Общественные объединения правоохранительной направленности
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные объединения правоохранительной направленности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)<11> Об утверждении Порядка личного страхования народных дружинников, являющихся членами народных дружин, внесенных в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, и установлении размера индивидуальной страховой суммы: Постановление Правительства Московской области от 24.06.2015 N 485/24 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)<11> Об утверждении Порядка личного страхования народных дружинников, являющихся членами народных дружин, внесенных в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, и установлении размера индивидуальной страховой суммы: Постановление Правительства Московской области от 24.06.2015 N 485/24 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Проблема классифицирования правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Взаимодействие как форма участия военно-патриотических объединений в обеспечении обороны и безопасности прямо закреплено Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях". Признавая их безусловную значимость, можно отметить недостаточность поддержки иных государственно и общественно значимых направлений деятельности общественных объединений. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны с принятием Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и определением в качестве формы участия создания общественных объединений правоохранительной направленности. Наиболее прогрессивным является привлечение граждан к защите государственной границы, что влечет необходимость их обучения и подготовки. Что касается иных видов безопасности, например, экологической, деятельность общественных объединений или является недостаточной, или не соответствует потребностям национальной безопасности. Противодействие политическому и религиозному экстремизму могут осуществлять не только молодежные объединения.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Взаимодействие как форма участия военно-патриотических объединений в обеспечении обороны и безопасности прямо закреплено Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях". Признавая их безусловную значимость, можно отметить недостаточность поддержки иных государственно и общественно значимых направлений деятельности общественных объединений. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны с принятием Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и определением в качестве формы участия создания общественных объединений правоохранительной направленности. Наиболее прогрессивным является привлечение граждан к защите государственной границы, что влечет необходимость их обучения и подготовки. Что касается иных видов безопасности, например, экологической, деятельность общественных объединений или является недостаточной, или не соответствует потребностям национальной безопасности. Противодействие политическому и религиозному экстремизму могут осуществлять не только молодежные объединения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)Статья 7. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации
(ред. от 14.07.2022)
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)Статья 7. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации
Приказ МВД России от 21.07.2014 N 599
"О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2014 N 33507)Зарегистрировано в Минюсте России 11 августа 2014 г. N 33507
"О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2014 N 33507)Зарегистрировано в Минюсте России 11 августа 2014 г. N 33507
Статья: Актуальные проблемы деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (на примере Ставропольского края)
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В данной статье рассматриваются проблемы деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий. Кроме того, в статье идет речь о взаимодействии полиции и общественных объединений, привлекаемых для участия в охране общественного порядка, как об одной из форм реализации правоохранительной функции государства в сфере обеспечения общественной безопасности. Анализируются фактические механизмы и проблемы взаимодействия государства и общества в указанной сфере, в частности вопросы контроля со стороны полиции за деятельностью общественных объединений правоохранительной направленности. Выявляется ряд проблем, возникающих на практике, предлагаются пути их преодоления и практические рекомендации по совершенствованию деятельности полиции в указанной сфере.
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В данной статье рассматриваются проблемы деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий. Кроме того, в статье идет речь о взаимодействии полиции и общественных объединений, привлекаемых для участия в охране общественного порядка, как об одной из форм реализации правоохранительной функции государства в сфере обеспечения общественной безопасности. Анализируются фактические механизмы и проблемы взаимодействия государства и общества в указанной сфере, в частности вопросы контроля со стороны полиции за деятельностью общественных объединений правоохранительной направленности. Выявляется ряд проблем, возникающих на практике, предлагаются пути их преодоления и практические рекомендации по совершенствованию деятельности полиции в указанной сфере.
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья: Гражданское общество и его институты в теории соотношения субъектов конституционного права
(Васильев С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Вместе с тем А.В. Курочкин отмечает, что "в силу усовершенствования гражданского общества политические партии неизбежно теряют роль центров, в которых происходит гражданское самоопределение" <45>. То есть, выполняя свои основные задачи, политические партии становятся своего рода узкопрофильными организациями, занимающимися только политикой. В это время на авансцену выходят другие общественные формирования, которые выполняют все необходимые социальные функции. Так, в современных условиях мобилизации всех общественных сил на сохранение российских ценностей снова обретает актуальность создание общественных объединений правоохранительной направленности. Указанная инициатива является результатом развития взаимоотношений общества и государства на современном этапе развития частных военных компаний, обусловлена необходимостью создания подразделений территориальной обороны на приграничных с Украиной территориях, формирования специальных подразделений в регионах с особыми внутренними и внешними угрозами и т.д.
(Васильев С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Вместе с тем А.В. Курочкин отмечает, что "в силу усовершенствования гражданского общества политические партии неизбежно теряют роль центров, в которых происходит гражданское самоопределение" <45>. То есть, выполняя свои основные задачи, политические партии становятся своего рода узкопрофильными организациями, занимающимися только политикой. В это время на авансцену выходят другие общественные формирования, которые выполняют все необходимые социальные функции. Так, в современных условиях мобилизации всех общественных сил на сохранение российских ценностей снова обретает актуальность создание общественных объединений правоохранительной направленности. Указанная инициатива является результатом развития взаимоотношений общества и государства на современном этапе развития частных военных компаний, обусловлена необходимостью создания подразделений территориальной обороны на приграничных с Украиной территориях, формирования специальных подразделений в регионах с особыми внутренними и внешними угрозами и т.д.
Статья: Правовое регулирование полномочий публичной администрации и иных органов публичной власти в сфере обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Что касается международного уровня правового регулирования, для стран, входящих в СНГ и ОДКБ, была принята совокупность модельных законов и рекомендаций, посвященных взаимодействию государства и гражданского общества в области обороны и безопасности (национальной безопасности) <17>. Так, Модельный закон ОДКБ "О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности" <18> привел перечень негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности (частный нотариат, адвокатура, службы безопасности юридических лиц, субъекты, оказывающие охранные и детективные услуги, другие коммерческие организации, общественные объединения правоохранительной направленности, профессиональные союзы, негосударственные научные и образовательные организации, граждане), цель, принципы, задачи, направления и формы участия в обеспечении национальной безопасности, ограничения, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты работников, полномочия органов государственного управления в области участия, контроль и надзор за ними.
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Что касается международного уровня правового регулирования, для стран, входящих в СНГ и ОДКБ, была принята совокупность модельных законов и рекомендаций, посвященных взаимодействию государства и гражданского общества в области обороны и безопасности (национальной безопасности) <17>. Так, Модельный закон ОДКБ "О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности" <18> привел перечень негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности (частный нотариат, адвокатура, службы безопасности юридических лиц, субъекты, оказывающие охранные и детективные услуги, другие коммерческие организации, общественные объединения правоохранительной направленности, профессиональные союзы, негосударственные научные и образовательные организации, граждане), цель, принципы, задачи, направления и формы участия в обеспечении национальной безопасности, ограничения, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты работников, полномочия органов государственного управления в области участия, контроль и надзор за ними.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Во втором разделе курса лекций рассмотрены вопросы организации и деятельности негосударственных организаций, вовлекаемых в сферу правоохранительной деятельности и принимающих активное участие в защите прав и законных интересов личности, общества и государства: адвокатуры, нотариата, частных детективных и охранных структур, различных общественных объединений правоохранительной направленности, а также индивидуальные формы участия граждан в правоохранительной деятельности.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Во втором разделе курса лекций рассмотрены вопросы организации и деятельности негосударственных организаций, вовлекаемых в сферу правоохранительной деятельности и принимающих активное участие в защите прав и законных интересов личности, общества и государства: адвокатуры, нотариата, частных детективных и охранных структур, различных общественных объединений правоохранительной направленности, а также индивидуальные формы участия граждан в правоохранительной деятельности.
Статья: К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с иными органами публичной власти в сфере обеспечения конституционного правопорядка (на примере Челябинской области)
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Необходимо отметить организацию взаимодействия сотрудников полиции и граждан при осуществлении охраны правопорядка в общественных местах в рамках реализации положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Приказа МВД России от 18 августа 2014 г. N 696 "Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи". К примеру, на территории Челябинской области действуют более 100 добровольных народных дружин, объединяющих более 1 300 дружинников, систематически участвующих в охране общественного порядка, с их помощью раскрыто 97 преступлений и пресечено более 6,5 тыс. административных нарушений <15>. В связи с тем что в состав народных дружин Челябинской области часто входят казачьи формирования и недавними инициативами в сфере правового регулирования казачества с возможным вхождением в состав ФСВНГ России <16>, необходимо отдельно упомянуть о положительном опыте организации учебного взаимодействия ГУ МВД России по Челябинской области с дружинниками. В связи с тем что действующими законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено обучение представителей народных дружин, а их деятельность может быть связана с риском для жизни и здоровья, преподавателями Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области проводятся лекционные и практические занятия с членами добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, осуществляющих охрану общественного порядка на территории муниципальных образований Челябинской области, в целях подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также приобретения ими практических навыков оказания первой доврачебной помощи <17>.
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Необходимо отметить организацию взаимодействия сотрудников полиции и граждан при осуществлении охраны правопорядка в общественных местах в рамках реализации положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Приказа МВД России от 18 августа 2014 г. N 696 "Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи". К примеру, на территории Челябинской области действуют более 100 добровольных народных дружин, объединяющих более 1 300 дружинников, систематически участвующих в охране общественного порядка, с их помощью раскрыто 97 преступлений и пресечено более 6,5 тыс. административных нарушений <15>. В связи с тем что в состав народных дружин Челябинской области часто входят казачьи формирования и недавними инициативами в сфере правового регулирования казачества с возможным вхождением в состав ФСВНГ России <16>, необходимо отдельно упомянуть о положительном опыте организации учебного взаимодействия ГУ МВД России по Челябинской области с дружинниками. В связи с тем что действующими законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено обучение представителей народных дружин, а их деятельность может быть связана с риском для жизни и здоровья, преподавателями Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области проводятся лекционные и практические занятия с членами добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, осуществляющих охрану общественного порядка на территории муниципальных образований Челябинской области, в целях подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также приобретения ими практических навыков оказания первой доврачебной помощи <17>.
Статья: Публично-правовая услуга по государственной регистрации организаций гражданского общества
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Особенностью правового регулирования рассматриваемых отношений в Италии является то, что организационно-правовая форма некоммерческой организации определяет направление ее деятельности. В силу этого установленный итальянским законодателем порядок определения регистрирующего органа в зависимости от организационно-правовой формы учреждения одновременно учитывает и направление деятельности организации. В этом контексте необходимо отметить формирующуюся в нашей стране тенденцию выделения новых организационно-правовых форм организаций гражданского общества в зависимости от направления их деятельности (например, общественные объединения правоохранительной направленности, социально ориентированные некоммерческие организации).
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Особенностью правового регулирования рассматриваемых отношений в Италии является то, что организационно-правовая форма некоммерческой организации определяет направление ее деятельности. В силу этого установленный итальянским законодателем порядок определения регистрирующего органа в зависимости от организационно-правовой формы учреждения одновременно учитывает и направление деятельности организации. В этом контексте необходимо отметить формирующуюся в нашей стране тенденцию выделения новых организационно-правовых форм организаций гражданского общества в зависимости от направления их деятельности (например, общественные объединения правоохранительной направленности, социально ориентированные некоммерческие организации).
Статья: Методика прикладных административно-деликтологических исследований
(Дерюга А.Н., Дерюга Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)4.3. В зависимости от изучаемой административной деликтности целесообразно выяснить наличие (отсутствие) других социальных институтов. Это могут быть религиозные группы, ячейки политических партий, общественные объединения правоохранительной направленности, спортивные секции, другие сообщества по интересам. Общее между ними - в повышенной социальной активности ее членов, способных осуществлять общие и специальные профилактические мероприятия. Организованное использование этого потенциала может существенно повлиять на снижение отдельных видов административных правонарушений. Разумеется, это возможно лишь в тесном взаимодействии с публичными органами власти.
(Дерюга А.Н., Дерюга Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)4.3. В зависимости от изучаемой административной деликтности целесообразно выяснить наличие (отсутствие) других социальных институтов. Это могут быть религиозные группы, ячейки политических партий, общественные объединения правоохранительной направленности, спортивные секции, другие сообщества по интересам. Общее между ними - в повышенной социальной активности ее членов, способных осуществлять общие и специальные профилактические мероприятия. Организованное использование этого потенциала может существенно повлиять на снижение отдельных видов административных правонарушений. Разумеется, это возможно лишь в тесном взаимодействии с публичными органами власти.
Статья: Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Сегодня на территории Российской Федерации, по самым приблизительным оценкам, функционирует около 30 тыс. различных общественных объединений правоохранительной направленности (народные и казачьи дружины, внештатные сотрудники полиции и др.). Инициатива создания добровольных народных дружин (далее - ДНД) принадлежит гражданам, которые заинтересованы в участии в охране общественного порядка. ДНД создаются в форме общественных организаций, о чем ставятся в известность территориальный орган внутренних дел РФ и ОМС соответствующего муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления соответствующей муниципальной единицы устанавливает границы территории, на которой может действовать конкретная ДНД, как правило, в рамках одной территориальной единицы создается одна народная дружина. Аналогично происходит создание отрядов помощи полиции и других объединений правоохранительной направленности.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Сегодня на территории Российской Федерации, по самым приблизительным оценкам, функционирует около 30 тыс. различных общественных объединений правоохранительной направленности (народные и казачьи дружины, внештатные сотрудники полиции и др.). Инициатива создания добровольных народных дружин (далее - ДНД) принадлежит гражданам, которые заинтересованы в участии в охране общественного порядка. ДНД создаются в форме общественных организаций, о чем ставятся в известность территориальный орган внутренних дел РФ и ОМС соответствующего муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления соответствующей муниципальной единицы устанавливает границы территории, на которой может действовать конкретная ДНД, как правило, в рамках одной территориальной единицы создается одна народная дружина. Аналогично происходит создание отрядов помощи полиции и других объединений правоохранительной направленности.
Статья: К вопросу о совершенствовании системы противодействия технотронной преступности в Российской Федерации
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)С этой целью предлагается дополнить Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" положениями о "кибердружинах" и "кибердружинниках", уравняв последних по правовому статусу с народными дружинниками, предусмотрев государственную регистрацию "кибердружин" и включение их в региональные реестры общественных объединений правоохранительной направленности.
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)С этой целью предлагается дополнить Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" положениями о "кибердружинах" и "кибердружинниках", уравняв последних по правовому статусу с народными дружинниками, предусмотрев государственную регистрацию "кибердружин" и включение их в региональные реестры общественных объединений правоохранительной направленности.