Обладатель публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Обладатель публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)направляет обладателю публичного сервитута копию решения, сведения о правообладателях участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на участки.
(КонсультантПлюс, 2025)направляет обладателю публичного сервитута копию решения, сведения о правообладателях участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на участки.
Готовое решение: Как облагается НДФЛ оплата сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)не удерживается, если обладатель публичного сервитута не имел возможности установить получателя платы - правообладателя земельного участка (Письма Минфина России от 21.04.2022 N 03-04-06/35936, от 01.04.2022 N 03-02-07/26998);
(КонсультантПлюс, 2025)не удерживается, если обладатель публичного сервитута не имел возможности установить получателя платы - правообладателя земельного участка (Письма Минфина России от 21.04.2022 N 03-04-06/35936, от 01.04.2022 N 03-02-07/26998);
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Таким образом, если построенный обладателем публичного сервитута объект не поименован прямо в акте о предоставлении публичного сервитута либо поименован, но не соответствует ни одной цели, указанной в ст. 39.37 ЗК, то, будучи создан на таком земельном участке, он будет рассматриваться как СП.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Таким образом, если построенный обладателем публичного сервитута объект не поименован прямо в акте о предоставлении публичного сервитута либо поименован, но не соответствует ни одной цели, указанной в ст. 39.37 ЗК, то, будучи создан на таком земельном участке, он будет рассматриваться как СП.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Более того, рассматривая отдельно такое право, можно заключить, что оно не только обременяет чужое право собственности на земельный участок, но и меняет природу права собственности на землю, имманентным свойством которой в правопорядке России является отнесение к категории и использование по разрешенному виду использования. Публичный сервитут в отдельных целях позволяет осуществлять использование участка не в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования, а согласно цели установления публичного сервитута. Использование земель, земельного участка не в соответствии с той категорией, к которым они отнесены и не в соответствии с закрепленным видом использования может осуществляться заинтересованным в использовании лицом - обладателем публичного сервитута, который вопреки названию не относится к органам публично-правовой организации, а может являться автономным от публично-правового образования хозяйствующим субъектом, получающим возможность обладания публичным сервитутом. Осмысление изложенного регулирования означает необходимость доведения правового режима публичного сервитута до логического завершения: факт его установления необходимо отражать не только в качестве обременения в ЕГРН, но и указывать в качестве учетного параметра применительно к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, закрепленного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Более того, рассматривая отдельно такое право, можно заключить, что оно не только обременяет чужое право собственности на земельный участок, но и меняет природу права собственности на землю, имманентным свойством которой в правопорядке России является отнесение к категории и использование по разрешенному виду использования. Публичный сервитут в отдельных целях позволяет осуществлять использование участка не в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования, а согласно цели установления публичного сервитута. Использование земель, земельного участка не в соответствии с той категорией, к которым они отнесены и не в соответствии с закрепленным видом использования может осуществляться заинтересованным в использовании лицом - обладателем публичного сервитута, который вопреки названию не относится к органам публично-правовой организации, а может являться автономным от публично-правового образования хозяйствующим субъектом, получающим возможность обладания публичным сервитутом. Осмысление изложенного регулирования означает необходимость доведения правового режима публичного сервитута до логического завершения: факт его установления необходимо отражать не только в качестве обременения в ЕГРН, но и указывать в качестве учетного параметра применительно к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, закрепленного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.17. Как следует из ч. 21.17 комментируемой статьи, разрешение на строительство, выданное обладателю сервитута, публичного сервитута, при образовании земельных участков в границах сервитута, публичного сервитута, переходе прав на такие земельные участки указанного разрешения сохраняет свое действие.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.17. Как следует из ч. 21.17 комментируемой статьи, разрешение на строительство, выданное обладателю сервитута, публичного сервитута, при образовании земельных участков в границах сервитута, публичного сервитута, переходе прав на такие земельные участки указанного разрешения сохраняет свое действие.
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
Статья: О будущем права собственности
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой пример: в соответствии со ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в границах публичного сервитута осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений (п. 3). Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута (п. 4). Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута (п. 9). Как видим, право собственности обладателя публичного сервитута на объекты, возведенные им на чужом участке, тоже "заражено срочностью".
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой пример: в соответствии со ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в границах публичного сервитута осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений (п. 3). Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута (п. 4). Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута (п. 9). Как видим, право собственности обладателя публичного сервитута на объекты, возведенные им на чужом участке, тоже "заражено срочностью".
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Публичные сервитуты для отдельных целей были введены в российское законодательство с 1 февраля 2018 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ <2>, а ЗК РФ был дополнен главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Правовое регулирование публичных сервитутов для отдельных целей было призвано упорядочить сложные отношения, которые включают частные интересы правообладателей земельных участков по эффективному использованию земельных участков, публичные интересы государства, общества и отдельных общественных групп по развитию и использованию различных видов инфраструктуры и частно-публичные интересы обладателей публичных сервитутов по извлечению прибыли и минимизации расходов.
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Публичные сервитуты для отдельных целей были введены в российское законодательство с 1 февраля 2018 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ <2>, а ЗК РФ был дополнен главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Правовое регулирование публичных сервитутов для отдельных целей было призвано упорядочить сложные отношения, которые включают частные интересы правообладателей земельных участков по эффективному использованию земельных участков, публичные интересы государства, общества и отдельных общественных групп по развитию и использованию различных видов инфраструктуры и частно-публичные интересы обладателей публичных сервитутов по извлечению прибыли и минимизации расходов.
Статья: Земельное законодательство в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из положений ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом субъекты земельных правоотношений подразделяются на категории: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута, правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из положений ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом субъекты земельных правоотношений подразделяются на категории: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута, правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута.
Статья: Технические условия на присоединение: понятие, порядок получения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством;
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пунктом 11 статьи 39.47 Земельного кодекса, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 обозначенной статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пунктом 11 статьи 39.47 Земельного кодекса, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 обозначенной статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения. В счет такой платы не засчитываются и возмещаются независимо от нее убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, а также иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причинные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии). Эти убытки возмещаются обладателем публичного сервитута в течение одного месяца со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении (см. [2, п. п. 10 и 11 ст. 39.46]).
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения. В счет такой платы не засчитываются и возмещаются независимо от нее убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, а также иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причинные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии). Эти убытки возмещаются обладателем публичного сервитута в течение одного месяца со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении (см. [2, п. п. 10 и 11 ст. 39.46]).