Обеспечение жильем сотрудников ФСБ
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем сотрудников ФСБ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Основным правовым последствием расторжения любого договора найма жилья всегда является выселение нанимателя и всех проживающих с ним граждан из занимаемого ими жилого помещения. Однако в отношении специализированного жилья, включая служебное жилье и помещения в общежитиях, законодателем предусмотрен ряд исключений. Из общежитий и служебных жилых помещений при расторжении договора найма не могут быть выселены без предоставления иных жилых помещений по договорам социального найма состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (и при этом не являющиеся собственниками или нанимателями жилья по договорам социального найма или членами семей собственников или таких нанимателей): пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп (при условии наступления инвалидности в связи с трудовой деятельностью); семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов или инвалидов с детства; члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение и который умер; члены семьи военнослужащих и приравненных к ним лиц (сотрудники МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН), погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть выселены без предоставления другого жилья состоящие на учете в качестве нуждающихся или имеющие право на нем состоять граждане, проживающие в служебном жилье и общежитиях, предоставленных до введения в действие ЖК РФ, если их выселение не допускалось ст. 108, 110 ЖК РСФСР. Эти положения конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <4>.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Основным правовым последствием расторжения любого договора найма жилья всегда является выселение нанимателя и всех проживающих с ним граждан из занимаемого ими жилого помещения. Однако в отношении специализированного жилья, включая служебное жилье и помещения в общежитиях, законодателем предусмотрен ряд исключений. Из общежитий и служебных жилых помещений при расторжении договора найма не могут быть выселены без предоставления иных жилых помещений по договорам социального найма состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (и при этом не являющиеся собственниками или нанимателями жилья по договорам социального найма или членами семей собственников или таких нанимателей): пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп (при условии наступления инвалидности в связи с трудовой деятельностью); семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов или инвалидов с детства; члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение и который умер; члены семьи военнослужащих и приравненных к ним лиц (сотрудники МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН), погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть выселены без предоставления другого жилья состоящие на учете в качестве нуждающихся или имеющие право на нем состоять граждане, проживающие в служебном жилье и общежитиях, предоставленных до введения в действие ЖК РФ, если их выселение не допускалось ст. 108, 110 ЖК РСФСР. Эти положения конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <4>.
Статья: Содержание и значение некоторых основных элементов криминалистической характеристики организации незаконной миграции
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Идеальные следы формирует информация, которая сохранилась в памяти лиц, причастных к совершению преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, либо располагающих сведениями, представляющими интерес для расследуемого уголовного дела. Носителями такой информации могут быть как лица, подозреваемые в совершении анализируемого криминального деяния, так и незаконные мигранты, лица, предоставлявшие им жилое помещение для регистрации по месту пребывания, транспорт, использовавшие их труд в производстве, сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД России, занимавшиеся их постановкой на учет, а также выявившие правонарушения в области соблюдения миграционного законодательства, участковые уполномоченные полиции, ответственные за административный участок, где было выявлено нарушение, оперативные сотрудники уголовного розыска, представители ФСБ России, ФТС России и иные лица, чьи показания позволяют составить объективную картину совершенного преступного деяния и роль в этом подозреваемого фигуранта.
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Идеальные следы формирует информация, которая сохранилась в памяти лиц, причастных к совершению преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, либо располагающих сведениями, представляющими интерес для расследуемого уголовного дела. Носителями такой информации могут быть как лица, подозреваемые в совершении анализируемого криминального деяния, так и незаконные мигранты, лица, предоставлявшие им жилое помещение для регистрации по месту пребывания, транспорт, использовавшие их труд в производстве, сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД России, занимавшиеся их постановкой на учет, а также выявившие правонарушения в области соблюдения миграционного законодательства, участковые уполномоченные полиции, ответственные за административный участок, где было выявлено нарушение, оперативные сотрудники уголовного розыска, представители ФСБ России, ФТС России и иные лица, чьи показания позволяют составить объективную картину совершенного преступного деяния и роль в этом подозреваемого фигуранта.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
(ред. от 04.11.2025)2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2018 N 16-П
"По делу о проверке конституционности части 5 статьи 36 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" в связи с запросом Северо-Кавказского окружного военного суда"3.1. Учитывая социальную функцию служебных жилых помещений как непосредственно связанную с выполнением гражданами трудовых или служебных обязанностей, федеральный законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении (часть седьмая статьи 7.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", часть третья статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке", пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", часть 2 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и т.д.).
"По делу о проверке конституционности части 5 статьи 36 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" в связи с запросом Северо-Кавказского окружного военного суда"3.1. Учитывая социальную функцию служебных жилых помещений как непосредственно связанную с выполнением гражданами трудовых или служебных обязанностей, федеральный законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении (часть седьмая статьи 7.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", часть третья статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке", пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", часть 2 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и т.д.).
Статья: Особенности реализации прав на служебное жилье
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Суд апелляционной инстанции указал на то, что жильцы не подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, поскольку в силу п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, при прекращении службы без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет. Выслуга ответчика составляла более 30 лет.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Суд апелляционной инстанции указал на то, что жильцы не подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, поскольку в силу п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, при прекращении службы без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет. Выслуга ответчика составляла более 30 лет.
Статья: Выселение из общежития: основания и порядок
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 103 ЖК РФ):
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 103 ЖК РФ):
Статья: Наем военнослужащими служебных жилых помещений: обзор судебной практики
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)Конечно, один лишь факт увольнения с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище и выселения его из служебного жилого помещения. Так, согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)Конечно, один лишь факт увольнения с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище и выселения его из служебного жилого помещения. Так, согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: