Обоснование выБора поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Обоснование выБора поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате применения налоговых вычетов на основании счетов-фактур, оформленных от лица ряда контрагентов. Налоговый орган установил, что поставщики обладали признаками технических компаний, фактически реальной предпринимательской деятельности не осуществляли, не исполняли налоговых обязанностей по сделкам, оформляемым от их имени. Общество провело лишь "стандартную" процедуру проверки контрагентов на предмет их государственной регистрации в качестве юридических лиц. Налогоплательщик не представил обоснований выбора спорных контрагентов в качестве поставщиков нефтепродуктов, а также не представил доверенности на представителей контрагентов, сведения о сотрудниках, осуществлявших поиск данных организаций, деловую переписку, связанную с заключением и исполнением договоров, и другие документы, подтверждающие проявление должной осмотрительности при выборе поставщиков. Суд указал, что критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ. Поскольку предметом рассматриваемых сделок являлись нефтепродукты, т.е. специфический товар с повышенными требованиями к его качеству, при выборе поставщика такой продукции налогоплательщик должен был проявить особую осмотрительность и заботливость, не ограничиваясь проверкой наличия государственной регистрации соответствующих юридических лиц в публичном реестре. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик, заключающий важные для основной деятельности сделки в отсутствие какой-либо деловой переписки и личных встреч, без оценки деловой репутации контрагентов, наличия у них необходимых ресурсов и опыта, не может быть признан осмотрительным в соответствующем выборе. Данное обстоятельство в силу правовой позиции, выраженной в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, является само по себе достаточным основанием для вывода о необоснованности испрашиваемой налоговой выгоды. Суд признал обоснованным вывод налогового органа о неправомерном принятии к вычету НДС по сделкам с данными контрагентами.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате применения налоговых вычетов на основании счетов-фактур, оформленных от лица ряда контрагентов. Налоговый орган установил, что поставщики обладали признаками технических компаний, фактически реальной предпринимательской деятельности не осуществляли, не исполняли налоговых обязанностей по сделкам, оформляемым от их имени. Общество провело лишь "стандартную" процедуру проверки контрагентов на предмет их государственной регистрации в качестве юридических лиц. Налогоплательщик не представил обоснований выбора спорных контрагентов в качестве поставщиков нефтепродуктов, а также не представил доверенности на представителей контрагентов, сведения о сотрудниках, осуществлявших поиск данных организаций, деловую переписку, связанную с заключением и исполнением договоров, и другие документы, подтверждающие проявление должной осмотрительности при выборе поставщиков. Суд указал, что критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ. Поскольку предметом рассматриваемых сделок являлись нефтепродукты, т.е. специфический товар с повышенными требованиями к его качеству, при выборе поставщика такой продукции налогоплательщик должен был проявить особую осмотрительность и заботливость, не ограничиваясь проверкой наличия государственной регистрации соответствующих юридических лиц в публичном реестре. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик, заключающий важные для основной деятельности сделки в отсутствие какой-либо деловой переписки и личных встреч, без оценки деловой репутации контрагентов, наличия у них необходимых ресурсов и опыта, не может быть признан осмотрительным в соответствующем выборе. Данное обстоятельство в силу правовой позиции, выраженной в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, является само по себе достаточным основанием для вывода о необоснованности испрашиваемой налоговой выгоды. Суд признал обоснованным вывод налогового органа о неправомерном принятии к вычету НДС по сделкам с данными контрагентами.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Учитывая, что налогоплательщиком на было представлено каких-либо доказательств, подтверждающих реальность оказания услуг и проведения работ непосредственно спорными контрагентами, не раскрыты сведения и не представлены подтверждающие документы о действительных поставщиках, не был обоснован выбор контрагентов, суд сделал вывод о том, что ИФНС справедливо опровергла реальность сделок с сомнительными контрагентами.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Учитывая, что налогоплательщиком на было представлено каких-либо доказательств, подтверждающих реальность оказания услуг и проведения работ непосредственно спорными контрагентами, не раскрыты сведения и не представлены подтверждающие документы о действительных поставщиках, не был обоснован выбор контрагентов, суд сделал вывод о том, что ИФНС справедливо опровергла реальность сделок с сомнительными контрагентами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли обосновывать выбор способа закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли обосновывать выбор способа закупки по Закону N 44-ФЗ
Статья: Должная осмотрительность: как проверить контрагента и защитить бизнес от претензий налоговиков
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 35)Помимо этого, должно быть экономическое обоснование выбора поставщика с учетом его репутации на рынке, рекламных объявлений, личных рекомендаций. Необходимо представить сведения о наличии официальных сайтов, переписки с указанием электронной почты, факса, контактных телефонов (см. постановление АС Дальневосточного округа от 27.01.2025 N Ф03-5908/2024 по делу N А51-13087/2022 (Определением Верховного суда РФ от 09.04.2025 N 303-ЭС25-3269 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам)).
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 35)Помимо этого, должно быть экономическое обоснование выбора поставщика с учетом его репутации на рынке, рекламных объявлений, личных рекомендаций. Необходимо представить сведения о наличии официальных сайтов, переписки с указанием электронной почты, факса, контактных телефонов (см. постановление АС Дальневосточного округа от 27.01.2025 N Ф03-5908/2024 по делу N А51-13087/2022 (Определением Верховного суда РФ от 09.04.2025 N 303-ЭС25-3269 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам)).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Готовое решение: Нужно ли оформлять приказ о проведении закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)способ определения поставщика и обоснование его выбора;
(КонсультантПлюс, 2025)способ определения поставщика и обоснование его выбора;
Статья: Нормативно-правовое регулирование здравоохранения в период пандемии COVID-19: государственные закупки лекарственных препаратов
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Для предотвращения распространения COVID-19 Минфин России разрешил закупки у единственного поставщика <18>. Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) уполномочено осуществлять закупку ЛП для лечения COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2132). Подготовлен проект Постановления Правительства РФ с предложением обязать Минздрав России обосновывать выбор единственного поставщика <19>. Финансирование закупки вакцин, включенных в национальный календарь прививок, осуществляется за счет средств федерального бюджета <20>.
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Для предотвращения распространения COVID-19 Минфин России разрешил закупки у единственного поставщика <18>. Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) уполномочено осуществлять закупку ЛП для лечения COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2132). Подготовлен проект Постановления Правительства РФ с предложением обязать Минздрав России обосновывать выбор единственного поставщика <19>. Финансирование закупки вакцин, включенных в национальный календарь прививок, осуществляется за счет средств федерального бюджета <20>.