Обман потребителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Обман потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Обзор: Ответственность за нарушение ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" "Информация о товарах (работах, услугах)"
(КонсультантПлюс, 2025)Обман или введение потребителей в заблуждение непредоставлением или предоставлением недостоверной информации относительно товара (работы, услуги)
(КонсультантПлюс, 2025)Обман или введение потребителей в заблуждение непредоставлением или предоставлением недостоверной информации относительно товара (работы, услуги)
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.7. Обман потребителей
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.7. Обман потребителей
"Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей"
(утв. Роспотребнадзором 10.11.2022)Обман потребителя - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. При этом такие действия являются скрытыми, невидимыми для потребителя (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 марта 2021 г. N Ф06-1956/2021 по делу N А06-2983/2020 и др.).
(утв. Роспотребнадзором 10.11.2022)Обман потребителя - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. При этом такие действия являются скрытыми, невидимыми для потребителя (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 марта 2021 г. N Ф06-1956/2021 по делу N А06-2983/2020 и др.).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)При привлечении физических лиц к административной ответственности установление формы их вины в виде умысла или неосторожности может иметь практическое значение, только когда в юридической конструкции составов совершенных ими административных правонарушений предусмотрена только умышленная форма вины (например, мелкое хищение чужого имущества, обман потребителей, сокрытие каких-либо сведений). За совершение таких административных правонарушений физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только при безусловном установлении их вины в форме прямого или косвенного умысла. Во всех остальных случаях, когда совершение физическим лицом административного правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности либо только по неосторожности, установление конкретной формы вины не имеет юридического значения, поскольку она не оказывает влияния ни на квалификацию правонарушения, ни на выбор вида и (или) размера назначаемого за него административного наказания.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)При привлечении физических лиц к административной ответственности установление формы их вины в виде умысла или неосторожности может иметь практическое значение, только когда в юридической конструкции составов совершенных ими административных правонарушений предусмотрена только умышленная форма вины (например, мелкое хищение чужого имущества, обман потребителей, сокрытие каких-либо сведений). За совершение таких административных правонарушений физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только при безусловном установлении их вины в форме прямого или косвенного умысла. Во всех остальных случаях, когда совершение физическим лицом административного правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности либо только по неосторожности, установление конкретной формы вины не имеет юридического значения, поскольку она не оказывает влияния ни на квалификацию правонарушения, ни на выбор вида и (или) размера назначаемого за него административного наказания.
Ситуация: Как избежать обмана в автосервисе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оказании автосервисом услуг (выполнении им работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля (далее также - услуги) автовладелец может столкнуться с недобросовестными действиями со стороны автосервиса, направленными на обман потребителя. Во избежание этого целесообразно придерживаться предусмотренных правилами оказания такого рода услуг требований и рекомендаций в части взаимоотношений автовладельца и автосервиса, в том числе при передаче автомобиля для оказания услуг (в ремонт). Некоторые важные моменты рассмотрены ниже.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оказании автосервисом услуг (выполнении им работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля (далее также - услуги) автовладелец может столкнуться с недобросовестными действиями со стороны автосервиса, направленными на обман потребителя. Во избежание этого целесообразно придерживаться предусмотренных правилами оказания такого рода услуг требований и рекомендаций в части взаимоотношений автовладельца и автосервиса, в том числе при передаче автомобиля для оказания услуг (в ремонт). Некоторые важные моменты рассмотрены ниже.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Приведенные примеры правового регулирования обусловлены накопившейся практикой массового обмана потребителей, критическая масса недобросовестности которого в данной сфере привела нормотворцев к необходимости четкого формулирования видов недобросовестного поведения по отношению к потребителям. Прибыль, добытая недобросовестной коммерческой деятельностью, называется "наживой". Известные на настоящий момент виды недобросовестного поведения в этой области привели к необходимости: а) создания их перечня; б) однозначного их запрета. Введение в заблуждение, искажение представления, злоупотребление влиянием, принуждение потребителя, агрессивная реклама и т.д. - это практики, попирающие нравственное достоинство человека и паразитирующие на естественном человеческом многообразии: культурном, гендерном, возрастном, психическом, физическом и т.п. Таким образом, именно на примере правовой защиты потребителей право человека на запрет недобросовестного поведения по отношению к нему и третьим лицам наиболее ярко раскрывается в качестве естественного права человека.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Приведенные примеры правового регулирования обусловлены накопившейся практикой массового обмана потребителей, критическая масса недобросовестности которого в данной сфере привела нормотворцев к необходимости четкого формулирования видов недобросовестного поведения по отношению к потребителям. Прибыль, добытая недобросовестной коммерческой деятельностью, называется "наживой". Известные на настоящий момент виды недобросовестного поведения в этой области привели к необходимости: а) создания их перечня; б) однозначного их запрета. Введение в заблуждение, искажение представления, злоупотребление влиянием, принуждение потребителя, агрессивная реклама и т.д. - это практики, попирающие нравственное достоинство человека и паразитирующие на естественном человеческом многообразии: культурном, гендерном, возрастном, психическом, физическом и т.п. Таким образом, именно на примере правовой защиты потребителей право человека на запрет недобросовестного поведения по отношению к нему и третьим лицам наиболее ярко раскрывается в качестве естественного права человека.
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Вправе ли банк безакцептно списать со счетов заемщика суммы, подлежащие уплате по кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Отдел Управления Роспотребнадзора по СО правомерно квалифицировал названное действие подателя жалобы как обман потребителей и нарушение иных прав потребителей, которое образует объективную сторону вмененного обществу "Банк ВТБ 24" административного правонарушения.
Вправе ли банк безакцептно списать со счетов заемщика суммы, подлежащие уплате по кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Отдел Управления Роспотребнадзора по СО правомерно квалифицировал названное действие подателя жалобы как обман потребителей и нарушение иных прав потребителей, которое образует объективную сторону вмененного обществу "Банк ВТБ 24" административного правонарушения.
Статья: Проблемы отнесения фальсифицированных биологически активных добавок к предмету преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ
(Дзьоник Е.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Фальсификация БАД представляет серьезную проблему ввиду создания угрозы для здоровья потребителей, формирования недоверия к рынку БАД и оказания негативного воздействия на отрасль в целом. Фальсификация представляет собой процесс создания и распространения поддельных или недостаточно качественных БАД с нарушением законодательных требований и стандартов. Это может включать в себя различные практики, направленные на обман потребителей и/или нарушение законов, регулирующих производство и продажу БАД. К типичным формам фальсификации БАД Ю.В. Травкин относит следующие:
(Дзьоник Е.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Фальсификация БАД представляет серьезную проблему ввиду создания угрозы для здоровья потребителей, формирования недоверия к рынку БАД и оказания негативного воздействия на отрасль в целом. Фальсификация представляет собой процесс создания и распространения поддельных или недостаточно качественных БАД с нарушением законодательных требований и стандартов. Это может включать в себя различные практики, направленные на обман потребителей и/или нарушение законов, регулирующих производство и продажу БАД. К типичным формам фальсификации БАД Ю.В. Травкин относит следующие:
Вопрос: О вопросах по реализации мер по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, с согласия клиента, полученного обманом или при злоупотреблении доверием.
(Письмо Банка России от 06.06.2025 N 56-21/5199)Вопрос: О вопросах по реализации мер по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, с согласия клиента, полученного обманом или при злоупотреблении доверием.
(Письмо Банка России от 06.06.2025 N 56-21/5199)Вопрос: О вопросах по реализации мер по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, с согласия клиента, полученного обманом или при злоупотреблении доверием.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Как видно из диспозиции, статья 154.3, несмотря на указание в качестве способа совершения преступления определенных проявлений монополистической деятельности, в этот период все еще направлена скорее на охрану общественных отношений в сфере торговли <1>, нежели на защиту конкуренции. Об этом свидетельствует и преамбула Закона от 1 июля 1993 года N 5304-1, согласно которой "закон направлен на защиту прав и законных интересов потребителей, а также интересов государства в условиях перехода к рыночным отношениям", а также иные нормы, вводимые в действие или изменяемые указанным Законом (обман потребителей, выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен и пр.).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Как видно из диспозиции, статья 154.3, несмотря на указание в качестве способа совершения преступления определенных проявлений монополистической деятельности, в этот период все еще направлена скорее на охрану общественных отношений в сфере торговли <1>, нежели на защиту конкуренции. Об этом свидетельствует и преамбула Закона от 1 июля 1993 года N 5304-1, согласно которой "закон направлен на защиту прав и законных интересов потребителей, а также интересов государства в условиях перехода к рыночным отношениям", а также иные нормы, вводимые в действие или изменяемые указанным Законом (обман потребителей, выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен и пр.).
Статья: Кредитный договор и право выбора у потребителя: due diligence
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)В частности, действия кредитного учреждения могут быть квалифицированы в соответствии с ч. 1 ст. 14.7 "Обман потребителей" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обман потребителя выражается в том, что фактически в результате действий по подключению к программе коллективного страхования потребитель несет расходы, не получая никакой услуги. Действия банка не являются самостоятельной услугой, а совершены в целях получения согласия заемщика на оплату банку рисков, связанных с выдачей кредита, все риски от убытков кредитного учреждения обеспечиваются получением от заемщика процентов за пользование денежными средствами. Необоснованное возложение обязанности уплаты страховой премии на заемщика можно квалифицировать как обсчет потребителя, т.е. взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А51-13619/2018).
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)В частности, действия кредитного учреждения могут быть квалифицированы в соответствии с ч. 1 ст. 14.7 "Обман потребителей" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обман потребителя выражается в том, что фактически в результате действий по подключению к программе коллективного страхования потребитель несет расходы, не получая никакой услуги. Действия банка не являются самостоятельной услугой, а совершены в целях получения согласия заемщика на оплату банку рисков, связанных с выдачей кредита, все риски от убытков кредитного учреждения обеспечиваются получением от заемщика процентов за пользование денежными средствами. Необоснованное возложение обязанности уплаты страховой премии на заемщика можно квалифицировать как обсчет потребителя, т.е. взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А51-13619/2018).
Статья: Актуальные проблемы борьбы с мошенничеством в сфере туризма
(Коваленко Т.С., Берестнев А.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В заключение стоит добавить, что сегодня преступники используют все более замаскированные схемы при обмане потребителей туристических услуг, что усложняет процесс расследования по данной категории дел. Туризм привлекает потенциальных преступников возможностью быстрого и очень высокого заработка. В стремлении заработать большие деньги в сфере туризма зачастую на первое место не ставится безопасность людей, в связи с чем данная весьма значимая сфера жизнедеятельности должна быть в особом поле зрения и на контроле со стороны государства.
(Коваленко Т.С., Берестнев А.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В заключение стоит добавить, что сегодня преступники используют все более замаскированные схемы при обмане потребителей туристических услуг, что усложняет процесс расследования по данной категории дел. Туризм привлекает потенциальных преступников возможностью быстрого и очень высокого заработка. В стремлении заработать большие деньги в сфере туризма зачастую на первое место не ставится безопасность людей, в связи с чем данная весьма значимая сфера жизнедеятельности должна быть в особом поле зрения и на контроле со стороны государства.