Общественно полезные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественно полезные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Обе организации вели самостоятельную деятельность: имели отдельные штаты, несли расходы, платили налоги. Общество приобретает полезное ископаемое, перерабатывает его и реализует готовую продукцию; самостоятельно оплачивает транспортные и транспортно-экспедиционные услуги, электроэнергию; производит оплату за использование железнодорожных путей необщего пользования; приобретает ТМЦ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Обе организации вели самостоятельную деятельность: имели отдельные штаты, несли расходы, платили налоги. Общество приобретает полезное ископаемое, перерабатывает его и реализует готовую продукцию; самостоятельно оплачивает транспортные и транспортно-экспедиционные услуги, электроэнергию; производит оплату за использование железнодорожных путей необщего пользования; приобретает ТМЦ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ"Таким образом, исходя из представленных доказательств, в момент размещения добытого полезного ископаемого на береговой линии, оно уже по всем показателям отвечает требованиям ГОСТ, то есть является готовой продукцией. Учитывая предусмотренный технологический процесс добычи полезных ископаемых у заявителя, который оканчивается в момент добычи полезного ископаемого, соответственно, затраты общества по погрузке, разгрузке, содержанию береговой площадке, взвешиванию на автомобильных весах, услуги по сортировке, прочие услуги образуют расходы, уменьшающие стоимость добытого полезного ископаемого согласно статье 340 НК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каким образом получить сведения из реестров некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и реестра НКО - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России, доступна ли самостоятельная выгрузка сведений из указанных реестров с сайта Минюста России, если да, то в каком формате?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Вопрос: Об отражении в форме 0409345 остатков денежных средств на счетах (вкладах) некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг на основании данных соответствующего реестра.
(Письмо Банка России от 31.07.2024 N 6406-U-345-2024/4)Вопрос: Банк просит разъяснить подход к отражению в форме 0409345 <1> вкладов (счетов) некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - НКО ОПУ) на основании данных реестра НКО ОПУ <2>.
(Письмо Банка России от 31.07.2024 N 6406-U-345-2024/4)Вопрос: Банк просит разъяснить подход к отражению в форме 0409345 <1> вкладов (счетов) некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - НКО ОПУ) на основании данных реестра НКО ОПУ <2>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг
Статья: Труд и социальное обеспечение женщин: актуальные проблемы правового регулирования
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<32> В Стратегии отмечается: женщины возглавляют около 30% организаций малого и среднего бизнеса. При этом наибольшее представительство женщин-предпринимателей характерно для сферы социальных и образовательных услуг. Их доля в социальной сфере достигает 90%, в сфере услуг - 58%. Женщинами реализуются проекты в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных и иных общественно полезных услуг.
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<32> В Стратегии отмечается: женщины возглавляют около 30% организаций малого и среднего бизнеса. При этом наибольшее представительство женщин-предпринимателей характерно для сферы социальных и образовательных услуг. Их доля в социальной сфере достигает 90%, в сфере услуг - 58%. Женщинами реализуются проекты в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных и иных общественно полезных услуг.
Статья: Новеллы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций
(Кузнецова С.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг предусматривает сроки и последовательность административных процедур при предоставлении Минюстом России государственной услуги по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, срок предоставления государственной услуги сокращен до пяти дней [13].
(Кузнецова С.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг предусматривает сроки и последовательность административных процедур при предоставлении Минюстом России государственной услуги по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, срок предоставления государственной услуги сокращен до пяти дней [13].
Готовое решение: Какие меры поддержки существуют для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
(КонсультантПлюс, 2025)Право на приоритетное получение мер поддержки имеют исполнители общественно полезных услуг (п. 13 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)Право на приоритетное получение мер поддержки имеют исполнители общественно полезных услуг (п. 13 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях).
Статья: Правовые аспекты определения понятия "вспомогательные услуги при сопровождаемом проживании инвалидов"
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<11> Приказ Минюста России от 29 декабря 2018 г. N 313 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 16.01.2019); Приказ Минтруда России от 27 мая 2019 г. N 351н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 28.08.2019).
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<11> Приказ Минюста России от 29 декабря 2018 г. N 313 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 16.01.2019); Приказ Минтруда России от 27 мая 2019 г. N 351н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 28.08.2019).
Готовое решение: Как организации начисляют и уплачивают транспортный налог в Московской области
(КонсультантПлюс, 2025)освобождение от уплаты налога по всем ТС за налоговые периоды 2023 - 2025 гг. Льгота предоставляется СОНКО, которые включены в реестр СОНКО, и являются получателями определенных грантов (субсидий), либо исполнителями общественно полезных услуг, либо поставщиками социальных услуг. Льгота предоставляется, если они ведут на территории МО деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, а также осуществляют виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях. Льгота действует, если высвобожденные средства направлены на социальную защиту работников по п. 11 ст. 4 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ, а также на цели согласно учредительным документам (ст. 26.30.1 этого Закона);
(КонсультантПлюс, 2025)освобождение от уплаты налога по всем ТС за налоговые периоды 2023 - 2025 гг. Льгота предоставляется СОНКО, которые включены в реестр СОНКО, и являются получателями определенных грантов (субсидий), либо исполнителями общественно полезных услуг, либо поставщиками социальных услуг. Льгота предоставляется, если они ведут на территории МО деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, а также осуществляют виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях. Льгота действует, если высвобожденные средства направлены на социальную защиту работников по п. 11 ст. 4 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ, а также на цели согласно учредительным документам (ст. 26.30.1 этого Закона);
Статья: Отдельные вопросы оптимизации правового статуса некоммерческих организаций в законодательстве Российской Федерации
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Несмотря на сказанное выше, "жизнь" закона продолжается, а мы поневоле ищем его смысловую нагрузку, и таковая высвечивается, когда следует выяснять особенности специфических правовых статусов некоммерческих организаций, таких как социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг. Или применение ФЗ об НКО необходимо в случаях определения порядка создания НКО, государственного контроля за деятельностью НКО. Именно поэтому правила ФЗ об НКО в отдельной их части сохраняют свое значение и определяют особенности правового статуса НКО, который лежит за рамками регламентации ГК РФ.
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Несмотря на сказанное выше, "жизнь" закона продолжается, а мы поневоле ищем его смысловую нагрузку, и таковая высвечивается, когда следует выяснять особенности специфических правовых статусов некоммерческих организаций, таких как социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг. Или применение ФЗ об НКО необходимо в случаях определения порядка создания НКО, государственного контроля за деятельностью НКО. Именно поэтому правила ФЗ об НКО в отдельной их части сохраняют свое значение и определяют особенности правового статуса НКО, который лежит за рамками регламентации ГК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3) НКО - исполнители общественно полезных услуг и СОНКО, сведения о которых содержатся в реестре НКО - исполнителей общественно полезных услуг или в реестре СОНКО, ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ, за исключением лиц, признаваемых в соответствии с Законом о Банке России НФО.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3) НКО - исполнители общественно полезных услуг и СОНКО, сведения о которых содержатся в реестре НКО - исполнителей общественно полезных услуг или в реестре СОНКО, ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ, за исключением лиц, признаваемых в соответствии с Законом о Банке России НФО.
Статья: Проблемные аспекты развития территориального общественного самоуправления в современной России и пути их разрешения
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Разделяет позицию о наличии проблемной ситуации в отношении ТОС - юридических лиц также и Комитет Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Нормы, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации в 2014 г., отнесли ТОС к общественным организациям. А в них, как известно, предполагается индивидуальное членство, что противоречит правовой природе ТОС, в котором такого членства нет и быть не может, как не может его быть в любом территориальном местном сообществе. Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления неоднократно отмечалось, что поиск возможных путей разрешения этой проблемы должен быть в русле политико-правовой природы ТОС. Существующее положение дел может привести к ситуации, при которой ТОС с юридическим лицом в России не будет, а нет юридического лица, нет полноценного хозяйственного взаимодействия с местной властью, нет и собственной хозяйственной деятельности, направленной на решение уставных задач. Процесс исправления данной ошибки запущен. По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 г., Правительству Российской Федерации поручено представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих, среди прочего, установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации и предоставление территориальному общественному самоуправлению мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг <6>.
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Разделяет позицию о наличии проблемной ситуации в отношении ТОС - юридических лиц также и Комитет Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Нормы, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации в 2014 г., отнесли ТОС к общественным организациям. А в них, как известно, предполагается индивидуальное членство, что противоречит правовой природе ТОС, в котором такого членства нет и быть не может, как не может его быть в любом территориальном местном сообществе. Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления неоднократно отмечалось, что поиск возможных путей разрешения этой проблемы должен быть в русле политико-правовой природы ТОС. Существующее положение дел может привести к ситуации, при которой ТОС с юридическим лицом в России не будет, а нет юридического лица, нет полноценного хозяйственного взаимодействия с местной властью, нет и собственной хозяйственной деятельности, направленной на решение уставных задач. Процесс исправления данной ошибки запущен. По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 г., Правительству Российской Федерации поручено представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих, среди прочего, установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации и предоставление территориальному общественному самоуправлению мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг <6>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)в) некоммерческими организациями-исполнителями общественно полезных услуг, сведения о которых содержатся в соответствующем реестре.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)в) некоммерческими организациями-исполнителями общественно полезных услуг, сведения о которых содержатся в соответствующем реестре.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)2.4. Не признаются застрахованными лицами добровольцы (волонтеры), поскольку осуществление ими благотворительной деятельности оформляется гражданско-правовым договором, предметом которого являются безвозмездное выполнение работ и (или) оказание им услуг в общественно полезных целях. По определению такой договор не может предусматривать выплату каких-либо вознаграждений, но может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности (ч. 4 и 5 ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)").
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)2.4. Не признаются застрахованными лицами добровольцы (волонтеры), поскольку осуществление ими благотворительной деятельности оформляется гражданско-правовым договором, предметом которого являются безвозмездное выполнение работ и (или) оказание им услуг в общественно полезных целях. По определению такой договор не может предусматривать выплату каких-либо вознаграждений, но может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности (ч. 4 и 5 ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)").