Объяснения несовершеннолетнего КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Объяснения несовершеннолетнего КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.6 "Свидетель" КоАП РФ"Ссылка заявителя на то, что письменные объяснения несовершеннолетнего ФИО4 от 5 апреля 2023 года являются недопустимым доказательством, так как ему не разъяснялись права, предусмотренные ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, является необоснованной, поскольку при получении объяснений у несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, сотрудник полиции разъяснил ему положения ст. 51 Конституции РФ, а также значение дачи правдивых показаний, при его опросе присутствовал законный представитель (мать)."
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение ограничений или нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией (изделиями), никотиносодержащей продукцией (устройствами для ее потребления), сырьем для их производства, кальянами, потенциально опасными газосодержащими товарами бытового назначения
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Организации (ИП) по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Организации (ИП) по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Чем обусловлена стабильность минимального возраста субъекта административной ответственности?
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Таким образом, с высокой долей вероятности можно предположить, что если законодатель в КоАП РФ пойдет по пути формирования перечня правонарушений, по которым минимальный возраст правонарушителя будет менее общего 16-летнего, то неминуемо "обречет" себя на его непрерывное пополнение новыми составами <2>. При этом в расчет будет приниматься прежде всего распространенность совершаемых вредоносных проступков. Такой подход, несмотря на проявление объективного вменения, вполне объясним и логичен, однако и он не позволит избежать существенных противоречий. Во-первых, понижение возраста несовершеннолетних правонарушителей будет происходить на фоне устойчивого законодательного курса на существенное ужесточение санкций норм КоАП РФ. Во-вторых, формирование перечня за счет наиболее распространенных проступков в подростковой среде уже в ближайшей перспективе сделает общий 16-летний порог условным, поскольку на практике абсолютное большинство несовершеннолетних будет привлекаться к ответственности за нарушение административно-правовых запретов, в которых субъекту будет достаточно достичь 14-летнего возраста к моменту совершения проступка. Вкупе указанные обстоятельства приведут к существенному ужесточению режима административной ответственности несовершеннолетних, что не согласуется с декларированием курса на ее гуманизацию.
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Таким образом, с высокой долей вероятности можно предположить, что если законодатель в КоАП РФ пойдет по пути формирования перечня правонарушений, по которым минимальный возраст правонарушителя будет менее общего 16-летнего, то неминуемо "обречет" себя на его непрерывное пополнение новыми составами <2>. При этом в расчет будет приниматься прежде всего распространенность совершаемых вредоносных проступков. Такой подход, несмотря на проявление объективного вменения, вполне объясним и логичен, однако и он не позволит избежать существенных противоречий. Во-первых, понижение возраста несовершеннолетних правонарушителей будет происходить на фоне устойчивого законодательного курса на существенное ужесточение санкций норм КоАП РФ. Во-вторых, формирование перечня за счет наиболее распространенных проступков в подростковой среде уже в ближайшей перспективе сделает общий 16-летний порог условным, поскольку на практике абсолютное большинство несовершеннолетних будет привлекаться к ответственности за нарушение административно-правовых запретов, в которых субъекту будет достаточно достичь 14-летнего возраста к моменту совершения проступка. Вкупе указанные обстоятельства приведут к существенному ужесточению режима административной ответственности несовершеннолетних, что не согласуется с декларированием курса на ее гуманизацию.
Вопрос: Каковы особенности проведения опроса несовершеннолетнего потерпевшего по делам об административных правонарушениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом получение письменных объяснений несовершеннолетнего в отсутствие законного представителя суды признают не противоречащим положениям ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, в силу которых опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится в присутствии законного представителя в случае необходимости (Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2019 N 5-АД19-241, Постановление Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 41-АД17-27, Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2014 N 53-АД14-4).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом получение письменных объяснений несовершеннолетнего в отсутствие законного представителя суды признают не противоречащим положениям ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, в силу которых опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится в присутствии законного представителя в случае необходимости (Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2019 N 5-АД19-241, Постановление Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 41-АД17-27, Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2014 N 53-АД14-4).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
(ред. от 04.11.2025)4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
Статья: Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с представителями общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений в сфере реализации табака и никотиносодержащей продукции
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Проблемой территориальных органов МВД России является то, что их сотрудники не всегда знают отличительные признаки пищевой никотиносодержащей продукции, а также никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюхания, в результате чего у сотрудников полиции возникают сложности при идентификации такой продукции. Одновременно следует отметить, что сотрудник полиции при составлении протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ должен зафиксировать объяснения правонарушителя по поводу вида продаваемой им никотиносодержащей продукции, особенно это актуально, если такая продукция не промаркирована и не имеет опознавательных наименований.
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Проблемой территориальных органов МВД России является то, что их сотрудники не всегда знают отличительные признаки пищевой никотиносодержащей продукции, а также никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюхания, в результате чего у сотрудников полиции возникают сложности при идентификации такой продукции. Одновременно следует отметить, что сотрудник полиции при составлении протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ должен зафиксировать объяснения правонарушителя по поводу вида продаваемой им никотиносодержащей продукции, особенно это актуально, если такая продукция не промаркирована и не имеет опознавательных наименований.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При этом стандарт доказывания <6> по таким делам, например по ст. 6.1.1 КоАП РФ, может включать: рапорт оперативного дежурного, инспекторов подразделений ОВД; объяснения участников дела; акт судебно-медицинской экспертизы <7>; протокол <8>; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; рапорт по факту происшествия сотрудника правоохранительного органа, а равным образом должностного лица иной организации, уполномоченного составлять документы подобного рода; заявление потерпевшего <9>; протокол осмотра места происшествия; фототаблицу; видеозапись <10>; медицинские документы; объяснения очевидцев, иных свидетелей <11>; сообщение уполномоченного должностного лица о факте нанесения телесных повреждений потерпевшему; пояснения специалиста; акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение <12>.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При этом стандарт доказывания <6> по таким делам, например по ст. 6.1.1 КоАП РФ, может включать: рапорт оперативного дежурного, инспекторов подразделений ОВД; объяснения участников дела; акт судебно-медицинской экспертизы <7>; протокол <8>; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; рапорт по факту происшествия сотрудника правоохранительного органа, а равным образом должностного лица иной организации, уполномоченного составлять документы подобного рода; заявление потерпевшего <9>; протокол осмотра места происшествия; фототаблицу; видеозапись <10>; медицинские документы; объяснения очевидцев, иных свидетелей <11>; сообщение уполномоченного должностного лица о факте нанесения телесных повреждений потерпевшему; пояснения специалиста; акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение <12>.
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Кроме того, в абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 20 сформулировано положение о том, что действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Кроме того, в абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 20 сформулировано положение о том, что действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)КоАП РФ живо реагирует на социальные запросы общества. Так, в 2013 году он был дополнен положениями об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака (ст. 6.23); нарушение запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24); несоблюдение требований к знаку о запрете курения (ст. 6.25). В 2014 году в КоАП РФ появились положения о нарушении требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст. 6.32); обращении фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и обороте фальсифицированных биологических добавок (ст. 6.33) и многие другие. Это свидетельствует о достаточном потенциале административного закона в восполнении пробелов правовой защиты (правовых гарантий) здоровья человека. Тем не менее этот ресурс до сих пор не задействован по причине отсутствия государственного внимания к рассматриваемой уголовно-политической проблеме.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)КоАП РФ живо реагирует на социальные запросы общества. Так, в 2013 году он был дополнен положениями об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака (ст. 6.23); нарушение запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24); несоблюдение требований к знаку о запрете курения (ст. 6.25). В 2014 году в КоАП РФ появились положения о нарушении требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст. 6.32); обращении фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и обороте фальсифицированных биологических добавок (ст. 6.33) и многие другие. Это свидетельствует о достаточном потенциале административного закона в восполнении пробелов правовой защиты (правовых гарантий) здоровья человека. Тем не менее этот ресурс до сих пор не задействован по причине отсутствия государственного внимания к рассматриваемой уголовно-политической проблеме.