Обращение гражданина без подписи
Подборка наиболее важных документов по запросу Обращение гражданина без подписи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. п. 2.2.1, 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. п. 2.2.1, 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако несоблюдение гражданами нормы об обязательном указании в обращении наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица, а также отсутствие личной подписи и даты подачи обращения никаких правовых последствий для граждан не несет.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако несоблюдение гражданами нормы об обязательном указании в обращении наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица, а также отсутствие личной подписи и даты подачи обращения никаких правовых последствий для граждан не несет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"6. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается заявителем лично. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо. В этом случае подлинность подписи заявителя и соответствие копий документов, прилагаемых к заявлению, подлинникам этих документов нотариально удостоверяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подлинность подписи иностранного гражданина, лица без гражданства или гражданина Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения.
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"6. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается заявителем лично. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо. В этом случае подлинность подписи заявителя и соответствие копий документов, прилагаемых к заявлению, подлинникам этих документов нотариально удостоверяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подлинность подписи иностранного гражданина, лица без гражданства или гражданина Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения.
Приказ МВД России от 31.03.2021 N 186
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2021 N 63515)В случае отсутствия фотографии заявителя (гражданина, в отношении которого подано заявление) и подписи заявителя в электронной форме заявления в ведомственном сегменте МВД России системы "Мир" на день создания межведомственного запроса (при подаче заявления через Единый портал) такой запрос в форме электронного документа при наличии технической возможности направляется в УРАФ ФСБ России или соответствующее подразделение территориального органа безопасности без фотографии и подписи.
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2021 N 63515)В случае отсутствия фотографии заявителя (гражданина, в отношении которого подано заявление) и подписи заявителя в электронной форме заявления в ведомственном сегменте МВД России системы "Мир" на день создания межведомственного запроса (при подаче заявления через Единый портал) такой запрос в форме электронного документа при наличии технической возможности направляется в УРАФ ФСБ России или соответствующее подразделение территориального органа безопасности без фотографии и подписи.
Статья: Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Данное нововведение вряд ли способно решить проблему, которая возникает из-за использования иных способов подачи застрахованным лицом заявления о переходе (о досрочном переходе), поскольку не позволяет должностному лицу ПФР при отсутствии личного обращения гражданина с таким заявлением установить личность заявителя, проверить подлинность его подписи, удостовериться в его действительном волеизъявлении, разъяснить последствия досрочного перехода.
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Данное нововведение вряд ли способно решить проблему, которая возникает из-за использования иных способов подачи застрахованным лицом заявления о переходе (о досрочном переходе), поскольку не позволяет должностному лицу ПФР при отсутствии личного обращения гражданина с таким заявлением установить личность заявителя, проверить подлинность его подписи, удостовериться в его действительном волеизъявлении, разъяснить последствия досрочного перехода.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2023 N 35-КАД23-1-К2 дана правовая оценка вопросу, связанному с подачей административного иска адвокатом в интересах представляемого лица. Разрешая вопрос о принятии заявления, руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", суды указали на то, что статус адвоката был прекращен по основанию, предусмотренному подп. 2 п. 2 ст. 17 названного Федерального закона, в связи с чем пришли к выводу, что гражданин не вправе быть представителем в суде, следовательно, заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд. Как следует из судебных актов, статус адвоката был прекращен на основании подп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Вместе с тем выводы судов об отсутствии права у адвоката, чьи полномочия прекращены на основании заключения квалификационной комиссии при нарушении адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката в 2010 г., обращаться в суд в качестве представителя иного лица по истечении более 10 лет с момента прекращения полномочий противоречат правовой позиции Конституционного Суда РФ и не могут быть признаны законными.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2023 N 35-КАД23-1-К2 дана правовая оценка вопросу, связанному с подачей административного иска адвокатом в интересах представляемого лица. Разрешая вопрос о принятии заявления, руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", суды указали на то, что статус адвоката был прекращен по основанию, предусмотренному подп. 2 п. 2 ст. 17 названного Федерального закона, в связи с чем пришли к выводу, что гражданин не вправе быть представителем в суде, следовательно, заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд. Как следует из судебных актов, статус адвоката был прекращен на основании подп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Вместе с тем выводы судов об отсутствии права у адвоката, чьи полномочия прекращены на основании заключения квалификационной комиссии при нарушении адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката в 2010 г., обращаться в суд в качестве представителя иного лица по истечении более 10 лет с момента прекращения полномочий противоречат правовой позиции Конституционного Суда РФ и не могут быть признаны законными.
Ситуация: Как заменить паспорт гражданина РФ при достижении 20 или 45 лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Паспорт выдается при личном обращении гражданину РФ (законному представителю лица, признанного недееспособным). При получении паспорта гражданин РФ проставляет свою подпись в заявлении о выдаче (замене) паспорта, а также на второй странице паспорта. При получении паспорта законным представителем заявителя либо гражданином РФ, не имеющим возможности в силу физической неспособности проставить свою подпись, вместо подписи ставится прочерк.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Паспорт выдается при личном обращении гражданину РФ (законному представителю лица, признанного недееспособным). При получении паспорта гражданин РФ проставляет свою подпись в заявлении о выдаче (замене) паспорта, а также на второй странице паспорта. При получении паспорта законным представителем заявителя либо гражданином РФ, не имеющим возможности в силу физической неспособности проставить свою подпись, вместо подписи ставится прочерк.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)при поступлении в Росреестр заявления от гражданина о возможности регистрации на основании документов, подписанных его УКЭП, в ЕГРН вносится соответствующая запись. Отсутствие в ЕГРН такой записи повлечет возврат без рассмотрения представленного в электронном виде заявления о государственной регистрации перехода или прекращения права собственности на соответствующий объект недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных законом;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)при поступлении в Росреестр заявления от гражданина о возможности регистрации на основании документов, подписанных его УКЭП, в ЕГРН вносится соответствующая запись. Отсутствие в ЕГРН такой записи повлечет возврат без рассмотрения представленного в электронном виде заявления о государственной регистрации перехода или прекращения права собственности на соответствующий объект недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных законом;
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)дату и личную подпись гражданина или уполномоченного представителя юридического лица. Полагаем, что в последнем случае следует приложить также документ, подтверждающий указанные полномочия (доверенность), если обращение подписывает не лицо, имеющее право действовать от его имени без доверенности.
(КонсультантПлюс, 2025)дату и личную подпись гражданина или уполномоченного представителя юридического лица. Полагаем, что в последнем случае следует приложить также документ, подтверждающий указанные полномочия (доверенность), если обращение подписывает не лицо, имеющее право действовать от его имени без доверенности.
Статья: Рассмотрение анонимных обращений в органах прокуратуры
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Правом на обращение в органы прокуратуры обладают граждане (индивидуально и коллективно), а также юридические лица. Инструкция в п. 2.8 предусматривает, что обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. Полагаем, что отсутствие хотя бы одного из указанных сведений и (или) реквизитов должно быть восполнено в ходе проверки поступившего сообщения, так как Инструкция обязательна для всех прокурорских работников, но ее положения могут быть не известны гражданам. На наш взгляд, совокупность обязательных сведений и (или) реквизитов позволяет идентифицировать гражданина, направившего обращение, как надлежащего субъекта, обладающего правом на обращение. Это связано, во-первых, с цифровой трансформацией органов прокуратуры и, как следствие, поступлением обращений на электронную почту, во-вторых, с научно-техническим прогрессом, позволяющим уже в настоящее время компьютерным программам, так называемым ботам, генерировать любые сообщения, адресованные любым субъектам. Рассмотрение сгенерированного подобным образом обращения без идентификации отправившего его лица будет прямо противоречить требованиям Инструкции.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Правом на обращение в органы прокуратуры обладают граждане (индивидуально и коллективно), а также юридические лица. Инструкция в п. 2.8 предусматривает, что обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. Полагаем, что отсутствие хотя бы одного из указанных сведений и (или) реквизитов должно быть восполнено в ходе проверки поступившего сообщения, так как Инструкция обязательна для всех прокурорских работников, но ее положения могут быть не известны гражданам. На наш взгляд, совокупность обязательных сведений и (или) реквизитов позволяет идентифицировать гражданина, направившего обращение, как надлежащего субъекта, обладающего правом на обращение. Это связано, во-первых, с цифровой трансформацией органов прокуратуры и, как следствие, поступлением обращений на электронную почту, во-вторых, с научно-техническим прогрессом, позволяющим уже в настоящее время компьютерным программам, так называемым ботам, генерировать любые сообщения, адресованные любым субъектам. Рассмотрение сгенерированного подобным образом обращения без идентификации отправившего его лица будет прямо противоречить требованиям Инструкции.