Общие условия предварительного расследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Общие условия предварительного расследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сущность и понятие общих условий предварительного расследования в Социалистической Республике Вьетнам
(Данг Вьет Хынг)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 1)"Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 1
(Данг Вьет Хынг)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 1)"Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 1
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Глава 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
(ред. от 27.10.2025)Глава 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
"Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката"
(утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 21.08.2025, протокол N 5)135. Понятие и общие условия предварительного расследования. Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам о некоторых вопросах полномочий адвокатов при осуществлении защиты на стадии предварительного расследования.
(утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 21.08.2025, протокол N 5)135. Понятие и общие условия предварительного расследования. Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам о некоторых вопросах полномочий адвокатов при осуществлении защиты на стадии предварительного расследования.
Статья: Потерпевший и его безопасность в уголовном процессе: теоретический аспект
(Левченко О.В., Мищенко Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)Повышение эффективности и качества безопасности лиц, подлежащих защите, в том числе и потерпевшего, во многом зависит от формулировки одного из общих условий предварительного расследования - неразглашение его данных (ст. 161 УПК РФ). Если ФЗ N 119-ФЗ содержит предупреждение об ответственности за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности (ст. 26), то в УПК РФ такая ответственность не предусмотрена. Законодатель должен восполнить данный пробел.
(Левченко О.В., Мищенко Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)Повышение эффективности и качества безопасности лиц, подлежащих защите, в том числе и потерпевшего, во многом зависит от формулировки одного из общих условий предварительного расследования - неразглашение его данных (ст. 161 УПК РФ). Если ФЗ N 119-ФЗ содержит предупреждение об ответственности за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности (ст. 26), то в УПК РФ такая ответственность не предусмотрена. Законодатель должен восполнить данный пробел.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Глава 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Глава 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
Статья: Правовой режим нотариальной тайны
(Лагодина Е.И.)
("Нотариус", 2025, N 1)Отсутствие указания в Основах о нотариате права органов дознания требовать выдачи сведений, содержащих нотариальную тайну, рассматриваем как пробел в законе, требующий своего устранения. В качестве аргумента против такого пробела отметим, что действующий закон закрепляет две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание (ч. 1 ст. 150 УПК РФ), которые направлены на реализацию назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах судопроизводства, а общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание, за отдельными исключениями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ.
(Лагодина Е.И.)
("Нотариус", 2025, N 1)Отсутствие указания в Основах о нотариате права органов дознания требовать выдачи сведений, содержащих нотариальную тайну, рассматриваем как пробел в законе, требующий своего устранения. В качестве аргумента против такого пробела отметим, что действующий закон закрепляет две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание (ч. 1 ст. 150 УПК РФ), которые направлены на реализацию назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах судопроизводства, а общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание, за отдельными исключениями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ.
Статья: Все судебные заседания на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела должны быть закрытыми
(Богдановский М.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Глава 21 УПК РФ содержит общие условия предварительного расследования. Одним из этих условий является предусмотренная ст. 161 УПК РФ недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Это означает, что все участники уголовного судопроизводства, в том числе и судьи, которые вместо прокуроров стали рассматривать на стадии предварительного расследования уголовных дел вопросы избрания мер пресечения и продления их сроков, вопросы санкционирования действий, нарушающих конституционные права граждан, и вопросы обжалования действий должностных лиц и органов, имеющих отношение к возбуждению и предварительному расследованию уголовных дел, должны соблюдать тайну предварительного расследования. Жалобы на отказы в возбуждении уголовных дел рассматриваются на закрытых судебных заседаниях на стадии возбуждения уголовного дела по умолчанию.
(Богдановский М.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Глава 21 УПК РФ содержит общие условия предварительного расследования. Одним из этих условий является предусмотренная ст. 161 УПК РФ недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Это означает, что все участники уголовного судопроизводства, в том числе и судьи, которые вместо прокуроров стали рассматривать на стадии предварительного расследования уголовных дел вопросы избрания мер пресечения и продления их сроков, вопросы санкционирования действий, нарушающих конституционные права граждан, и вопросы обжалования действий должностных лиц и органов, имеющих отношение к возбуждению и предварительному расследованию уголовных дел, должны соблюдать тайну предварительного расследования. Жалобы на отказы в возбуждении уголовных дел рассматриваются на закрытых судебных заседаниях на стадии возбуждения уголовного дела по умолчанию.
Статья: Меры попечения и обеспечения сохранности имущества в системе категорий, определяющих построение уголовно-процессуального права
(Грачева А.С.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В статье анализируются недостаточно полно разработанные и проблемные вопросы теории уголовно-процессуального права, возникающие при реализации положений ст. 160 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Проведено сравнительное исследование, направленное на изучение системы общих условий предварительного расследования, с целью их возможного последующего реформирования.
(Грачева А.С.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В статье анализируются недостаточно полно разработанные и проблемные вопросы теории уголовно-процессуального права, возникающие при реализации положений ст. 160 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Проведено сравнительное исследование, направленное на изучение системы общих условий предварительного расследования, с целью их возможного последующего реформирования.
Статья: Трансформация правового регулирования механизмов разграничения спорной подследственности в Российской Федерации
(Чапаев М.Р.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Подследственность, по устоявшемуся мнению научного сообщества, это традиционный, сложившийся институт, исследуемый в рамках общих условий предварительного расследования. Проблемы уголовно-процессуального регулирования механизмов подследственности исследовались в последние годы исключительно в контексте спорных составов, научное сообщество и многие правоприменители не видят необходимости в комплексном реформировании института.
(Чапаев М.Р.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Подследственность, по устоявшемуся мнению научного сообщества, это традиционный, сложившийся институт, исследуемый в рамках общих условий предварительного расследования. Проблемы уголовно-процессуального регулирования механизмов подследственности исследовались в последние годы исключительно в контексте спорных составов, научное сообщество и многие правоприменители не видят необходимости в комплексном реформировании института.
Статья: Размышления о состоянии современной гражданской процессуальной формы
(Артебякина Н.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)<13> Проваторова К.В. Протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний как элементы общих условий предварительного расследования и судебного разбирательства // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. N 3 (50). С. 125.
(Артебякина Н.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)<13> Проваторова К.В. Протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний как элементы общих условий предварительного расследования и судебного разбирательства // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. N 3 (50). С. 125.
Статья: Организация российского законодательства об уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Коробкова Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 11)Схожая ситуация моделируется при обращении к п. "г" ч. 2 ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которым к подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Предмет правового регулирования ст. 151 УПК РФ - сложный состав общественных отношений, возникающих при распределении подследственности уголовных дел между органами предварительного следствия. В статье 151 УПК РФ закреплены своего рода общие положения института подследственности, помогающие определить надлежащий орган предварительного следствия при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования. С учетом назначения правил подследственности в досудебном производстве и их размещения в гл. 21 УПК РФ "Общие условия предварительного расследования" отрывать от них какие-либо конкретные, частные положения, касающиеся подследственности, в том числе определяющие орган расследования уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, нецелесообразно. В противном случае наступит "эффект разрушения" соответствующих уголовно-процессуальных институтов, для которых в их современном состоянии характерна полнота регулирования определенной группы общественных отношений.
(Коробкова Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 11)Схожая ситуация моделируется при обращении к п. "г" ч. 2 ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которым к подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Предмет правового регулирования ст. 151 УПК РФ - сложный состав общественных отношений, возникающих при распределении подследственности уголовных дел между органами предварительного следствия. В статье 151 УПК РФ закреплены своего рода общие положения института подследственности, помогающие определить надлежащий орган предварительного следствия при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования. С учетом назначения правил подследственности в досудебном производстве и их размещения в гл. 21 УПК РФ "Общие условия предварительного расследования" отрывать от них какие-либо конкретные, частные положения, касающиеся подследственности, в том числе определяющие орган расследования уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, нецелесообразно. В противном случае наступит "эффект разрушения" соответствующих уголовно-процессуальных институтов, для которых в их современном состоянии характерна полнота регулирования определенной группы общественных отношений.
Статья: Действия следователя при получении в ходе расследования сведений о новом преступлении
(Кальницкий В.В., Бондаренко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)<13> Россинский С.Б. Подследственность уголовного дела: общее условие предварительного расследования или совокупность организационно-управленческих правил? // Государство и право. 2023. N 10. С. 71 - 78.
(Кальницкий В.В., Бондаренко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)<13> Россинский С.Б. Подследственность уголовного дела: общее условие предварительного расследования или совокупность организационно-управленческих правил? // Государство и право. 2023. N 10. С. 71 - 78.
Статья: Отдельные проблемы профессиональной деятельности и процессуального статуса следователя-криминалиста
(Петросян М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Первый из упомянутых вариантов, когда следователь-криминалист осуществляет предварительное следствие в полном объеме, предельно понятен. Другие же вызывают достаточно существенные разночтения. Это относится к случаям, когда он по поручению руководителя следственного органа участвует в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или самостоятельно производит их без принятия уголовного дела к своему производству. Последний случай вообще является главным камнем преткновения в плане конкретизации полномочий следователя-криминалиста из-за неопределенности круга указанных действий. Очевидно, что все, любые процессуальные действия он проводить не может, иначе тем самым будет сведена к нулю ведущая роль следователя (руководителя следственной группы). Тогда каким должен быть критерий их разграничения на относящиеся к компетенции следователя-криминалиста и составляющие исключительную компетенцию следователя? Предлагаем свой вариант такого критерия, который нам представляется оптимальным из всех обсуждаемых специалистами. По нашему мнению, следователи-криминалисты должны иметь право производить все следственные действия, целью которых является получение доказательств (новых, проверка ранее полученных и др.). Таким образом, речь идет о действиях, предусмотренных главами 24, 25, 26, 27 УПК РФ. Такой порядок вполне соответствует важнейшей функции следователей-криминалистов, а именно оказание высокопрофессиональной помощи предварительному следствию (методической и в сборе доказательств). Данные полномочия достаточно давно закреплены ведомственными нормативными актами - широко известными Приказами Председателя Следственного комитета РФ от 11 августа 2011 г. N 124 и от 8 августа 2013 г. N 53, Приказом Минтруда России от 23 марта 2015 г. N 183н (в ред. от 12.12.2016), эффективность которых прошла проверку временем. Процессуальные действия, выходящие за указанные рамки, должны производиться только следователем. К их числу следует отнести все действия, связанные с необходимостью обязательного получения судебных решений (избрание соответствующих мер пресечения, разрешение на проведение определенных следственных действий и др.), а также общих условий осуществления предварительного расследования (сроков расследования, соединение и выделение дел и др.), составление итоговых процессуальных документов (обвинительного заключения, постановления о приостановлении предварительного расследования, объявление в розыск).
(Петросян М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Первый из упомянутых вариантов, когда следователь-криминалист осуществляет предварительное следствие в полном объеме, предельно понятен. Другие же вызывают достаточно существенные разночтения. Это относится к случаям, когда он по поручению руководителя следственного органа участвует в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или самостоятельно производит их без принятия уголовного дела к своему производству. Последний случай вообще является главным камнем преткновения в плане конкретизации полномочий следователя-криминалиста из-за неопределенности круга указанных действий. Очевидно, что все, любые процессуальные действия он проводить не может, иначе тем самым будет сведена к нулю ведущая роль следователя (руководителя следственной группы). Тогда каким должен быть критерий их разграничения на относящиеся к компетенции следователя-криминалиста и составляющие исключительную компетенцию следователя? Предлагаем свой вариант такого критерия, который нам представляется оптимальным из всех обсуждаемых специалистами. По нашему мнению, следователи-криминалисты должны иметь право производить все следственные действия, целью которых является получение доказательств (новых, проверка ранее полученных и др.). Таким образом, речь идет о действиях, предусмотренных главами 24, 25, 26, 27 УПК РФ. Такой порядок вполне соответствует важнейшей функции следователей-криминалистов, а именно оказание высокопрофессиональной помощи предварительному следствию (методической и в сборе доказательств). Данные полномочия достаточно давно закреплены ведомственными нормативными актами - широко известными Приказами Председателя Следственного комитета РФ от 11 августа 2011 г. N 124 и от 8 августа 2013 г. N 53, Приказом Минтруда России от 23 марта 2015 г. N 183н (в ред. от 12.12.2016), эффективность которых прошла проверку временем. Процессуальные действия, выходящие за указанные рамки, должны производиться только следователем. К их числу следует отнести все действия, связанные с необходимостью обязательного получения судебных решений (избрание соответствующих мер пресечения, разрешение на проведение определенных следственных действий и др.), а также общих условий осуществления предварительного расследования (сроков расследования, соединение и выделение дел и др.), составление итоговых процессуальных документов (обвинительного заключения, постановления о приостановлении предварительного расследования, объявление в розыск).