Обеспечение исполнения решения суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение исполнения решения суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность (штраф) за неисполнение решения суда в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Отменяя постановление должностного лица о привлечении администрации муниципального образования к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и решение судьи городского суда, которым это постановление оставлено без изменения, и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Верховного суда субъекта Российской Федерации пришел к выводам о том, что у должника отсутствовало свободное жилье специализированного жилищного фонда, которое могло быть предоставлено С. в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, администрацией муниципального образования принимались необходимые меры для обеспечения исполнения решения городского суда, неисполнение этого решения произошло из-за недостаточного финансирования.
(КонсультантПлюс, 2025)Отменяя постановление должностного лица о привлечении администрации муниципального образования к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и решение судьи городского суда, которым это постановление оставлено без изменения, и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Верховного суда субъекта Российской Федерации пришел к выводам о том, что у должника отсутствовало свободное жилье специализированного жилищного фонда, которое могло быть предоставлено С. в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, администрацией муниципального образования принимались необходимые меры для обеспечения исполнения решения городского суда, неисполнение этого решения произошло из-за недостаточного финансирования.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 96 "Исполнение определения арбитражного суда об обеспечении иска" АПК РФ"Довод жалобы о том, что меры, принятые определением от 22.12.2021, в данном случае являются обеспечением исполнения решения суда, вступившего в законную силу, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку из содержания части 4 статьи 96 АПК РФ прямо не следует, что при вступлении решения суда в законную силу меры обеспечения иска трансформируются в меры обеспечения исполнения решения, поскольку данная норма устанавливает пределы действия обеспечительных мер, а не определяет трансформацию их правовой природы. В соответствии с указанной нормой такие обеспечительные меры продолжают действовать ровно до тех пор, пока не будет исполнен судебный акт, которым закончено рассмотрение дела по существу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ1.2. Правомерно ли выставлять требование об уплате недоимки, если суд принял обеспечительные меры, приостановившие исполнение решения по проверке (до 31.12.2022 включительно)?
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 213. Обеспечение исполнения решения суда
(ред. от 31.07.2025)Статья 213. Обеспечение исполнения решения суда
Федеральный закон от 03.11.2015 N 297-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации"Статья 16. Имущество иностранного государства, пользующееся иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда
(ред. от 30.12.2021)
"О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации"Статья 16. Имущество иностранного государства, пользующееся иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда
"Гражданско-правовое обеспечение смарт-контрактов: монография"
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)Как было проанализировано выше, стороны смарт-контракта используют цифровую валюту для оплаты, в то время как российское законодательство не признает цифровые валюты в качестве средства платежа. Тогда возникает вопрос: как конвертировать убытки, произошедшие из криптовалюты в фиатную валюту? Это преобразование сложно и затрагивает интересы вовлеченных сторон. Также сложно обеспечить исполнение решения суда об аресте активов смарт-контракта, если, например, он объявлен недействительным и наложена компенсация <1>.
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)Как было проанализировано выше, стороны смарт-контракта используют цифровую валюту для оплаты, в то время как российское законодательство не признает цифровые валюты в качестве средства платежа. Тогда возникает вопрос: как конвертировать убытки, произошедшие из криптовалюты в фиатную валюту? Это преобразование сложно и затрагивает интересы вовлеченных сторон. Также сложно обеспечить исполнение решения суда об аресте активов смарт-контракта, если, например, он объявлен недействительным и наложена компенсация <1>.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Например, в Решении Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 19 апреля 2019 г. по делу N 12-380/2019 констатируется, что в целях обеспечения исполнения решений судов органами местного самоуправления города осуществляются: сбор сведений от главных распорядителей средств бюджета города Барнаула (далее - ГРБС) о финансировании, необходимом на исполнение судебных решений; подготовка проекта решения Барнаульской городской Думы о внесении изменений в действующее решение Барнаульской городской Думы о бюджете города на текущий год и плановый период, предусматривающих выделение ГРБС дополнительных ассигнований на исполнение решений судов в полном объеме. Кроме того, представлены материалы о том, что ежегодно Счетная палата города Барнаула дает отрицательное заключение на такой проект, мотивируя тем, что оплата исполнительных листов возможна только за счет сокращения остатков ассигнований по расходам на решение вопросов местного значения. Соответственно, дальнейшее финансирование полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, будет прекращено. Депутаты Барнаульской городской Думы ежегодно голосуют против принятия такого решения. Согласно письму комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула денежные средства на исполнение указанного судебного решения в полном объеме администрации города Барнаула не выделялись. Дополнительно были приложены документы, подтверждающие, что администрация г. Барнаула обратилась к Генеральному директору исполнительной дирекции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов с просьбой рассмотреть возможность обращения к Президенту РФ по вопросу инициирования подготовки федеральной целевой программы по обеспечению надлежащего водоотведения на территории муниципальных образований в Российской Федерации, в том числе и на территории города Барнаула; аналогичное обращение было направлено и к депутату Государственной Думы. Производство по данному делу было прекращено по части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Например, в Решении Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 19 апреля 2019 г. по делу N 12-380/2019 констатируется, что в целях обеспечения исполнения решений судов органами местного самоуправления города осуществляются: сбор сведений от главных распорядителей средств бюджета города Барнаула (далее - ГРБС) о финансировании, необходимом на исполнение судебных решений; подготовка проекта решения Барнаульской городской Думы о внесении изменений в действующее решение Барнаульской городской Думы о бюджете города на текущий год и плановый период, предусматривающих выделение ГРБС дополнительных ассигнований на исполнение решений судов в полном объеме. Кроме того, представлены материалы о том, что ежегодно Счетная палата города Барнаула дает отрицательное заключение на такой проект, мотивируя тем, что оплата исполнительных листов возможна только за счет сокращения остатков ассигнований по расходам на решение вопросов местного значения. Соответственно, дальнейшее финансирование полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, будет прекращено. Депутаты Барнаульской городской Думы ежегодно голосуют против принятия такого решения. Согласно письму комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула денежные средства на исполнение указанного судебного решения в полном объеме администрации города Барнаула не выделялись. Дополнительно были приложены документы, подтверждающие, что администрация г. Барнаула обратилась к Генеральному директору исполнительной дирекции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов с просьбой рассмотреть возможность обращения к Президенту РФ по вопросу инициирования подготовки федеральной целевой программы по обеспечению надлежащего водоотведения на территории муниципальных образований в Российской Федерации, в том числе и на территории города Барнаула; аналогичное обращение было направлено и к депутату Государственной Думы. Производство по данному делу было прекращено по части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Статья: Судьба добровольно уплаченных сумм по результатам проверки в период принятия судом обеспечительных мер
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)В компании прошла выездная проверка, по результатам которой были доначислены налоги. Компания попыталась оспорить доначисления в суде. На время судебного разбирательства она ходатайствовала о приостановлении исполнения решения налоговиков. Суд принял обеспечительные меры, и исполнение решения налоговиков по выездной проверке было приостановлено до рассмотрения дела по существу.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)В компании прошла выездная проверка, по результатам которой были доначислены налоги. Компания попыталась оспорить доначисления в суде. На время судебного разбирательства она ходатайствовала о приостановлении исполнения решения налоговиков. Суд принял обеспечительные меры, и исполнение решения налоговиков по выездной проверке было приостановлено до рассмотрения дела по существу.
Готовое решение: Как составить заявление об обеспечении иска в суд общей юрисдикции
(КонсультантПлюс, 2025)При необходимости вы можете предложить и другую меру, если она, по вашему мнению, обеспечит исполнение решения суда. Это возможно в силу ч. 1 ст. 140 ГПК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)При необходимости вы можете предложить и другую меру, если она, по вашему мнению, обеспечит исполнение решения суда. Это возможно в силу ч. 1 ст. 140 ГПК РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В целях обеспечения эффективной правовой защиты в административном судопроизводстве ст. 91 КАС РФ устанавливает возможность замены мер предварительной защиты по административному иску. Замена одних мер предварительной защиты по административному иску другими допускается в порядке, предусмотренном административным процессуальным законодательством, например: когда ранее установленная МПЗ перестала быть достаточной для обеспечения возможности исполнения решения суда либо когда данная МПЗ значительно ущемляет права административного ответчика или ему могут быть причинены убытки, которых можно избежать. Обязанность представить доказательства наличия таких обстоятельств возложена на лицо, ходатайствующее о замене (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В целях обеспечения эффективной правовой защиты в административном судопроизводстве ст. 91 КАС РФ устанавливает возможность замены мер предварительной защиты по административному иску. Замена одних мер предварительной защиты по административному иску другими допускается в порядке, предусмотренном административным процессуальным законодательством, например: когда ранее установленная МПЗ перестала быть достаточной для обеспечения возможности исполнения решения суда либо когда данная МПЗ значительно ущемляет права административного ответчика или ему могут быть причинены убытки, которых можно избежать. Обязанность представить доказательства наличия таких обстоятельств возложена на лицо, ходатайствующее о замене (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Ситуация: Каков порядок наложения и снятия ареста на квартиру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отказа в иске, в рамках рассмотрения которого был наложен арест на квартиру, судья или суд может вынести отдельное определение об отмене мер по обеспечению иска. В противном случае арест снимается после вступления в законную силу соответствующего итогового решения суда. Если иск был удовлетворен, арест снимается по общему правилу после исполнения решения суда. В то же время суд вправе отменить обеспечительные меры одновременно с вынесением решения суда об удовлетворении иска или после его вынесения, независимо от момента исполнения, если принятая обеспечительная мера препятствует исполнению решения суда, а также если суд придет к выводу об отсутствии оснований для ее дальнейшего применения (ч. 3 ст. 144 ГПК РФ; п. п. 34, 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отказа в иске, в рамках рассмотрения которого был наложен арест на квартиру, судья или суд может вынести отдельное определение об отмене мер по обеспечению иска. В противном случае арест снимается после вступления в законную силу соответствующего итогового решения суда. Если иск был удовлетворен, арест снимается по общему правилу после исполнения решения суда. В то же время суд вправе отменить обеспечительные меры одновременно с вынесением решения суда об удовлетворении иска или после его вынесения, независимо от момента исполнения, если принятая обеспечительная мера препятствует исполнению решения суда, а также если суд придет к выводу об отсутствии оснований для ее дальнейшего применения (ч. 3 ст. 144 ГПК РФ; п. п. 34, 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15).
Статья: К вопросу о назначении единоличного исполнительного органа в условиях корпоративного конфликта
(Левашов В.К.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В отечественном праве, как уже отмечалось, какие-либо подобные правила полностью отсутствуют, что, впрочем, не мешает некоторым исследователям <21> считать возможным осуществление формирования исполнительных органов корпорации посредством обращения к суду. В качестве правовой основы для такого обращения они видят содержащиеся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 12653/11 <22> слова о том, что участники вправе "обратиться в арбитражный суд с заявлением о назначении внешнего управляющего общества применительно к положениям статьи 57 [ГК РФ]". В то же время каких-либо позитивных примеров применения этой позиции в судебной практике автору обнаружить не удалось, поэтому едва ли ссылка на Постановление N 12653/11 может рассматриваться в качестве достаточного аргумента. Возможные ссылки - по аналогии с французским правопорядком - на процессуальное законодательство, допускающее введение обеспечительных мер для "предотвращения причинения заявителю значительного ущерба" (ч. 2 ст. 90 АПК РФ), также скорее всего будут отклонены на практике в свете отсутствия в отечественном правопорядке однозначного ответа на вопрос о допустимости принятия такого решения с точки зрения принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ) <23>, а также существования обеспечительных мер только для обеспечения исполнения решения суда (ст. 90 АПК РФ), то есть невозможности подменить обеспечительными мерами решение по существу.
(Левашов В.К.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В отечественном праве, как уже отмечалось, какие-либо подобные правила полностью отсутствуют, что, впрочем, не мешает некоторым исследователям <21> считать возможным осуществление формирования исполнительных органов корпорации посредством обращения к суду. В качестве правовой основы для такого обращения они видят содержащиеся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 12653/11 <22> слова о том, что участники вправе "обратиться в арбитражный суд с заявлением о назначении внешнего управляющего общества применительно к положениям статьи 57 [ГК РФ]". В то же время каких-либо позитивных примеров применения этой позиции в судебной практике автору обнаружить не удалось, поэтому едва ли ссылка на Постановление N 12653/11 может рассматриваться в качестве достаточного аргумента. Возможные ссылки - по аналогии с французским правопорядком - на процессуальное законодательство, допускающее введение обеспечительных мер для "предотвращения причинения заявителю значительного ущерба" (ч. 2 ст. 90 АПК РФ), также скорее всего будут отклонены на практике в свете отсутствия в отечественном правопорядке однозначного ответа на вопрос о допустимости принятия такого решения с точки зрения принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ) <23>, а также существования обеспечительных мер только для обеспечения исполнения решения суда (ст. 90 АПК РФ), то есть невозможности подменить обеспечительными мерами решение по существу.
Ситуация: Как перечислять алименты непосредственно ребенку, в том числе на его счет в банке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом следует учитывать, что принятие судом решения о перечислении части алиментов на счета несовершеннолетних возможно, в частности, в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по их расходованию на содержание, воспитание и образование ребенка и сохранения при таком способе исполнения решения суда уровня материального обеспечения ребенка, достаточного для его полноценного развития (п. 1 разд. III Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом следует учитывать, что принятие судом решения о перечислении части алиментов на счета несовершеннолетних возможно, в частности, в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по их расходованию на содержание, воспитание и образование ребенка и сохранения при таком способе исполнения решения суда уровня материального обеспечения ребенка, достаточного для его полноценного развития (п. 1 разд. III Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)ФССП России образована Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> с передачей ей функций Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности. Положение о Федеральной службе судебных приставов утверждено указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" <2>. Согласно п. 1 названного Положения (в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670 <3>) ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в указанный государственный реестр. Там же установлено, что ФССП России подведомственна Минюсту России.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)ФССП России образована Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> с передачей ей функций Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности. Положение о Федеральной службе судебных приставов утверждено указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" <2>. Согласно п. 1 названного Положения (в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670 <3>) ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в указанный государственный реестр. Там же установлено, что ФССП России подведомственна Минюсту России.