Обоснование публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Обоснование публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Положения пункта 3 статьи 39.41 ЗК РФ не применяются к правоотношениям сторон в рамках дела, в связи с тем, что вышеуказанные положения применяются только в случае, если обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ. не содержит документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Вместе с тем, перечень требований к обоснованию установления публичного сервитута, указанный в пунктах 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ, не является исчерпывающим."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;
Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150
(ред. от 21.11.2023)
"Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68672)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68672
(ред. от 21.11.2023)
"Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68672)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68672
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута".
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Полагаем, что в этом случае решение об отказе в установлении публичного сервитута должно быть принято на стадии рассмотрения ходатайства о его установлении, в котором среди прочего содержится обоснование необходимости установления публичного сервитута - расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, а также обоснование невозможности размещения линейного объекта на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Полагаем, что в этом случае решение об отказе в установлении публичного сервитута должно быть принято на стадии рассмотрения ходатайства о его установлении, в котором среди прочего содержится обоснование необходимости установления публичного сервитута - расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, а также обоснование невозможности размещения линейного объекта на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)Соответствующие нормы действительно имеются в римском праве: "Сервитут удерживается посредством пользования, когда его использует сам выгодополучатель, а также тот, кто пребывает во владении на его имя, или наемный работник, или гость, или врач, а также тот, кто пришел навестить хозяина, или арендатор, или узуфруктуарий" <1> (D. 8.6.20). Однако, кажется, никому на континенте не приходило в голову обосновывать таким образом публичные сервитуты. В Англии же эта мысль развилась в концепцию "колеблющегося" или "меняющегося" лица (fluctuating body) как "лица", управомоченного на осуществление сервитута и составленного из всех лиц, пользующихся землей (дорогами для прохода, судоходными путями для плавания, лесами для охоты и реками для рыболовства и т.п.) на данной территории <2>.
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)Соответствующие нормы действительно имеются в римском праве: "Сервитут удерживается посредством пользования, когда его использует сам выгодополучатель, а также тот, кто пребывает во владении на его имя, или наемный работник, или гость, или врач, а также тот, кто пришел навестить хозяина, или арендатор, или узуфруктуарий" <1> (D. 8.6.20). Однако, кажется, никому на континенте не приходило в голову обосновывать таким образом публичные сервитуты. В Англии же эта мысль развилась в концепцию "колеблющегося" или "меняющегося" лица (fluctuating body) как "лица", управомоченного на осуществление сервитута и составленного из всех лиц, пользующихся землей (дорогами для прохода, судоходными путями для плавания, лесами для охоты и реками для рыболовства и т.п.) на данной территории <2>.