Общедоступные критерии рисков
Подборка наиболее важных документов по запросу Общедоступные критерии рисков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии оценки налоговых рисков права налогоплательщиков не нарушают
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Решением от 18.04.2024 N АКПИ23-1033 Верховный суд РФ отказал в признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Критерии).
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Решением от 18.04.2024 N АКПИ23-1033 Верховный суд РФ отказал в признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Критерии).
Нормативные акты
Справочная информация: "Безопасная доля вычетов по НДС в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- доля вычетов за четыре квартала менее 89% от НДС, начисленного за этот же период (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@);
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- доля вычетов за четыре квартала менее 89% от НДС, начисленного за этот же период (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@);
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Описание ситуации: Обществом получено уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (далее - Уведомление) для дачи пояснений по вопросу соответствия общедоступным критериям оценки рисков, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Описание ситуации: Обществом получено уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (далее - Уведомление) для дачи пояснений по вопросу соответствия общедоступным критериям оценки рисков, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском).
Готовое решение: "Безопасная" доля вычетов по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)доля вычетов за четыре квартала менее 89% от НДС, начисленного за этот же период (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков);
(КонсультантПлюс, 2025)доля вычетов за четыре квартала менее 89% от НДС, начисленного за этот же период (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков);
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)На наш взгляд, вызов для дачи пояснений "по вопросу соответствия общедоступным критериям оценки рисков", если в нем прямо не названы "спорные" контрагенты, не соответствует требованию подробного описания оснований вызова, чтобы налогоплательщик мог подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)На наш взгляд, вызов для дачи пояснений "по вопросу соответствия общедоступным критериям оценки рисков", если в нем прямо не названы "спорные" контрагенты, не соответствует требованию подробного описания оснований вызова, чтобы налогоплательщик мог подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов.
Готовое решение: Как оценивают налогоплательщика, чтобы провести мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Среднеотраслевой показатель зарплаты, с которым инспекторы сверяют ваши показатели, зависит от региона России (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков).
(КонсультантПлюс, 2025)Среднеотраслевой показатель зарплаты, с которым инспекторы сверяют ваши показатели, зависит от региона России (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков).
Готовое решение: Налоговые риски
(КонсультантПлюс, 2025)Все эти риски можно значительно снизить или полностью избавиться от них. Для этого (п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков):
(КонсультантПлюс, 2025)Все эти риски можно значительно снизить или полностью избавиться от них. Для этого (п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков):
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)На сегодняшний день деятельность налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок регламентируется Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Данный подзаконный акт дает понятие планирования выездных налоговых проверок, определяя его как открытый процесс отбора налогоплательщика для осуществления выездного контроля. Согласно Концепции, отбор налогоплательщиков осуществляется по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения <12>.
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)На сегодняшний день деятельность налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок регламентируется Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Данный подзаконный акт дает понятие планирования выездных налоговых проверок, определяя его как открытый процесс отбора налогоплательщика для осуществления выездного контроля. Согласно Концепции, отбор налогоплательщиков осуществляется по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения <12>.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам- в Приложении N 2 содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Общедоступные критерии оценки рисков);
Справка: Налоговые проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Например, вероятность проверки увеличивается, если у вас (Общедоступные критерии оценки рисков):
(КонсультантПлюс, 2025)Например, вероятность проверки увеличивается, если у вас (Общедоступные критерии оценки рисков):
Готовое решение: Налоговая нагрузка при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Возможен иной подход при расчете налоговой нагрузки. Например, из п. 1 Общедоступных критериев риска, а также порядка работы "калькулятора налоговой нагрузки" на сайте ФНС России https://pb.nalog.ru/calculator.html можно сделать вывод, что в расчет надо брать не начисленные, а уплаченные налоги, а данные о доходах нужно взять из бухгалтерской, а не налоговой отчетности.
(КонсультантПлюс, 2025)Возможен иной подход при расчете налоговой нагрузки. Например, из п. 1 Общедоступных критериев риска, а также порядка работы "калькулятора налоговой нагрузки" на сайте ФНС России https://pb.nalog.ru/calculator.html можно сделать вывод, что в расчет надо брать не начисленные, а уплаченные налоги, а данные о доходах нужно взять из бухгалтерской, а не налоговой отчетности.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Кроме того, в силу подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Во исполнение данной нормы ФНС РФ письмом от 09.08.2022 N ЕА-4-15/10350 направила нижестоящим налоговым органам справочник оснований для вызова налогоплательщика в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Среди прочего в нем указано, что в рамках камеральной проверки инспекция вправе вызвать налогоплательщика для проверки выявленных налоговых рисков и операций, обладающих признаками, влекущими неуплату (неполную уплату) налогов (сборов, страховых взносов), либо по иным обстоятельствам для получения ответов на вопросы, требующие пояснений. Вне рамок проверки вызов может быть для проверки наличия доказательств совершенного нарушения законодательства о налогах и сборах (ст. 119.1 - 129.15 НК РФ), соответствия налогоплательщика Общедоступным критериям оценки рисков, утвержденным Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, первым среди которых значится: "Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Кроме того, в силу подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Во исполнение данной нормы ФНС РФ письмом от 09.08.2022 N ЕА-4-15/10350 направила нижестоящим налоговым органам справочник оснований для вызова налогоплательщика в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Среди прочего в нем указано, что в рамках камеральной проверки инспекция вправе вызвать налогоплательщика для проверки выявленных налоговых рисков и операций, обладающих признаками, влекущими неуплату (неполную уплату) налогов (сборов, страховых взносов), либо по иным обстоятельствам для получения ответов на вопросы, требующие пояснений. Вне рамок проверки вызов может быть для проверки наличия доказательств совершенного нарушения законодательства о налогах и сборах (ст. 119.1 - 129.15 НК РФ), соответствия налогоплательщика Общедоступным критериям оценки рисков, утвержденным Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, первым среди которых значится: "Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)".