Обеспечение первичных мер пожарной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение первичных мер пожарной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование акта проверки и предписания МЧС России
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая во внимание, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа является вопросом местного значения городского округа... уполномоченные органы федерального пожарного надзора вправе осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в сфере соблюдения мер противопожарной безопасности и принимать предусмотренные действующим законодательством меры по его результатам, то есть выдавать предписания по устранению выявленных нарушений.
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая во внимание, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа является вопросом местного значения городского округа... уполномоченные органы федерального пожарного надзора вправе осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в сфере соблюдения мер противопожарной безопасности и принимать предусмотренные действующим законодательством меры по его результатам, то есть выдавать предписания по устранению выявленных нарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первичные меры пожарной безопасности как вопрос местного значения: организационно-правовые проблемы
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Современное право", 2020, N 4)Рассматриваются актуальные вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в области обеспечения пожарной безопасности территорий муниципальных образований. Исследуются содержательная сторона вопроса местного значения "обеспечение первичных мер пожарной безопасности", правовые проблемы отдельных полномочий в рамках данного вопроса, проблемы прикладного характера в целях выработки предложений по совершенствованию российского законодательства. В процессе исследования были применены общенаучные и частнонаучные методы познания: аналитический, логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой. Авторы отмечают недостаточность правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере и делают вывод, что в целях оптимизации деятельности муниципалитетов по обеспечению пожарной безопасности территорий необходима существенная корректировка законодательства Российской Федерации, направленная на регулирование вопроса местного значения "первичные меры пожарной безопасности", разграничение полномочий органов публичной власти и определение источников финансирования полномочий органов местного самоуправления. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности. Результаты исследования могут быть применены уполномоченными органами законодательной и исполнительной власти в практической деятельности, а также использованы в процессе преподавания базовой юридической дисциплины "Муниципальное право".
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Современное право", 2020, N 4)Рассматриваются актуальные вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в области обеспечения пожарной безопасности территорий муниципальных образований. Исследуются содержательная сторона вопроса местного значения "обеспечение первичных мер пожарной безопасности", правовые проблемы отдельных полномочий в рамках данного вопроса, проблемы прикладного характера в целях выработки предложений по совершенствованию российского законодательства. В процессе исследования были применены общенаучные и частнонаучные методы познания: аналитический, логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой. Авторы отмечают недостаточность правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере и делают вывод, что в целях оптимизации деятельности муниципалитетов по обеспечению пожарной безопасности территорий необходима существенная корректировка законодательства Российской Федерации, направленная на регулирование вопроса местного значения "первичные меры пожарной безопасности", разграничение полномочий органов публичной власти и определение источников финансирования полномочий органов местного самоуправления. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности. Результаты исследования могут быть применены уполномоченными органами законодательной и исполнительной власти в практической деятельности, а также использованы в процессе преподавания базовой юридической дисциплины "Муниципальное право".
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, а в рамках выполнения задач ГО - организация борьбы с пожарами в условиях военного конфликта и ЧС в интересах спасения людей, сохранения жилого фонда и обеспечения устойчивости функционирования организаций;
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, а в рамках выполнения задач ГО - организация борьбы с пожарами в условиях военного конфликта и ЧС в интересах спасения людей, сохранения жилого фонда и обеспечения устойчивости функционирования организаций;
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
Статья: Муниципальные округа: миф или потребность?
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)1) исключительные, характерные только для того или иного муниципального образования (к таковым для муниципального района относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, а для поселений - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения);
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)1) исключительные, характерные только для того или иного муниципального образования (к таковым для муниципального района относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, а для поселений - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения);
Статья: Постоянно действующий орган управления муниципального образования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: задачи, функции, полномочия
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования;
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования;
Статья: Местное сообщество: сущность понятия и роль в осуществлении местного самоуправления
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Под территориальным коллективом муниципалитета мы понимаем совокупность жителей данного публично-правового образования вне зависимости от факта регистрации по месту жительства в границах его территории, а также иных лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения данного муниципалитета. Интерес в решении вопросов местного значения при этом презюмируется фактом проживания на территории муниципалитета, ведения на данной территории хозяйственной деятельности и т.д. Иными словами, такой интерес, как отмечает Р.В. Бабун, "существует объективно, независимо от того, насколько осознают это люди" <14>. Так, например, некоторые индивиды могут не осознавать того, что они заинтересованы в организации охраны общественного порядка, обеспечении первичных мер пожарной безопасности или создании условий для организации транспортных услуг.
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Под территориальным коллективом муниципалитета мы понимаем совокупность жителей данного публично-правового образования вне зависимости от факта регистрации по месту жительства в границах его территории, а также иных лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения данного муниципалитета. Интерес в решении вопросов местного значения при этом презюмируется фактом проживания на территории муниципалитета, ведения на данной территории хозяйственной деятельности и т.д. Иными словами, такой интерес, как отмечает Р.В. Бабун, "существует объективно, независимо от того, насколько осознают это люди" <14>. Так, например, некоторые индивиды могут не осознавать того, что они заинтересованы в организации охраны общественного порядка, обеспечении первичных мер пожарной безопасности или создании условий для организации транспортных услуг.
Статья: О совершенствовании деятельности в области пожарной безопасности
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Развитие общественных отношений в сфере пожарной безопасности позволяет акцентировать внимание на том, что в Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ внесены существенные изменения. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" от 22 декабря 2020 г N 454-ФЗ указанный правовой акт дополнен новым видом внеплановых пожарных проверок в отношении муниципалитетов. Органы государственного пожарного надзора получили право проводить внеплановые выездные проверки в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах.
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Развитие общественных отношений в сфере пожарной безопасности позволяет акцентировать внимание на том, что в Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ внесены существенные изменения. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" от 22 декабря 2020 г N 454-ФЗ указанный правовой акт дополнен новым видом внеплановых пожарных проверок в отношении муниципалитетов. Органы государственного пожарного надзора получили право проводить внеплановые выездные проверки в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах.
Статья: Обеспечение единства публичной власти через формирование системы образовательной и консультационно-методической поддержки муниципальных образований на примере Красноярского края
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Как следует из отчета Института за 2022 г. <10>, им было оказано почти шесть тысяч различных консультаций, подготовлено 203 методических материала, среди которых типовые муниципальные правовые акты, рекомендации по судебной защите интересов муниципальных образований, организации работы административных комиссий и т.д. Проводится обучение по восьми курсам повышения квалификации, на которых рассматриваются вопросы, начиная от правотворческой деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции в муниципальных образованиях и заканчивая вопросами грамотной информационной политики и деловой русской речи. С учетом актуальных вопросов, с которыми столкнулись муниципальные образования Красноярского края после серии масштабных лесных и ландшафтных пожаров в мае 2022 г., Институтом была разработана уникальная образовательная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании" <11>. Целью данной образовательной программы стало формирование управленческих компетенций у должностных лиц муниципальных образований при разрешении вопроса местного значения, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании. В 2022 г. выпускниками курсов повышения квалификации, проводимых Институтом, стали 543 слушателя из числа должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, а также работников муниципальных учреждений Красноярского края.
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Как следует из отчета Института за 2022 г. <10>, им было оказано почти шесть тысяч различных консультаций, подготовлено 203 методических материала, среди которых типовые муниципальные правовые акты, рекомендации по судебной защите интересов муниципальных образований, организации работы административных комиссий и т.д. Проводится обучение по восьми курсам повышения квалификации, на которых рассматриваются вопросы, начиная от правотворческой деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции в муниципальных образованиях и заканчивая вопросами грамотной информационной политики и деловой русской речи. С учетом актуальных вопросов, с которыми столкнулись муниципальные образования Красноярского края после серии масштабных лесных и ландшафтных пожаров в мае 2022 г., Институтом была разработана уникальная образовательная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании" <11>. Целью данной образовательной программы стало формирование управленческих компетенций у должностных лиц муниципальных образований при разрешении вопроса местного значения, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании. В 2022 г. выпускниками курсов повышения квалификации, проводимых Институтом, стали 543 слушателя из числа должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, а также работников муниципальных учреждений Красноярского края.
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Тем не менее в иных сферах деятельности органов местного самоуправления мы продолжаем фиксировать негативные тенденции. Например, в спорах о бремени содержания гидротехнических сооружений суды хотя признают, что это задача государственной власти, но из-за нечетких формулировок в законах обязывают решать проблему местные власти. Е.С. Шугрина назвала это принципом "самый слабый получает все" <6> - суды в спорах с местными властями часто перекладывают на них обязанности, даже если закон не ясно определяет, кто за что отвечает и кто должен платить. То же происходит и в других случаях: с пожарной безопасностью, выделением земли многодетным семьям, адаптацией жилья для инвалидов и т.д. Анализ судебных решений показывает - если закон "размыт", нагрузка ложится на муниципалитеты, что можно наблюдать по широкому кругу вопросов: от уже приведенных вопросов эксплуатации гидротехнических сооружений и до вопросов, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности <7>, обеспечением земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям <8>, вопросов приспособления жилых помещений к потребностям инвалидов <9>.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Тем не менее в иных сферах деятельности органов местного самоуправления мы продолжаем фиксировать негативные тенденции. Например, в спорах о бремени содержания гидротехнических сооружений суды хотя признают, что это задача государственной власти, но из-за нечетких формулировок в законах обязывают решать проблему местные власти. Е.С. Шугрина назвала это принципом "самый слабый получает все" <6> - суды в спорах с местными властями часто перекладывают на них обязанности, даже если закон не ясно определяет, кто за что отвечает и кто должен платить. То же происходит и в других случаях: с пожарной безопасностью, выделением земли многодетным семьям, адаптацией жилья для инвалидов и т.д. Анализ судебных решений показывает - если закон "размыт", нагрузка ложится на муниципалитеты, что можно наблюдать по широкому кругу вопросов: от уже приведенных вопросов эксплуатации гидротехнических сооружений и до вопросов, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности <7>, обеспечением земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям <8>, вопросов приспособления жилых помещений к потребностям инвалидов <9>.