Общественный земельный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественный земельный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как проводится общественный земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как проводится общественный земельный контроль
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо также упомянуть об общественном контроле, под которым обычно понимается деятельность граждан и их объединений, осуществляемая в целях наблюдения, проверки, анализа и оценки работы органов и должностных лиц публичной власти, в частности их решений, а также иных действий (бездействия) <1>. По мнению В.А. Щепачева, "общественный контроль представляет собой набор средств, с помощью которых общество может обеспечить соблюдение органом власти обязательных для него требований, нарушение которых может причинить ущерб как его собственному функционированию, так и непосредственно обществу, гражданам - они ведь зачастую являются объектами управления со стороны соответствующих органов, а также потребителями услуг, предоставляемых ими либо подведомственными им учреждениями" <2>. Население муниципальных образований вправе участвовать в подготовке, обсуждении, принятии, исполнении и контроле за исполнением решений органов местного самоуправления, вправе отозвать выборных лиц <3>. Например, Земельным кодексом РФ предусмотрен общественный земельный контроль за деятельностью органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗК РФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (ст. 72.1). Такой общественный контроль распространяется и на контрольные мероприятия, осуществляемые муниципальными земельными контролерами. В соответствии со ст. 26.1 Закона N 131-ФЗ граждане могут вносить в местную администрацию инициативные проекты в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования, осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта. Вместе с тем в реальной жизни взаимодействие органов местного самоуправления с населением недостаточно развито, что ослабляет общественный контроль за муниципальной властью, затрудняет решение насущных для граждан потребностей.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо также упомянуть об общественном контроле, под которым обычно понимается деятельность граждан и их объединений, осуществляемая в целях наблюдения, проверки, анализа и оценки работы органов и должностных лиц публичной власти, в частности их решений, а также иных действий (бездействия) <1>. По мнению В.А. Щепачева, "общественный контроль представляет собой набор средств, с помощью которых общество может обеспечить соблюдение органом власти обязательных для него требований, нарушение которых может причинить ущерб как его собственному функционированию, так и непосредственно обществу, гражданам - они ведь зачастую являются объектами управления со стороны соответствующих органов, а также потребителями услуг, предоставляемых ими либо подведомственными им учреждениями" <2>. Население муниципальных образований вправе участвовать в подготовке, обсуждении, принятии, исполнении и контроле за исполнением решений органов местного самоуправления, вправе отозвать выборных лиц <3>. Например, Земельным кодексом РФ предусмотрен общественный земельный контроль за деятельностью органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗК РФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (ст. 72.1). Такой общественный контроль распространяется и на контрольные мероприятия, осуществляемые муниципальными земельными контролерами. В соответствии со ст. 26.1 Закона N 131-ФЗ граждане могут вносить в местную администрацию инициативные проекты в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования, осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта. Вместе с тем в реальной жизни взаимодействие органов местного самоуправления с населением недостаточно развито, что ослабляет общественный контроль за муниципальной властью, затрудняет решение насущных для граждан потребностей.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72.1. Общественный земельный контроль
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72.1. Общественный земельный контроль
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В литературе отражается практика совместного с представителями ТОС рассмотрения обращений в органы местного самоуправления, проведения проверок по общественному земельному контролю, по общественному контролю, в том числе за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами <18>.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В литературе отражается практика совместного с представителями ТОС рассмотрения обращений в органы местного самоуправления, проведения проверок по общественному земельному контролю, по общественному контролю, в том числе за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами <18>.
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Оставим за скобками общественный земельный контроль, который хотя и предусмотрен законодательством, на практике чаще всего сводится к жалобам в указанные выше органы. Во всяком случае, нами не обнаружена значимая судебная практика применения статьи 72.1 ЗК РФ.
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Оставим за скобками общественный земельный контроль, который хотя и предусмотрен законодательством, на практике чаще всего сводится к жалобам в указанные выше органы. Во всяком случае, нами не обнаружена значимая судебная практика применения статьи 72.1 ЗК РФ.
Статья: Актуальные правовые проблемы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)В федеральном законодательстве предусмотрен целый ряд видов общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования: общественный экологический контроль, общественный земельный контроль, общественный контроль в области обращения с отходами и др.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)В федеральном законодательстве предусмотрен целый ряд видов общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования: общественный экологический контроль, общественный земельный контроль, общественный контроль в области обращения с отходами и др.