Обращение к уполномоченному по правам человека
Подборка наиболее важных документов по запросу Обращение к уполномоченному по правам человека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 29
"Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации"6.4. Порядок исполнения обращений Уполномоченного
"Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации"6.4. Порядок исполнения обращений Уполномоченного
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В то же время практика обращения омбудсмена в КС гораздо обширнее. По данным официального сайта Суда, по состоянию на 31 декабря 2024 года тот принял девять постановлений и 41 определение по обращениям Уполномоченного. Проведенный нами анализ этих актов показывает, что в 36 случаях омбудсмен инициировал нормоконтроль в интересах конкретных граждан (в 36 раз чаще, чем Генеральный прокурор), и еще в 14 - разъяснение решений КС (в 3,5 раза чаще, чем Генеральный прокурор).
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В то же время практика обращения омбудсмена в КС гораздо обширнее. По данным официального сайта Суда, по состоянию на 31 декабря 2024 года тот принял девять постановлений и 41 определение по обращениям Уполномоченного. Проведенный нами анализ этих актов показывает, что в 36 случаях омбудсмен инициировал нормоконтроль в интересах конкретных граждан (в 36 раз чаще, чем Генеральный прокурор), и еще в 14 - разъяснение решений КС (в 3,5 раза чаще, чем Генеральный прокурор).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ
(ред. от 29.05.2023)
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
(ред. от 29.05.2023)
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отмечая особую роль обращений граждан в органы публичной власти, невозможно не коснуться статистики. Так, только за 2023 г. Президенту Российской Федерации поступило 926 130 обращений <7>, в Правительство Российской Федерации - 202 067 обращений <8>, в Государственную Думу - 480 400 обращений <9> без учета обращений, принятых в региональных приемных депутатов, в социальных сетях и мессенджерах, в Конституционный Суд РФ - более 12 000 <10>, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации - 97 721 обращение <11>. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации только за I полугодие 2023 г. рассмотрено более 1 млн обращений <12>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отмечая особую роль обращений граждан в органы публичной власти, невозможно не коснуться статистики. Так, только за 2023 г. Президенту Российской Федерации поступило 926 130 обращений <7>, в Правительство Российской Федерации - 202 067 обращений <8>, в Государственную Думу - 480 400 обращений <9> без учета обращений, принятых в региональных приемных депутатов, в социальных сетях и мессенджерах, в Конституционный Суд РФ - более 12 000 <10>, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации - 97 721 обращение <11>. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации только за I полугодие 2023 г. рассмотрено более 1 млн обращений <12>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, предусмотрено подп. 1 п. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Такое же право уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 18.03.2020 N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, предусмотрено подп. 1 п. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Такое же право уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 18.03.2020 N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Примечательно и то, что в отсутствие сводной статистики многие исследователи, критически оценивая существующую практику рассмотрения дел об административных правонарушениях и говоря о недостаточной мощности процессуальной формы административной ответственности <1>, ссылаются на официальные выводы должностных лиц, в том числе на доклады и официальные заявления Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <2>. Определенная логика в этом, безусловно, имеется. Как показывает анализ ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека, количество обращений к нему граждан по вопросам производства по делам об административных правонарушениях действительно постоянно растет <3>. К примеру, в 2018 г. к Уполномоченному по правам человека поступило 358 таких жалоб, из которых 24% касались нарушений процессуальных норм в ходе производства по административно-деликтным делам. Вместе с тем практика Верховного Суда РФ свидетельствует о том, что случаи отмены постановлений о привлечении к административной ответственности по жалобам Уполномоченного по правам человека единичны. Поэтому, что бы там ни говорилось, мы исходим из того, что процессуальная часть КоАП РФ содержит достаточный внутренний потенциал, который дает возможность разрешать возникающие на практике проблемы путем совершенствования применения уже существующих процессуальных норм и использования заложенных в них возможностей. И это нельзя не учитывать при оценке выбранного государственной властью варианта модификации процессуального административно-деликтного законодательства и решении вопроса о том, необходима ли его модернизация (реформирование).
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Примечательно и то, что в отсутствие сводной статистики многие исследователи, критически оценивая существующую практику рассмотрения дел об административных правонарушениях и говоря о недостаточной мощности процессуальной формы административной ответственности <1>, ссылаются на официальные выводы должностных лиц, в том числе на доклады и официальные заявления Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <2>. Определенная логика в этом, безусловно, имеется. Как показывает анализ ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека, количество обращений к нему граждан по вопросам производства по делам об административных правонарушениях действительно постоянно растет <3>. К примеру, в 2018 г. к Уполномоченному по правам человека поступило 358 таких жалоб, из которых 24% касались нарушений процессуальных норм в ходе производства по административно-деликтным делам. Вместе с тем практика Верховного Суда РФ свидетельствует о том, что случаи отмены постановлений о привлечении к административной ответственности по жалобам Уполномоченного по правам человека единичны. Поэтому, что бы там ни говорилось, мы исходим из того, что процессуальная часть КоАП РФ содержит достаточный внутренний потенциал, который дает возможность разрешать возникающие на практике проблемы путем совершенствования применения уже существующих процессуальных норм и использования заложенных в них возможностей. И это нельзя не учитывать при оценке выбранного государственной властью варианта модификации процессуального административно-деликтного законодательства и решении вопроса о том, необходима ли его модернизация (реформирование).
Статья: Конституционный контроль в Республике Казахстан: Конституционный Суд - Конституционный Совет - Конституционный Суд
(Малиновский В.А., Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)5. Конституционный Суд по обращениям Уполномоченного по правам человека рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина".
(Малиновский В.А., Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)5. Конституционный Суд по обращениям Уполномоченного по правам человека рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина".
Статья: Влияние цифровизации на состояние правовой защищенности частной жизни
(Авдеев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)В-третьих, информационно-коммуникационные технологии создают новые способы и каналы обращения в государственные органы, некоммерческие структуры, в том числе по вопросам защиты прав человека в сфере частной жизни. Например, в электронной форме можно подать обращение Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации. Некоторые правозащитные организации ведут свою деятельность публично и руководствуются принципом информационной открытости.
(Авдеев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)В-третьих, информационно-коммуникационные технологии создают новые способы и каналы обращения в государственные органы, некоммерческие структуры, в том числе по вопросам защиты прав человека в сфере частной жизни. Например, в электронной форме можно подать обращение Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации. Некоторые правозащитные организации ведут свою деятельность публично и руководствуются принципом информационной открытости.