ОбрАзование земельных участков общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу ОбрАзование земельных участков общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 43 "Проект межевания территории" Градостроительного кодекса РФ"Между тем, в нарушение вышеизложенных требований части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект не предусматривает сведений о площади образуемого на ул. Центральная земельного участка, возможные способы его образования, который будет отнесен к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которого предполагается резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45.1 "Содержание правил благоустройства территории муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из содержания статьи 45.1 названного Федерального закона, пунктов 1 и 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что благоустройство территории осуществляется в рамках градостроительной деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое комплексные кадастровые работы и как они выполняются
(КонсультантПлюс, 2025)обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами, водными объектами, пляжами;
(КонсультантПлюс, 2025)обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами, водными объектами, пляжами;
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Решение суда кассационной инстанции следует признать абсолютно верным по уже указанным причинам. Однако в некоторых судебных актах предпринималась попытка толковать норму пункта 12 статьи 85 ЗК РФ расширительно. В них указывалось, что запрет на приватизацию распространяется и на случаи, когда земельный участок входит в границу не только существующих, но и планируемых территорий общего пользования <14>. Такое расширительное толкование, если откровенно не толкование contra legem, фактически приводило к игнорированию закрепленного в законодательстве порядка резервирования земельных участков, ведь резервирование земельных участков зачастую и нужно для того, чтобы в последующем их изъять для образования территории общего пользования.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Решение суда кассационной инстанции следует признать абсолютно верным по уже указанным причинам. Однако в некоторых судебных актах предпринималась попытка толковать норму пункта 12 статьи 85 ЗК РФ расширительно. В них указывалось, что запрет на приватизацию распространяется и на случаи, когда земельный участок входит в границу не только существующих, но и планируемых территорий общего пользования <14>. Такое расширительное толкование, если откровенно не толкование contra legem, фактически приводило к игнорированию закрепленного в законодательстве порядка резервирования земельных участков, ведь резервирование земельных участков зачастую и нужно для того, чтобы в последующем их изъять для образования территории общего пользования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Следует обратить внимание, что Закон о регистрации, устанавливая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, предусматривает, что, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о регистрации).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Следует обратить внимание, что Закон о регистрации, устанавливая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, предусматривает, что, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о регистрации).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 7 ч. 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе в случаях, если он осуществляется в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 7 ч. 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе в случаях, если он осуществляется в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Земельные участки общего пользования формируются как в составе земель и зон общего пользования, так и за их пределами. Положения ЗК РФ не определяют порядок и условия образования земельных участков общего пользования в составе различных категорий земель, кроме земель населенных пунктов, в отношении которых действует норма ст. 85 Кодекса, предусматривающая, что данные участки могут располагаться в составе различных территориальных зон.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Земельные участки общего пользования формируются как в составе земель и зон общего пользования, так и за их пределами. Положения ЗК РФ не определяют порядок и условия образования земельных участков общего пользования в составе различных категорий земель, кроме земель населенных пунктов, в отношении которых действует норма ст. 85 Кодекса, предусматривающая, что данные участки могут располагаться в составе различных территориальных зон.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)При этом практически все виды градостроительной деятельности предполагают создание или физическую трансформацию (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства. Благоустройство территории выделяется в данном ряду: хотя его объектами могут выступать и объекты капитального строительства, например фасады зданий, оно в большей степени связано с облагораживанием территорий муниципальных образований, прежде всего территорий общего пользования, иных земельных участков, с качественным улучшением среды в целом, повышением комфортности условий проживания граждан.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)При этом практически все виды градостроительной деятельности предполагают создание или физическую трансформацию (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства. Благоустройство территории выделяется в данном ряду: хотя его объектами могут выступать и объекты капитального строительства, например фасады зданий, оно в большей степени связано с облагораживанием территорий муниципальных образований, прежде всего территорий общего пользования, иных земельных участков, с качественным улучшением среды в целом, повышением комфортности условий проживания граждан.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В Законе о садоводстве находим следующие нормы (ч. 8 и 9 ст. 25): 1) имущество общего пользования (в том числе сеть газопотребления) может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства; 2) имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства, может быть передано в собственность организаций, осуществляющих газоснабжение. Однако в обоих случаях нужно получить либо решение общего собрания членов товарищества о передаче сети газопотребления, либо согласие лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, на осуществление передачи сети газопотребления в случае, если сеть газопотребления принадлежит таким лицам на праве общей долевой собственности.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В Законе о садоводстве находим следующие нормы (ч. 8 и 9 ст. 25): 1) имущество общего пользования (в том числе сеть газопотребления) может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства; 2) имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства, может быть передано в собственность организаций, осуществляющих газоснабжение. Однако в обоих случаях нужно получить либо решение общего собрания членов товарищества о передаче сети газопотребления, либо согласие лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, на осуществление передачи сети газопотребления в случае, если сеть газопотребления принадлежит таким лицам на праве общей долевой собственности.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Земельные участки общего пользования формируются как в составе земель и зон общего пользования, так и за их пределами. Положения ЗК РФ характеризуются неполнотой правового регулирования в части определения порядка и условий образования земельных участков общего пользования в составе различных категорий земель, кроме земель населенных пунктов, в отношении которых действует норма ст. 85 Кодекса, предусматривающая, что данные участки могут располагаться в составе различных территориальных зон.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Земельные участки общего пользования формируются как в составе земель и зон общего пользования, так и за их пределами. Положения ЗК РФ характеризуются неполнотой правового регулирования в части определения порядка и условий образования земельных участков общего пользования в составе различных категорий земель, кроме земель населенных пунктов, в отношении которых действует норма ст. 85 Кодекса, предусматривающая, что данные участки могут располагаться в составе различных территориальных зон.