Обеспечение жильем реабилитированных лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем реабилитированных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1110 "Наследование" ГК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 1110, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", ст. ст. 2, 7, 8, 9 Закона Приморского края от 04.08.2011 N 790-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Приморский край", исходил из того, что Т.А. был включен в список граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность на 2019 финансовый год после его смерти, свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, при жизни им получено не было, размер социальной выплаты рассчитан не был, при этом наследники реабилитированных лиц не включены в круг лиц, имеющих право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках Закона Приморского края от 04.08.2011 N 790-КЗ, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в наследственную массу после смерти Т.А. имущественного права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность."
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 по делу N 88-10336/2023 (УИД 25RS0011-01-2022-004790-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании нуждающимся в жилом помещении, о постановке на учет (включении в список) нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец указала, что копией справки о реабилитации подтверждается, что она родилась в Чиназском районе Ташкентской области Узбекской ССР в период нахождения в высылке ее матери, она признана подвергнутой политической репрессии и реабилитирована. Администрация округа отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение: Отказано.Из содержания указанной нормы следует, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечения жилыми помещениями. При этом установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании нуждающимся в жилом помещении, о постановке на учет (включении в список) нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец указала, что копией справки о реабилитации подтверждается, что она родилась в Чиназском районе Ташкентской области Узбекской ССР в период нахождения в высылке ее матери, она признана подвергнутой политической репрессии и реабилитирована. Администрация округа отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение: Отказано.Из содержания указанной нормы следует, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечения жилыми помещениями. При этом установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготы и меры соцподдержки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в г. Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в г. Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П).
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области пенсионерам из числа ветеранов труда и ветеранов военной службы, а также из числа реабилитированных лиц предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50% платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и коммунальные услуги в пределах установленного законом Московской области стандарта нормативной площади жилого помещения, но не более фактического размера занимаемой общей площади жилого помещения, а также в пределах утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг (п. п. 1, 2, 5 ст. 1, п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 3, ст. 4, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 7 Закона МО от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области пенсионерам из числа ветеранов труда и ветеранов военной службы, а также из числа реабилитированных лиц предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50% платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и коммунальные услуги в пределах установленного законом Московской области стандарта нормативной площади жилого помещения, но не более фактического размера занимаемой общей площади жилого помещения, а также в пределах утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг (п. п. 1, 2, 5 ст. 1, п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 3, ст. 4, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 7 Закона МО от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ).
Нормативные акты
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 13. Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 13. Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Статья: Современные тенденции оказания социальной помощи женщинам, освободившимся из мест лишения свободы
(Шемарова Е.Г.)
("Современное право", 2025, N 6)С целью достижения основных целей наказания, предупреждения совершения новых преступлений, повышения эффективности социальной реабилитации и ресоциализации осужденных женщин после освобождения от отбывания наказания в феврале 2023 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О пробации в Российской Федерации" <2>, основными целями которого являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, а также предупреждение совершения ими новых преступлений. Для достижения обозначенных целей предполагается решение целого комплекса взаимосвязанных задач, предусматривающих создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
(Шемарова Е.Г.)
("Современное право", 2025, N 6)С целью достижения основных целей наказания, предупреждения совершения новых преступлений, повышения эффективности социальной реабилитации и ресоциализации осужденных женщин после освобождения от отбывания наказания в феврале 2023 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О пробации в Российской Федерации" <2>, основными целями которого являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, а также предупреждение совершения ими новых преступлений. Для достижения обозначенных целей предполагается решение целого комплекса взаимосвязанных задач, предусматривающих создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья: "Нет ничего важнее мелочей", или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Все постановления, большинство из которых принимаются по жалобам граждан, затрагивают не только участников конституционного судопроизводства, но и лиц, в отношении которых закон был (будет) применен в конкретном деле. Неисполнение одного постановления вовлекает в орбиту последствий сотни конкретных дел граждан. Например, неисполненным остается Постановление от 10 декабря 2019 года N 39-П, в котором Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения статьи 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", так как они не устанавливают порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, в спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), а также препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Изменения в правовое регулирование не внесены до сих пор. После принятия Судом Постановления три заявительницы, выигравшие дело в Конституционном Суде, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, но в очереди на получение жилья перед ними находится более 40 тысяч человек <3>. Постановление Суда о необходимости постановки на учет для обеспечения жилыми помещениями детей репрессированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, учитывается правоприменительными органами не в полной мере. В некоторых субъектах РФ просьбу таких лиц о постановке на жилищный учет удовлетворяют <4>, в других - им отказывают <5>. Учитывая преклонный возраст ожидающих переезда в места, где их репрессированные родители проживали до применения репрессий, количество граждан, подпадающих под действие Постановления Конституционного Суда, с каждым годом уменьшается. Попытка граждан, имеющих право согласно Постановлению от 10 декабря 2019 года N 39-П получить жилье, оспорить бездействие Государственной Думы в части исполнения Постановления, закончилась не в пользу истцов: Верховный Суд вынес Определение об отказе в принятии коллективного административного искового заявления 23 лиц о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование <6>.
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Все постановления, большинство из которых принимаются по жалобам граждан, затрагивают не только участников конституционного судопроизводства, но и лиц, в отношении которых закон был (будет) применен в конкретном деле. Неисполнение одного постановления вовлекает в орбиту последствий сотни конкретных дел граждан. Например, неисполненным остается Постановление от 10 декабря 2019 года N 39-П, в котором Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения статьи 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", так как они не устанавливают порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, в спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), а также препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Изменения в правовое регулирование не внесены до сих пор. После принятия Судом Постановления три заявительницы, выигравшие дело в Конституционном Суде, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, но в очереди на получение жилья перед ними находится более 40 тысяч человек <3>. Постановление Суда о необходимости постановки на учет для обеспечения жилыми помещениями детей репрессированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, учитывается правоприменительными органами не в полной мере. В некоторых субъектах РФ просьбу таких лиц о постановке на жилищный учет удовлетворяют <4>, в других - им отказывают <5>. Учитывая преклонный возраст ожидающих переезда в места, где их репрессированные родители проживали до применения репрессий, количество граждан, подпадающих под действие Постановления Конституционного Суда, с каждым годом уменьшается. Попытка граждан, имеющих право согласно Постановлению от 10 декабря 2019 года N 39-П получить жилье, оспорить бездействие Государственной Думы в части исполнения Постановления, закончилась не в пользу истцов: Верховный Суд вынес Определение об отказе в принятии коллективного административного искового заявления 23 лиц о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование <6>.
Статья: Политико-правовые ценности конституционных судей сквозь призму особых мнений: психологический подход
(Евсеев А.П.)
("Закон", 2020, N 12)Из особых мнений К.В. Арановского последним по времени является мнение к Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П по жалобам граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой. Данное Постановление, вызвавшее широкий общественный резонанс, было одним из двух за всю историю Конституционного Суда, касавшихся репрессированных в годы советской власти, в данном случае - детей ГУЛАГа. Оно затрагивало вопросы, связанные с возможностью репрессированных и членов их семей вернуться на прежнее место жительства, утраченное из-за репрессии. Дело в том, что в 2004 г. в Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" были внесены изменения, существенно затруднившие реализацию права на возвращение домой. В частности, субъектам Федерации позволялось устанавливать дополнительные ограничения для принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями (прежде всего в Москве и Московской области), исключалась возможность принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, утративших жилые помещения, до тех пор, пока они самостоятельно не вернутся на прежнее место жительства, и т.д. В конечном итоге благодаря консолидации усилий правозащитников и юристов удалось добиться признания оспариваемых положений неконституционными.
(Евсеев А.П.)
("Закон", 2020, N 12)Из особых мнений К.В. Арановского последним по времени является мнение к Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П по жалобам граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой. Данное Постановление, вызвавшее широкий общественный резонанс, было одним из двух за всю историю Конституционного Суда, касавшихся репрессированных в годы советской власти, в данном случае - детей ГУЛАГа. Оно затрагивало вопросы, связанные с возможностью репрессированных и членов их семей вернуться на прежнее место жительства, утраченное из-за репрессии. Дело в том, что в 2004 г. в Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" были внесены изменения, существенно затруднившие реализацию права на возвращение домой. В частности, субъектам Федерации позволялось устанавливать дополнительные ограничения для принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями (прежде всего в Москве и Московской области), исключалась возможность принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, утративших жилые помещения, до тех пор, пока они самостоятельно не вернутся на прежнее место жительства, и т.д. В конечном итоге благодаря консолидации усилий правозащитников и юристов удалось добиться признания оспариваемых положений неконституционными.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)По мнению Конституционного Суда РФ субъекты Российской Федерации могут дополнить этот перечень другими основаниями. Так, например, спустя три года с момента вступления в действие ЖК РФ предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, более известного как Закон о монетизации льгот), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство "...не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)По мнению Конституционного Суда РФ субъекты Российской Федерации могут дополнить этот перечень другими основаниями. Так, например, спустя три года с момента вступления в действие ЖК РФ предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, более известного как Закон о монетизации льгот), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство "...не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан".
Статья: Тенденции правовой защиты инвалидов: национальный и международный аспекты
(Хоршева Ю.О.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 3)Заключение. Поддержка лиц с ограниченными возможностями, как правило, оказывается в форме предоставления материальных благ (социальные выплаты, жилье) и нематериальных благ (помощь в реабилитации и социализации). Данные формы следует совершенствовать, законодательство должно идти по пути гуманизации, а общество - получать правовое просвещение относительно прав лиц с ограниченными возможностями для более благоприятной социализации таких лиц.
(Хоршева Ю.О.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 3)Заключение. Поддержка лиц с ограниченными возможностями, как правило, оказывается в форме предоставления материальных благ (социальные выплаты, жилье) и нематериальных благ (помощь в реабилитации и социализации). Данные формы следует совершенствовать, законодательство должно идти по пути гуманизации, а общество - получать правовое просвещение относительно прав лиц с ограниченными возможностями для более благоприятной социализации таких лиц.
Статья: Пробелы нормативной регламентации реабилитации в уголовном судопроизводстве
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Залог на первый взгляд содержит более серьезные механизмы воздействия на обвиняемого (подозреваемого), чем подписка о невыезде и надлежащем поведении. Вместе с тем залог носит исключительно добровольный характер и в принципе не может быть избран без желания лица, привлекаемого к уголовной ответственности, либо действующего в интересах этого лица залогодателя. Кроме того, залог может быть внесен не самим обвиняемым (подозреваемым), а залогодателем, который и будет нести все риски утраты залогового имущества. Наконец, залог не предусматривает общей обязанности обвиняемого (подозреваемого) не покидать место жительства. Даже в случае применения в рамках залога запретов, установленных в ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, ограничения будут носить точечный характер, ограничивая право на свободу передвижения в четко установленных и весьма узких пределах. При этом меры пресечения в виде домашнего ареста и запрета определенных действий (особенно выхода из жилого помещения), несомненно, строже, чем подписка о невыезде и надлежащем поведении. Поэтому по смыслу закона избрание этих мер пресечения при условии последующего прекращения уголовного преследования лица по основаниям, предоставляющим право на реабилитацию, должно влечь наделение лица этим правом именно по факту применения указанных мер пресечения.
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Залог на первый взгляд содержит более серьезные механизмы воздействия на обвиняемого (подозреваемого), чем подписка о невыезде и надлежащем поведении. Вместе с тем залог носит исключительно добровольный характер и в принципе не может быть избран без желания лица, привлекаемого к уголовной ответственности, либо действующего в интересах этого лица залогодателя. Кроме того, залог может быть внесен не самим обвиняемым (подозреваемым), а залогодателем, который и будет нести все риски утраты залогового имущества. Наконец, залог не предусматривает общей обязанности обвиняемого (подозреваемого) не покидать место жительства. Даже в случае применения в рамках залога запретов, установленных в ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, ограничения будут носить точечный характер, ограничивая право на свободу передвижения в четко установленных и весьма узких пределах. При этом меры пресечения в виде домашнего ареста и запрета определенных действий (особенно выхода из жилого помещения), несомненно, строже, чем подписка о невыезде и надлежащем поведении. Поэтому по смыслу закона избрание этих мер пресечения при условии последующего прекращения уголовного преследования лица по основаниям, предоставляющим право на реабилитацию, должно влечь наделение лица этим правом именно по факту применения указанных мер пресечения.
Статья: Принципы гражданско-правовой ответственности
(Журдэн П.)
("Вестник гражданского права", 2021, NN 4, 5, 6; 2022, N 1)В сферу имущественного вреда входят, во-первых, расходы, которые потерпевший должен понести для лечения: медицинские издержки (хирургические, реабилитационные), расходы, вызванные событием, причиняющем вред, в том числе для наиболее серьезно пострадавших: вознаграждение от третьего лица, чья помощь необходима, расходы на получение жилья, а в случае необходимости и транспортные расходы; средства на протезирование, ортопедию и т.д. Будущий и постоянный характер некоторых из этих затрат порождает реальные трудности оценки.
(Журдэн П.)
("Вестник гражданского права", 2021, NN 4, 5, 6; 2022, N 1)В сферу имущественного вреда входят, во-первых, расходы, которые потерпевший должен понести для лечения: медицинские издержки (хирургические, реабилитационные), расходы, вызванные событием, причиняющем вред, в том числе для наиболее серьезно пострадавших: вознаграждение от третьего лица, чья помощь необходима, расходы на получение жилья, а в случае необходимости и транспортные расходы; средства на протезирование, ортопедию и т.д. Будущий и постоянный характер некоторых из этих затрат порождает реальные трудности оценки.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Федеральный закон предусмотрел широкие полномочия субъектов по реабилитации жертв политических репрессий, но неправомерно не определил конкретный порядок реализации права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться туда, где они проживали до применения к ним репрессий. Это в свою очередь приводило к невозможности реализации ими, например, права на жилище. Подобная неопределенность статуса усугублялась еще и тем, что их интерес в обеспечении жилыми помещениями конкурирует с таким же интересом иных граждан, за которыми уже признано право на улучшение жилищных условий.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Федеральный закон предусмотрел широкие полномочия субъектов по реабилитации жертв политических репрессий, но неправомерно не определил конкретный порядок реализации права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться туда, где они проживали до применения к ним репрессий. Это в свою очередь приводило к невозможности реализации ими, например, права на жилище. Подобная неопределенность статуса усугублялась еще и тем, что их интерес в обеспечении жилыми помещениями конкурирует с таким же интересом иных граждан, за которыми уже признано право на улучшение жилищных условий.
Ситуация: В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции - для подтверждения внеочередного права у заявителя и членов его семьи на получение жилых помещений по договору социального найма.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции - для подтверждения внеочередного права у заявителя и членов его семьи на получение жилых помещений по договору социального найма.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга приняты надлежащие меры по обеспечению истца жилым помещением, а ее отказ от предложенной комнаты не свидетельствует о том, что ответчиком допущено противоправное бездействие, повлекшее причинение вреда истцу. При этом суд указал, что проживающие в указанной квартире лица в 2011 г. прошли индивидуальную программу реабилитации и согласно решению врачебной клинической экспертизы по своему психическому состоянию могут проживать самостоятельно в отдельных и коммунальных квартирах. Кроме того, суд сослался на то, что истец в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указана под порядковым номером 2.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга приняты надлежащие меры по обеспечению истца жилым помещением, а ее отказ от предложенной комнаты не свидетельствует о том, что ответчиком допущено противоправное бездействие, повлекшее причинение вреда истцу. При этом суд указал, что проживающие в указанной квартире лица в 2011 г. прошли индивидуальную программу реабилитации и согласно решению врачебной клинической экспертизы по своему психическому состоянию могут проживать самостоятельно в отдельных и коммунальных квартирах. Кроме того, суд сослался на то, что истец в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указана под порядковым номером 2.