не предусмотрены нормы, обязывающие гражданина проходить медицинское обследование на состояние опьянения, а ответственность за отказ от данный меры предусмотрена только в отдельных случаях: совершения правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ; ст. 12.26, ч. 4.2 ст. 20.8 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ. Поэтому у юрисдикционных органов часто возникают проблемы с привлечением к административной ответственности по ст. 20.21 или 20.22 КоАП РФ, так как в целях обеспечения доказательственной базы необходим акт медицинского освидетельствования на наличие (отсутствие) опьянения. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, судьей областного суда была рассмотрена жалоба на постановление врио начальника ОМВД России по г. N и решение судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что М. отказался от медицинского освидетельствования, а представленные фотографии и рапорт сотрудника полиции не могут служить бесспорным доказательством, подтверждающим вину М. В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ сомнения в доказанности вины М. подлежат толкованию в его пользу. В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, обжалуемые постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу прекращению <12>. К аналогичному выводу пришел судья Верховного Суда РФ, рассмотрев жалобу защитника на вступившие в законную силу постановление врио начальника полиции УМВД России по г. N, решение судьи районного суда г. N и постановление председателя областного суда. Из материалов дела следует, что в качестве доказательств события административного правонарушения и виновности В. были приведены: протокол об административном правонарушении; рапорты сотрудников полиции; протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, от которого В. отказался, письменные объяснения свидетелей, на основании которых у В. было установлено состояние опьянения. Жалоба защитника была удовлетворена, постановление отменено, так как отсутствие акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении В. не позволяет сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.21 КоАП РФ <13>.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Однако в КоАП РФ не предусмотрены нормы, обязывающие гражданина проходить медицинское обследование на состояние опьянения, а ответственность за отказ от данный меры предусмотрена только в отдельных случаях: совершения правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ; ст. 12.26, ч. 4.2 ст. 20.8 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ. Поэтому у юрисдикционных органов часто возникают проблемы с привлечением к административной ответственности по ст. 20.21 или 20.22 КоАП РФ, так как в целях обеспечения доказательственной базы необходим акт медицинского освидетельствования на наличие (отсутствие) опьянения. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, судьей областного суда была рассмотрена жалоба на постановление врио начальника ОМВД России по г. N и решение судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что М. отказался от медицинского освидетельствования, а представленные фотографии и рапорт сотрудника полиции не могут служить бесспорным доказательством, подтверждающим вину М. В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ сомнения в доказанности вины М. подлежат толкованию в его пользу. В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, обжалуемые постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу прекращению <12>. К аналогичному выводу пришел судья Верховного Суда РФ, рассмотрев жалобу защитника на вступившие в законную силу постановление врио начальника полиции УМВД России по г. N, решение судьи районного суда г. N и постановление председателя областного суда. Из материалов дела следует, что в качестве доказательств события административного правонарушения и виновности В. были приведены: протокол об административном правонарушении; рапорты сотрудников полиции; протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, от которого В. отказался, письменные объяснения свидетелей, на основании которых у В. было установлено состояние опьянения. Жалоба защитника была удовлетворена, постановление отменено, так как отсутствие акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении В. не позволяет сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.21 КоАП РФ <13>.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Эти фактические данные устанавливаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Эти фактические данные устанавливаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья: Доказательства по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Статья: Совершенствование административной ответственности в области финансов
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Так, в КоАП свидетель определяется как "лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению", данное понятие может применяться и к налоговому контролю. В целом анализ правовых норм, регулирующих положение свидетеля, закрепленных в НК РФ, позволяет говорить об их дублировании с КоАП РФ. Кроме того, правовая природа норм из ст. 128 (устанавливает ответственность свидетеля) и 129 НК РФ ("Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода") является административно-правовой, что объясняется анализом положений ст. 17.9 КоАП РФ ("Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод"). Соответственно, по данному основанию возможно наступление административной ответственности.
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Так, в КоАП свидетель определяется как "лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению", данное понятие может применяться и к налоговому контролю. В целом анализ правовых норм, регулирующих положение свидетеля, закрепленных в НК РФ, позволяет говорить об их дублировании с КоАП РФ. Кроме того, правовая природа норм из ст. 128 (устанавливает ответственность свидетеля) и 129 НК РФ ("Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода") является административно-правовой, что объясняется анализом положений ст. 17.9 КоАП РФ ("Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод"). Соответственно, по данному основанию возможно наступление административной ответственности.
Статья: Теоретическое осмысление и практическая реализация административной ответственности за побои
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)7. Установить свидетелей, очевидцев, разъяснить им права и обязанности (ст. 51 Конституции РФ, 25.6 КоАП РФ), получить объяснение в порядке ст. 26.3 КоАП РФ, предупредив об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ.
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)7. Установить свидетелей, очевидцев, разъяснить им права и обязанности (ст. 51 Конституции РФ, 25.6 КоАП РФ), получить объяснение в порядке ст. 26.3 КоАП РФ, предупредив об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ.