Обеспечение жильем сотрудников МВД
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем сотрудников МВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1109 ГК РФсоциальную выплату на строительство (приобретение) жилья для сотрудников МВД >>>
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.08.2023 N 33-17588/2023
Категория спора: 1) Дарение; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании договора недействительным; 2) О прекращении права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик-1, являющийся его супругом и сотрудником органов внутренних дел, заключил договор дарения квартиры с ответчиком-2 с целью причинения вреда истцу и их несовершеннолетнему ребенку, а также создания юридически закрепленной возможности получения безвозмездно жилого помещения по линии МВД.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Также коллегия полагает правильным указание суда на то, что обстоятельства ухудшения К.С. своих жилищных условий путем дарения спорной квартиры и наличия оснований для его обеспечения жилым помещением как нуждающегося сотрудника МВД во вред действительно нуждающимся сотрудникам МВД не являются основаниями для признания договора дарения недействительным по иску супруги К.С. Кроме того, данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии заинтересованности К.Т. в заключении мнимого или притворного договора дарения.
Категория спора: 1) Дарение; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании договора недействительным; 2) О прекращении права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик-1, являющийся его супругом и сотрудником органов внутренних дел, заключил договор дарения квартиры с ответчиком-2 с целью причинения вреда истцу и их несовершеннолетнему ребенку, а также создания юридически закрепленной возможности получения безвозмездно жилого помещения по линии МВД.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Также коллегия полагает правильным указание суда на то, что обстоятельства ухудшения К.С. своих жилищных условий путем дарения спорной квартиры и наличия оснований для его обеспечения жилым помещением как нуждающегося сотрудника МВД во вред действительно нуждающимся сотрудникам МВД не являются основаниями для признания договора дарения недействительным по иску супруги К.С. Кроме того, данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии заинтересованности К.Т. в заключении мнимого или притворного договора дарения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Основным правовым последствием расторжения любого договора найма жилья всегда является выселение нанимателя и всех проживающих с ним граждан из занимаемого ими жилого помещения. Однако в отношении специализированного жилья, включая служебное жилье и помещения в общежитиях, законодателем предусмотрен ряд исключений. Из общежитий и служебных жилых помещений при расторжении договора найма не могут быть выселены без предоставления иных жилых помещений по договорам социального найма состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (и при этом не являющиеся собственниками или нанимателями жилья по договорам социального найма или членами семей собственников или таких нанимателей): пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп (при условии наступления инвалидности в связи с трудовой деятельностью); семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов или инвалидов с детства; члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение и который умер; члены семьи военнослужащих и приравненных к ним лиц (сотрудники МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН), погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть выселены без предоставления другого жилья состоящие на учете в качестве нуждающихся или имеющие право на нем состоять граждане, проживающие в служебном жилье и общежитиях, предоставленных до введения в действие ЖК РФ, если их выселение не допускалось ст. 108, 110 ЖК РСФСР. Эти положения конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <4>.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Основным правовым последствием расторжения любого договора найма жилья всегда является выселение нанимателя и всех проживающих с ним граждан из занимаемого ими жилого помещения. Однако в отношении специализированного жилья, включая служебное жилье и помещения в общежитиях, законодателем предусмотрен ряд исключений. Из общежитий и служебных жилых помещений при расторжении договора найма не могут быть выселены без предоставления иных жилых помещений по договорам социального найма состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (и при этом не являющиеся собственниками или нанимателями жилья по договорам социального найма или членами семей собственников или таких нанимателей): пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп (при условии наступления инвалидности в связи с трудовой деятельностью); семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов или инвалидов с детства; члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение и который умер; члены семьи военнослужащих и приравненных к ним лиц (сотрудники МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН), погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть выселены без предоставления другого жилья состоящие на учете в качестве нуждающихся или имеющие право на нем состоять граждане, проживающие в служебном жилье и общежитиях, предоставленных до введения в действие ЖК РФ, если их выселение не допускалось ст. 108, 110 ЖК РСФСР. Эти положения конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <4>.
Статья: Содержание и значение некоторых основных элементов криминалистической характеристики организации незаконной миграции
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Идеальные следы формирует информация, которая сохранилась в памяти лиц, причастных к совершению преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, либо располагающих сведениями, представляющими интерес для расследуемого уголовного дела. Носителями такой информации могут быть как лица, подозреваемые в совершении анализируемого криминального деяния, так и незаконные мигранты, лица, предоставлявшие им жилое помещение для регистрации по месту пребывания, транспорт, использовавшие их труд в производстве, сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД России, занимавшиеся их постановкой на учет, а также выявившие правонарушения в области соблюдения миграционного законодательства, участковые уполномоченные полиции, ответственные за административный участок, где было выявлено нарушение, оперативные сотрудники уголовного розыска, представители ФСБ России, ФТС России и иные лица, чьи показания позволяют составить объективную картину совершенного преступного деяния и роль в этом подозреваемого фигуранта.
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Идеальные следы формирует информация, которая сохранилась в памяти лиц, причастных к совершению преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, либо располагающих сведениями, представляющими интерес для расследуемого уголовного дела. Носителями такой информации могут быть как лица, подозреваемые в совершении анализируемого криминального деяния, так и незаконные мигранты, лица, предоставлявшие им жилое помещение для регистрации по месту пребывания, транспорт, использовавшие их труд в производстве, сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД России, занимавшиеся их постановкой на учет, а также выявившие правонарушения в области соблюдения миграционного законодательства, участковые уполномоченные полиции, ответственные за административный участок, где было выявлено нарушение, оперативные сотрудники уголовного розыска, представители ФСБ России, ФТС России и иные лица, чьи показания позволяют составить объективную картину совершенного преступного деяния и роль в этом подозреваемого фигуранта.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"7) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением; иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"7) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением; иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий;
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.10.2025 N 33-П
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"2.2. Вступившим в силу 30 декабря 2021 года Федеральным законом N 485-ФЗ статья 8 Федерального закона N 247-ФЗ была дополнена оспариваемой заявителем частью 3.2, которая увеличила с 10 до 25 лет продолжительность выслуги лет, по достижении которой уволенный со службы в органах внутренних дел сотрудник не выселяется из предоставленного ему по договору найма служебного жилого помещения без предоставления ему другого жилого помещения или единовременной социальной выплаты. Статья 8 Федерального закона N 247-ФЗ также была дополнена частью 8, согласно которой порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений специализированного жилищного фонда определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу соответствующие сотрудники.
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"2.2. Вступившим в силу 30 декабря 2021 года Федеральным законом N 485-ФЗ статья 8 Федерального закона N 247-ФЗ была дополнена оспариваемой заявителем частью 3.2, которая увеличила с 10 до 25 лет продолжительность выслуги лет, по достижении которой уволенный со службы в органах внутренних дел сотрудник не выселяется из предоставленного ему по договору найма служебного жилого помещения без предоставления ему другого жилого помещения или единовременной социальной выплаты. Статья 8 Федерального закона N 247-ФЗ также была дополнена частью 8, согласно которой порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений специализированного жилищного фонда определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу соответствующие сотрудники.
Статья: Жилье военнослужащим, сотрудникам полиции, Росгвардии. Анализ споров (на примерах обеспечения субсидиями)
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Решением ГУ МВД России по г. Москве сотрудник был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с вселением в занимаемое жилое помещение своей матери. Разрешая спор с учетом норм законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия истца по вселению своей матери повлияли на определение размера единовременной социальной выплаты и у жилищной комиссии имелись законные основания для снятия его с учета, поскольку совершены действия с намерением получения единовременной выплаты в большем размере. Доводы истца о вынужденном характере вселения матери в квартиру с целью улучшения качества медицинского обслуживания и необходимости постоянного ухода за ней судом были признаны несостоятельными. Решение суда оставлено в силе Апелляционным определением Московского городского суда от 30.08.2021 N 33-34794/21.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Решением ГУ МВД России по г. Москве сотрудник был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с вселением в занимаемое жилое помещение своей матери. Разрешая спор с учетом норм законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия истца по вселению своей матери повлияли на определение размера единовременной социальной выплаты и у жилищной комиссии имелись законные основания для снятия его с учета, поскольку совершены действия с намерением получения единовременной выплаты в большем размере. Доводы истца о вынужденном характере вселения матери в квартиру с целью улучшения качества медицинского обслуживания и необходимости постоянного ухода за ней судом были признаны несостоятельными. Решение суда оставлено в силе Апелляционным определением Московского городского суда от 30.08.2021 N 33-34794/21.
Вопрос: Может ли ИП поставить на миграционный учет иностранного работника из Узбекистана с патентом в собственном производственном помещении (цеху), где иностранец будет в рабочее время работать, а после работы отдыхать и ночевать?
(Консультация эксперта, 2024)Отметим, что принимающая сторона в общем случае вместе с уведомлением о прибытии иностранца в место пребывания представляет в МВД России, в частности, копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину (п. 28(1) Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
(Консультация эксперта, 2024)Отметим, что принимающая сторона в общем случае вместе с уведомлением о прибытии иностранца в место пребывания представляет в МВД России, в частности, копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину (п. 28(1) Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)В заключение хотелось бы отметить, что принятие предложенных мер позволит повысить уровень социальной защищенности сотрудников ОВД, во многом решив проблему недостатка кадров, и прежде всего рядового состава сотрудников системы МВД России.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)В заключение хотелось бы отметить, что принятие предложенных мер позволит повысить уровень социальной защищенности сотрудников ОВД, во многом решив проблему недостатка кадров, и прежде всего рядового состава сотрудников системы МВД России.
Статья: Особенности реализации прав на служебное жилье
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Суд апелляционной инстанции указал на то, что жильцы не подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, поскольку в силу п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, при прекращении службы без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет. Выслуга ответчика составляла более 30 лет.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Суд апелляционной инстанции указал на то, что жильцы не подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, поскольку в силу п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, при прекращении службы без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет. Выслуга ответчика составляла более 30 лет.
Статья: Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Оценивая существующую судебную практику с ее многочисленными нюансами <12>, подробно описывать которые не позволяет объем статьи, следует сделать вывод, что она выявила проблему. В печати звучат предложения скорректировать правоприменение в пользу выселяемых сотрудников <13>. Представляется, что это принципиально не верно. Действия муниципальных администраций законны, поскольку лишней площади для обеспечения бывших сотрудников МВД у них нет, это расходное обязательство федерального бюджета, соответственно, и обязанность разрешать жилищные проблемы сотрудников полиции лежит не на местных властях. Возврат к практике закрепления жилья, предоставленного из муниципального жилищного фонда, представляется необоснованной нагрузкой на весьма слабые муниципальные бюджеты. Тем более что в настоящее время муниципалы не всегда смогут возместить свои расходы, поскольку в ФЗ N 131-ФЗ эти полномочия не отнесены к делегированным органам местного самоуправления, их возмещение должно осуществляться за счет субвенций из бюджетов вышестоящего уровня. На органы местного самоуправления и так возложено слишком много обязанностей по предоставлению жилья различным категориям нуждающихся граждан, с которыми они явно не справляются. При этом участковые уполномоченные полиции далеко не самые обездоленные. Если раздавать муниципальное жилье им, то остальные нуждающиеся, включая внеочередников, окажутся в еще худшем положении.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Оценивая существующую судебную практику с ее многочисленными нюансами <12>, подробно описывать которые не позволяет объем статьи, следует сделать вывод, что она выявила проблему. В печати звучат предложения скорректировать правоприменение в пользу выселяемых сотрудников <13>. Представляется, что это принципиально не верно. Действия муниципальных администраций законны, поскольку лишней площади для обеспечения бывших сотрудников МВД у них нет, это расходное обязательство федерального бюджета, соответственно, и обязанность разрешать жилищные проблемы сотрудников полиции лежит не на местных властях. Возврат к практике закрепления жилья, предоставленного из муниципального жилищного фонда, представляется необоснованной нагрузкой на весьма слабые муниципальные бюджеты. Тем более что в настоящее время муниципалы не всегда смогут возместить свои расходы, поскольку в ФЗ N 131-ФЗ эти полномочия не отнесены к делегированным органам местного самоуправления, их возмещение должно осуществляться за счет субвенций из бюджетов вышестоящего уровня. На органы местного самоуправления и так возложено слишком много обязанностей по предоставлению жилья различным категориям нуждающихся граждан, с которыми они явно не справляются. При этом участковые уполномоченные полиции далеко не самые обездоленные. Если раздавать муниципальное жилье им, то остальные нуждающиеся, включая внеочередников, окажутся в еще худшем положении.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)? Какие документы для трудоустройства нужны? И нужно ли составлять дополнительный договор для иностранцев?
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Таким образом, для приема на работу постоянно проживающего гражданина Казахстана последнему необходимо представить работодателю паспорт (и его нотариальный перевод на русский язык), трудовую книжку (сведения о трудовой деятельности), СНИЛС, документ об образовании и вид на жительство. Работодатель должен представить сведения о приеме на работу в СФР и уведомить МВД России о заключении с ним трудового договора, а в случае предоставления работнику жилья - еще и уведомить об этом МВД России.
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Таким образом, для приема на работу постоянно проживающего гражданина Казахстана последнему необходимо представить работодателю паспорт (и его нотариальный перевод на русский язык), трудовую книжку (сведения о трудовой деятельности), СНИЛС, документ об образовании и вид на жительство. Работодатель должен представить сведения о приеме на работу в СФР и уведомить МВД России о заключении с ним трудового договора, а в случае предоставления работнику жилья - еще и уведомить об этом МВД России.