ОбрАзование лиц с овз
Подборка наиболее важных документов по запросу ОбрАзование лиц с овз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция психолога (педагога-психолога, психолога образовательной организации) (оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и т.д.) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)
<Письмо> Минпросвещения России от 30.08.2024 N ДГ-1478/07
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода")МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода")МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Организационно-правовые и доктринальные аспекты совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам ведения инвалидами самостоятельного образа жизни в рамках исполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов и федерального законодательства
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Чернякина Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)<19> Анбрехт Т.А. К вопросу о реализации права на инклюзивное образование лицами с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2016. N 1. С. 9 - 12; Колябин А.Ю., Султанова И.В. К вопросу о реализации инклюзивного образования в российских условиях // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 46 - 50.
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Чернякина Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)<19> Анбрехт Т.А. К вопросу о реализации права на инклюзивное образование лицами с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2016. N 1. С. 9 - 12; Колябин А.Ю., Султанова И.В. К вопросу о реализации инклюзивного образования в российских условиях // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 46 - 50.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В региональном законодательстве также не проводится четких различий в понимании лиц с ОВЗ и инвалидов. Так, Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ОВЗ на образование, и распространяется на детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ОВЗ в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Таким образом, исходя из наименования и преамбулы указанного Закона, понятием "лица с ограниченными возможностями здоровья" охватываются инвалиды и иные лица, имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья, нуждающиеся в создании специальных условий обучения, но не являющиеся инвалидами. Несмотря на то что в тексте Закона инвалиды и лица с ОВЗ отнесены к разным категориям граждан (ст. 1), термин "лица с ограниченными возможностями здоровья" используется законодателем в широком понимании.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В региональном законодательстве также не проводится четких различий в понимании лиц с ОВЗ и инвалидов. Так, Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ОВЗ на образование, и распространяется на детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ОВЗ в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Таким образом, исходя из наименования и преамбулы указанного Закона, понятием "лица с ограниченными возможностями здоровья" охватываются инвалиды и иные лица, имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья, нуждающиеся в создании специальных условий обучения, но не являющиеся инвалидами. Несмотря на то что в тексте Закона инвалиды и лица с ОВЗ отнесены к разным категориям граждан (ст. 1), термин "лица с ограниченными возможностями здоровья" используется законодателем в широком понимании.
Ситуация: Что входит в обязанности классного руководителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<2> См.: часть 4 ст. 7, ч. 3 ст. 10 Закона города Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве".
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<2> См.: часть 4 ст. 7, ч. 3 ст. 10 Закона города Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве".
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, Порядок N 438 устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, Порядок N 438 устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья: Физическая беспомощность потерпевшего: позиция суда
(Гостькова Д.Ж., Штефан А.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)В Модельном законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" <5> под физическим недостатком подразумевается "подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание". Безусловно, дословно данное определение в уголовном праве является непригодным. Однако в изложенном определении закрепляются отличительные признаки исследуемой дефиниции, а именно: временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека. То есть сопротивление потерпевшим либо не оказывается, либо оно номинальное в связи с процессами развития и жизнедеятельности человеческого организма.
(Гостькова Д.Ж., Штефан А.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)В Модельном законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" <5> под физическим недостатком подразумевается "подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание". Безусловно, дословно данное определение в уголовном праве является непригодным. Однако в изложенном определении закрепляются отличительные признаки исследуемой дефиниции, а именно: временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека. То есть сопротивление потерпевшим либо не оказывается, либо оно номинальное в связи с процессами развития и жизнедеятельности человеческого организма.
Ситуация: Какие предусмотрены особенности при получении образования инвалидами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ОВЗ образовательная организация обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п. 33 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457; п. 137 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 27.11.2024 N 821).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ОВЗ образовательная организация обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п. 33 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457; п. 137 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 27.11.2024 N 821).
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В сфере образования прокуроры проверяют полноту и своевременность принятия уполномоченными органами власти мер, направленных на повышение качества и доступности образовательных услуг, формирование современной и безопасной образовательной среды, модернизацию инфраструктуры общего и профессионального образования, в том числе расширение сети образовательных организаций, обновление их материально-технической базы, создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых навыков. Например, в результате принятых прокуратурой Саратовской области мер завершены мероприятия по строительству пристройки с бассейном к зданию школы в г. Саратове стоимостью 231 млн руб.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В сфере образования прокуроры проверяют полноту и своевременность принятия уполномоченными органами власти мер, направленных на повышение качества и доступности образовательных услуг, формирование современной и безопасной образовательной среды, модернизацию инфраструктуры общего и профессионального образования, в том числе расширение сети образовательных организаций, обновление их материально-технической базы, создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых навыков. Например, в результате принятых прокуратурой Саратовской области мер завершены мероприятия по строительству пристройки с бассейном к зданию школы в г. Саратове стоимостью 231 млн руб.
Ситуация: В каких случаях возможно инклюзивное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При инклюзивном образовании лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с лицами, не имеющими таких ограничений, и принимаются на обучение в общем порядке. Их обучение по адаптированной общеобразовательной программе возможно только с согласия законных представителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При инклюзивном образовании лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с лицами, не имеющими таких ограничений, и принимаются на обучение в общем порядке. Их обучение по адаптированной общеобразовательной программе возможно только с согласия законных представителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.