Общедомовые приБоры учета в собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Общедомовые приБоры учета в собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""По смыслу пунктов 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и пункта 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепловой энергии
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество с ограниченной ответственностью... [теплоснабжающая организация - ред.] обратилось... с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости... об обязании обеспечить допуск к месту установки коллективного прибора учета в многоквартирном доме...
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество с ограниченной ответственностью... [теплоснабжающая организация - ред.] обратилось... с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости... об обязании обеспечить допуск к месту установки коллективного прибора учета в многоквартирном доме...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Корректировка платы за отопление при смене собственника помещения в МКД
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В каком порядке производится корректировка платы за отопление, уплачиваемой равномерно в течение календарного года, в случае смены собственника жилого помещения в МКД (перехода права собственности)? Дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (ОПУ) тепловой энергии. Индивидуальных и (или) общих (квартирных) счетчиков тепловой энергии в МКД нет.
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В каком порядке производится корректировка платы за отопление, уплачиваемой равномерно в течение календарного года, в случае смены собственника жилого помещения в МКД (перехода права собственности)? Дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (ОПУ) тепловой энергии. Индивидуальных и (или) общих (квартирных) счетчиков тепловой энергии в МКД нет.
Вопрос: Об НДС при установке ресурсоснабжающей организацией общедомовых приборов учета в случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по оснащению дома такими приборами учета.
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-07-11/99243)Обязанность по оснащению домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении. Если данная обязанность собственниками помещений в МКД не исполнена, дома оснащают приборами учета ресурсоснабжающие организации, при этом общедомовые приборы учета являются общей собственностью многоквартирных домов. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу этих приборов в эксплуатацию (ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-07-11/99243)Обязанность по оснащению домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении. Если данная обязанность собственниками помещений в МКД не исполнена, дома оснащают приборами учета ресурсоснабжающие организации, при этом общедомовые приборы учета являются общей собственностью многоквартирных домов. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу этих приборов в эксплуатацию (ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Статья: Общее имущество многоквартирного дома
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 27.12.2024 N 78814-ДН/04 "О составе общего имущества в многоквартирном доме" разъяснено, что согласно п. 6 Правил содержания общего имущества внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества. Граница между элементами системы отопления, входящей в состав общего имущества, и элементами системы отопления, находящимися в индивидуальной собственности собственника конкретного помещения, не установлена. Таким образом, вся система отопления является общим имуществом собственников помещений в МКД.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 27.12.2024 N 78814-ДН/04 "О составе общего имущества в многоквартирном доме" разъяснено, что согласно п. 6 Правил содержания общего имущества внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества. Граница между элементами системы отопления, входящей в состав общего имущества, и элементами системы отопления, находящимися в индивидуальной собственности собственника конкретного помещения, не установлена. Таким образом, вся система отопления является общим имуществом собственников помещений в МКД.
Статья: Энергоэффективность жилья. Мнения
(Пахомов С., Степашин С., Слуцкая М., Башмаков И., Булгакова И., Дзюба Г., Полухина Д., Сиваев С., Кваша Е., Генцлер И., Лыкова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)В связи с этим, может быть, надо пересмотреть принципы внедрения приборного учета, установленные нашим законодательством. В том числе стоит подумать об изменении правового статуса приборов учета потребления коммунальных ресурсов: сегодня они принадлежат собственникам помещений в МКД ("весы у покупателя"). Возможно, стоит рассмотреть вопрос о передаче прав собственности на общедомовые приборы учета ресурсоснабжающим организациям (внести соответствующие изменения в статью 36 Жилищного кодекса), а также об определении обязанности ресурсоснабжающих организаций за свой счет дооснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов и обеспечивать их обслуживание, снятие показаний и представление сведений об объеме потребления энергии в МКД. Это может способствовать упорядочиванию сбора и систематизации информации о потреблении энергоресурсов в МКД, выявлению резервов и направлений для сокращения потребления и повышению энергоэффективности.
(Пахомов С., Степашин С., Слуцкая М., Башмаков И., Булгакова И., Дзюба Г., Полухина Д., Сиваев С., Кваша Е., Генцлер И., Лыкова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)В связи с этим, может быть, надо пересмотреть принципы внедрения приборного учета, установленные нашим законодательством. В том числе стоит подумать об изменении правового статуса приборов учета потребления коммунальных ресурсов: сегодня они принадлежат собственникам помещений в МКД ("весы у покупателя"). Возможно, стоит рассмотреть вопрос о передаче прав собственности на общедомовые приборы учета ресурсоснабжающим организациям (внести соответствующие изменения в статью 36 Жилищного кодекса), а также об определении обязанности ресурсоснабжающих организаций за свой счет дооснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов и обеспечивать их обслуживание, снятие показаний и представление сведений об объеме потребления энергии в МКД. Это может способствовать упорядочиванию сбора и систематизации информации о потреблении энергоресурсов в МКД, выявлению резервов и направлений для сокращения потребления и повышению энергоэффективности.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.