Обеспечение иска кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение иска кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 87 "Рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску" КАС РФ"Так, представленными материалами достоверно подтверждается, что связь испрашиваемой административным истцом меры предварительной защиты с предметом заявленных им требований отсутствует, что исключает возможность удовлетворения его заявления (часть 4 статьи 85, часть 4 статьи 87 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специальные полномочия судебного представителя и их закрепление в доверенности: некоторые дискуссионные аспекты
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Например, законодательство предусматривает возможность принятия мер, направленных на обеспечение заявленных в суд требований. АПК РФ, равно как и КАС РФ, указанные права определяет как специальные, однако они сформулированы по-разному: согласно АПК РФ такое полномочие именуется "подписание заявления об обеспечении иска", согласно КАС РФ - "заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску". ГПК РФ, напротив, указанное полномочие не включает в перечень специальных. Это означает, что если доверенность выдается для представления интересов только в суде общей юрисдикции и только по гражданским делам, то указывать право на заявление обеспечительных мер не обязательно. Если доверенность предполагает участие представителя в арбитражном и/или административном судопроизводстве, то в доверенность необходимо включать полномочия в тех формулировках, которые указаны в АПК РФ и КАС РФ соответственно.
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Например, законодательство предусматривает возможность принятия мер, направленных на обеспечение заявленных в суд требований. АПК РФ, равно как и КАС РФ, указанные права определяет как специальные, однако они сформулированы по-разному: согласно АПК РФ такое полномочие именуется "подписание заявления об обеспечении иска", согласно КАС РФ - "заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску". ГПК РФ, напротив, указанное полномочие не включает в перечень специальных. Это означает, что если доверенность выдается для представления интересов только в суде общей юрисдикции и только по гражданским делам, то указывать право на заявление обеспечительных мер не обязательно. Если доверенность предполагает участие представителя в арбитражном и/или административном судопроизводстве, то в доверенность необходимо включать полномочия в тех формулировках, которые указаны в АПК РФ и КАС РФ соответственно.
Статья: О необходимости разграничения обеспечения доказательств и обеспечения иска в цивилистическом процессе
(Шешуков А.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Вместе с тем существуют ситуации, когда границы между обеспечением доказательств и обеспечением иска размываются, в результате чего затруднительно определить правовую сущность процессуальных действий. Так, некоторые ученые, анализируя нормы КАС РФ, так же как и автор данной статьи замечают, что Кодекс допускает обеспечение доказательств, однако прямо не называет их в тексте закона. Данное явление исследователи определяют как квазиобеспечение доказательств. В качестве одного из таких примеров квазиобеспечения в научных работах называется арест или изъятие избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, списков избирателей, участников референдума, иных избирательных документов <7>. Данный пример весьма наглядно показывает трудность разграничения обеспечения иска и обеспечения доказательств. С одной стороны, арест защищает документы от возможного уничтожения или изменения, что может убедить нас в том, что перед нами не что иное как обеспечение доказательств. Однако ст. 243 КАС РФ определяет такие действия как меры предварительной защиты, что по своей природе является мерами по обеспечению иска. Примечательно, что данная норма до принятия КАС РФ существовала в ГПК РФ, который также называл арест избирательных документов мерами по обеспечению иска <8>. К тому же если бы мы рассматривали арест имущества как обеспечение доказательств, то в соответствии с законодательством субъектом такого обеспечения мог быть нотариус, что противоречило бы назначению нотариата.
(Шешуков А.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Вместе с тем существуют ситуации, когда границы между обеспечением доказательств и обеспечением иска размываются, в результате чего затруднительно определить правовую сущность процессуальных действий. Так, некоторые ученые, анализируя нормы КАС РФ, так же как и автор данной статьи замечают, что Кодекс допускает обеспечение доказательств, однако прямо не называет их в тексте закона. Данное явление исследователи определяют как квазиобеспечение доказательств. В качестве одного из таких примеров квазиобеспечения в научных работах называется арест или изъятие избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, списков избирателей, участников референдума, иных избирательных документов <7>. Данный пример весьма наглядно показывает трудность разграничения обеспечения иска и обеспечения доказательств. С одной стороны, арест защищает документы от возможного уничтожения или изменения, что может убедить нас в том, что перед нами не что иное как обеспечение доказательств. Однако ст. 243 КАС РФ определяет такие действия как меры предварительной защиты, что по своей природе является мерами по обеспечению иска. Примечательно, что данная норма до принятия КАС РФ существовала в ГПК РФ, который также называл арест избирательных документов мерами по обеспечению иска <8>. К тому же если бы мы рассматривали арест имущества как обеспечение доказательств, то в соответствии с законодательством субъектом такого обеспечения мог быть нотариус, что противоречило бы назначению нотариата.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 7. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
(ред. от 31.07.2025)Глава 7. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"В административном судопроизводстве меры предварительной защиты принимаются по заявлению административного истца, лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц (часть 1 статьи 85 КАС РФ). Меры предварительной защиты, о принятии которых просит лицо, обратившееся в суд в защиту прав других лиц, публичных интересов, могут быть приняты судом независимо от поддержки соответствующего заявления административным истцом (статьи 39, 40 КАС РФ).
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"В административном судопроизводстве меры предварительной защиты принимаются по заявлению административного истца, лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц (часть 1 статьи 85 КАС РФ). Меры предварительной защиты, о принятии которых просит лицо, обратившееся в суд в защиту прав других лиц, публичных интересов, могут быть приняты судом независимо от поддержки соответствующего заявления административным истцом (статьи 39, 40 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Важный вопрос о применении МПЗ по административному иску по инициативе суда, а также возможность использования процессуального потенциала предварительного судебного заседания (ст. 138 КАС РФ). Обеспечение надлежащей предварительной защиты по административному иску, очевидно, может быть включено в число целей предварительного судебного заседания. К таким целям законодатель относит, например: уточнение и детализацию обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; установление достаточности имеющихся в административном деле доказательств; процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, которые совершены на этапе подготовки административного дела к судебному разбирательству; выяснение вопроса о возможности урегулирования административно-правового спора до проведения самого судебного разбирательства. Предварительное судебное заседание проводит единолично судья при подготовке административного дела к судебному разбирательству. Стороны, а также участвующие в деле другие лица (их представители) извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Они вправе заявлять ходатайства, представлять доказательства, а также приводить свои доводы и аргументы по вопросам, которые возникают в предварительном судебном заседании. Важным условием обеспечения законности применения МПЗ считается обязанность суда при принятии решения рассматривать вопросы о сохранении или отмене действия МПЗ по административному иску (п. 3 ст. 178 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Важный вопрос о применении МПЗ по административному иску по инициативе суда, а также возможность использования процессуального потенциала предварительного судебного заседания (ст. 138 КАС РФ). Обеспечение надлежащей предварительной защиты по административному иску, очевидно, может быть включено в число целей предварительного судебного заседания. К таким целям законодатель относит, например: уточнение и детализацию обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; установление достаточности имеющихся в административном деле доказательств; процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, которые совершены на этапе подготовки административного дела к судебному разбирательству; выяснение вопроса о возможности урегулирования административно-правового спора до проведения самого судебного разбирательства. Предварительное судебное заседание проводит единолично судья при подготовке административного дела к судебному разбирательству. Стороны, а также участвующие в деле другие лица (их представители) извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Они вправе заявлять ходатайства, представлять доказательства, а также приводить свои доводы и аргументы по вопросам, которые возникают в предварительном судебном заседании. Важным условием обеспечения законности применения МПЗ считается обязанность суда при принятии решения рассматривать вопросы о сохранении или отмене действия МПЗ по административному иску (п. 3 ст. 178 КАС РФ).
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права участия в общественных обсуждениях заинтересованного лица как участника публичных правоотношений обеспечивается административным иском и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом наличие или отсутствие согласия участников общественных обсуждений, публичных слушаний с рассматриваемым проектом является одним из решающих факторов при принятии уполномоченным органом соответствующего решения. В связи с этим возражения участников не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации ими предоставленного законом права на выражение своего мнения. Предметом судебного разбирательства может быть только установленная законом процедура проведения общественных обсуждений, публичных слушаний <26>.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права участия в общественных обсуждениях заинтересованного лица как участника публичных правоотношений обеспечивается административным иском и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом наличие или отсутствие согласия участников общественных обсуждений, публичных слушаний с рассматриваемым проектом является одним из решающих факторов при принятии уполномоченным органом соответствующего решения. В связи с этим возражения участников не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации ими предоставленного законом права на выражение своего мнения. Предметом судебного разбирательства может быть только установленная законом процедура проведения общественных обсуждений, публичных слушаний <26>.