Обоснование необходимости установления публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Обоснование необходимости установления публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Положения пункта 3 статьи 39.41 ЗК РФ не применяются к правоотношениям сторон в рамках дела, в связи с тем, что вышеуказанные положения применяются только в случае, если обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ. не содержит документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"По смыслу приведенных правовых норм, юридически значимыми в данном случае являются обоснование необходимости установления публичного сервитута и соответствия его целям, определенным в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации. Публичный сервитут устанавливается уполномоченным органом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление публичного сервитута обусловлено не интересами конкретного правообладателя земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;
Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта инфраструктуры.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта инфраструктуры.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Существенно изменены требования к обоснованию необходимости установления публичного сервитута в отношении линейных объектов, что отражено в подп. 2, 5, 6, 7, 8 п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ. Общая тональность перемен, на наш взгляд, заключается в снижении уровня доказанности наличия прав на объект и равно и самой обоснованности получения возможности осуществлять действия на соответствующем земельном участке. С одной стороны, это реально облегчает установление публичного сервитута, а с другой стороны, фактически переносит на будущее рассмотрение ряда вопросов, в том числе связанных с потенциальными спорами.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Существенно изменены требования к обоснованию необходимости установления публичного сервитута в отношении линейных объектов, что отражено в подп. 2, 5, 6, 7, 8 п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ. Общая тональность перемен, на наш взгляд, заключается в снижении уровня доказанности наличия прав на объект и равно и самой обоснованности получения возможности осуществлять действия на соответствующем земельном участке. С одной стороны, это реально облегчает установление публичного сервитута, а с другой стороны, фактически переносит на будущее рассмотрение ряда вопросов, в том числе связанных с потенциальными спорами.
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Полагаем, что в этом случае решение об отказе в установлении публичного сервитута должно быть принято на стадии рассмотрения ходатайства о его установлении, в котором среди прочего содержится обоснование необходимости установления публичного сервитута - расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, а также обоснование невозможности размещения линейного объекта на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Полагаем, что в этом случае решение об отказе в установлении публичного сервитута должно быть принято на стадии рассмотрения ходатайства о его установлении, в котором среди прочего содержится обоснование необходимости установления публичного сервитута - расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, а также обоснование невозможности размещения линейного объекта на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута".
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 утверждены Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 утверждены Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута.
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.