Обсчет потребителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Обсчет потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ за обсчет потребителя, если плательщику хотя и не вернули излишне предоплаченные за коммунальную услугу средства, но учли их за следующий расчетный период
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ за обсчет потребителя, если плательщику хотя и не вернули излишне предоплаченные за коммунальную услугу средства, но учли их за следующий расчетный период
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1.5 "Презумпция невиновности" КоАП РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
(Арбитражный суд Уральского округа)ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кредитный договор и право выбора у потребителя: due diligence
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)В частности, действия кредитного учреждения могут быть квалифицированы в соответствии с ч. 1 ст. 14.7 "Обман потребителей" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обман потребителя выражается в том, что фактически в результате действий по подключению к программе коллективного страхования потребитель несет расходы, не получая никакой услуги. Действия банка не являются самостоятельной услугой, а совершены в целях получения согласия заемщика на оплату банку рисков, связанных с выдачей кредита, все риски от убытков кредитного учреждения обеспечиваются получением от заемщика процентов за пользование денежными средствами. Необоснованное возложение обязанности уплаты страховой премии на заемщика можно квалифицировать как обсчет потребителя, т.е. взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А51-13619/2018).
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)В частности, действия кредитного учреждения могут быть квалифицированы в соответствии с ч. 1 ст. 14.7 "Обман потребителей" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обман потребителя выражается в том, что фактически в результате действий по подключению к программе коллективного страхования потребитель несет расходы, не получая никакой услуги. Действия банка не являются самостоятельной услугой, а совершены в целях получения согласия заемщика на оплату банку рисков, связанных с выдачей кредита, все риски от убытков кредитного учреждения обеспечиваются получением от заемщика процентов за пользование денежными средствами. Необоснованное возложение обязанности уплаты страховой премии на заемщика можно квалифицировать как обсчет потребителя, т.е. взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А51-13619/2018).
Статья: Эволюция законодательства об административной ответственности за нарушение прав потребителей
(Чагина Е.М., Лубянникова А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Содержание ст. 14.7 претерпело не так много изменений в течение последних лет. Первоначально в ней был закреплен единый состав административного правонарушения - обман потребителей, которым охватывались неправомерные действия продавца, исполнителя, связанные, во-первых, с обмериванием, обвешиванием или обсчетом потребителей, во-вторых, с введением их в заблуждение относительно свойств или качества товара, работы или услуги, и в-третьих, с иным обманом потребителей. При этом в статье было указано, что такие действия совершаются "в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг)", что ограничивало круг субъектов административного правонарушения только продавцами товаров и исполнителями работ (услуг) либо их должностными лицами. В частности, по сути была исключена ответственность изготовителя товаров за указанные действия, хотя согласно Закону N 2300-1 на него возложены определенные обязанности в отношении потребителя, несмотря на то что изготовитель, как правило, не выступает непосредственно стороной договора с ним, к примеру обязанности информационного характера (ст. 10 Закона N 2300-1). Впоследствии с принятием Федерального закона от 23.07.2013 N 194-ФЗ данный пробел был устранен: из диспозиции нормы было исключено прямое указание на круг возможных субъектов правонарушения, однако появилось дополнение, что обман потребителей в любом виде наказуем не только на этапе реализации товаров, но и на стадии их производства, что в сущности привело к распространению ответственности на изготовителей, а также иных лиц - участников правоотношений с гражданами-потребителями.
(Чагина Е.М., Лубянникова А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Содержание ст. 14.7 претерпело не так много изменений в течение последних лет. Первоначально в ней был закреплен единый состав административного правонарушения - обман потребителей, которым охватывались неправомерные действия продавца, исполнителя, связанные, во-первых, с обмериванием, обвешиванием или обсчетом потребителей, во-вторых, с введением их в заблуждение относительно свойств или качества товара, работы или услуги, и в-третьих, с иным обманом потребителей. При этом в статье было указано, что такие действия совершаются "в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг)", что ограничивало круг субъектов административного правонарушения только продавцами товаров и исполнителями работ (услуг) либо их должностными лицами. В частности, по сути была исключена ответственность изготовителя товаров за указанные действия, хотя согласно Закону N 2300-1 на него возложены определенные обязанности в отношении потребителя, несмотря на то что изготовитель, как правило, не выступает непосредственно стороной договора с ним, к примеру обязанности информационного характера (ст. 10 Закона N 2300-1). Впоследствии с принятием Федерального закона от 23.07.2013 N 194-ФЗ данный пробел был устранен: из диспозиции нормы было исключено прямое указание на круг возможных субъектов правонарушения, однако появилось дополнение, что обман потребителей в любом виде наказуем не только на этапе реализации товаров, но и на стадии их производства, что в сущности привело к распространению ответственности на изготовителей, а также иных лиц - участников правоотношений с гражданами-потребителями.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
(ред. от 04.11.2025)1. Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)18. Обман потребителей, а именно: обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей. Штраф от 10 000 до 30 000 рублей (п. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)18. Обман потребителей, а именно: обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей. Штраф от 10 000 до 30 000 рублей (п. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).
Готовое решение: Какие штрафы (иные административные наказания) могут назначить за нарушение требований, которые проверяет Роспотребнадзор
(КонсультантПлюс, 2025)Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товаров (работ, услуг) или другой обман потребителей (за исключением некоторых случаев)
(КонсультантПлюс, 2025)Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товаров (работ, услуг) или другой обман потребителей (за исключением некоторых случаев)
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В другом случае при рассмотрении дела о привлечении продавца к ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей суд учел, что отсутствуют доказательства ознакомления потребителя с условиями акции и, соответственно, с информацией о цене и условиях приобретения товара. Все условия акций должны быть размещены на информационных стендах магазина (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.03.2021 по делу N А64-8429/2019).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В другом случае при рассмотрении дела о привлечении продавца к ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей суд учел, что отсутствуют доказательства ознакомления потребителя с условиями акции и, соответственно, с информацией о цене и условиях приобретения товара. Все условия акций должны быть размещены на информационных стендах магазина (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.03.2021 по делу N А64-8429/2019).
Ситуация: Что такое обман потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обман потребителя - это обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара и другие противоправные действия, нарушающие его права.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обман потребителя - это обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара и другие противоправные действия, нарушающие его права.