Объекты общественно-делового назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты общественно-делового назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении при исчислении налога среднегодовой, а не из кадастровой стоимости объектов недвижимости. По мнению налогового органа, принадлежащие налогоплательщику объекты недвижимости согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ и принятому в его исполнение постановлению правительства Пермского края от 25.11.2020 N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" относятся к имуществу, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. Более того, спорные помещения расположены в торгово-офисных зданиях, которые также включены в указанный перечень. Общество оспорило доначисление, указав, что спорные объекты не отвечают признакам административно-делового центра с экономической точки зрения: данные объекты недвижимости не приносят самостоятельного дохода, их использование возможно только по функциональному назначению. Само по себе нахождение спорных объектов в пределах зданий, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не исключает возможности в отношении рассматриваемых объектов исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости. Помещения, находящиеся в собственности общества, относятся к объектам электроэнергетики, в связи с чем отсутствуют основания предполагать рост их потенциальной доходности, так как они не используются и не могут быть использованы в качестве офисно-торговой недвижимости. Суд установил, что находящиеся в собственности налогоплательщика помещения осуществляют передачу энергии, необходимой для функционирования торгово-офисных зданий. Видами разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, являются "общественно-деловое назначение" и "жилая застройка". Поскольку принадлежащие обществу помещения находятся в зданиях, включенных в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, общество должно уплачивать налог исходя из кадастровой, а не среднегодовой стоимости помещений. Налог на имущество доначислен обоснованно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении при исчислении налога среднегодовой, а не из кадастровой стоимости объектов недвижимости. По мнению налогового органа, принадлежащие налогоплательщику объекты недвижимости согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ и принятому в его исполнение постановлению правительства Пермского края от 25.11.2020 N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" относятся к имуществу, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. Более того, спорные помещения расположены в торгово-офисных зданиях, которые также включены в указанный перечень. Общество оспорило доначисление, указав, что спорные объекты не отвечают признакам административно-делового центра с экономической точки зрения: данные объекты недвижимости не приносят самостоятельного дохода, их использование возможно только по функциональному назначению. Само по себе нахождение спорных объектов в пределах зданий, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не исключает возможности в отношении рассматриваемых объектов исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости. Помещения, находящиеся в собственности общества, относятся к объектам электроэнергетики, в связи с чем отсутствуют основания предполагать рост их потенциальной доходности, так как они не используются и не могут быть использованы в качестве офисно-торговой недвижимости. Суд установил, что находящиеся в собственности налогоплательщика помещения осуществляют передачу энергии, необходимой для функционирования торгово-офисных зданий. Видами разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, являются "общественно-деловое назначение" и "жилая застройка". Поскольку принадлежащие обществу помещения находятся в зданиях, включенных в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, общество должно уплачивать налог исходя из кадастровой, а не среднегодовой стоимости помещений. Налог на имущество доначислен обоснованно.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что в силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила, в тои числе СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85", утвержденные приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года N 964/пр, согласно пункту 4.1, 4.1.1, 4.1.4 которых инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение хозяйственного, социального и экологического ущерба, обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового назначения, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предусматривать создание единой комплексной территориальной системы или устройство локальных приобъектных систем, обеспечивающих эффективную защиту от подтопления, от повышения уровня грунтовых вод, вызываемого строительством и эксплуатацией зданий, сооружений и сетей. Проекты инженерной защиты должны быть взаимоувязаны с документами территориального планирования и документацией по планировке территорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Ключевым в рассматриваемом споре был вывод об отсутствии необходимости утверждения проекта планировки территории для изъятия земельных участков в целях КРТ. Однако судебное обоснование допустимости изъятия со ссылкой на положения генерального плана г. Москвы не вполне однозначно. В частности, суд указал, что изымаемые земельные участки отнесены к территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, а также включены в границы зоны формирования градостроительных комплексов и развития архитектурно-пространственного силуэта города. Также из анализа картографических материалов следует, что земельные участки вошли в зону планируемого размещения объектов капитального строительства общественно-делового назначения в составе монофункциональных общественных зон. Кроме того, часть земельных участков отнесены к зоне планируемого размещения объектов капитального строительства производственного назначения в составе многофункциональных общественных зон.
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Ключевым в рассматриваемом споре был вывод об отсутствии необходимости утверждения проекта планировки территории для изъятия земельных участков в целях КРТ. Однако судебное обоснование допустимости изъятия со ссылкой на положения генерального плана г. Москвы не вполне однозначно. В частности, суд указал, что изымаемые земельные участки отнесены к территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, а также включены в границы зоны формирования градостроительных комплексов и развития архитектурно-пространственного силуэта города. Также из анализа картографических материалов следует, что земельные участки вошли в зону планируемого размещения объектов капитального строительства общественно-делового назначения в составе монофункциональных общественных зон. Кроме того, часть земельных участков отнесены к зоне планируемого размещения объектов капитального строительства производственного назначения в составе многофункциональных общественных зон.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11. В ч. 11 комментируемой статьи речь идет об особенностях порядка и сроков внесения платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, возникших в результате осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории к сетям инженерно-технического обеспечения. Они устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11. В ч. 11 комментируемой статьи речь идет об особенностях порядка и сроков внесения платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, возникших в результате осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории к сетям инженерно-технического обеспечения. Они устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)11. В случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
(ред. от 31.07.2025)11. В случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"67. В случае строительства, реконструкции объектов жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливаются соглашением сторон договора о подключении исходя из графика выполнения работ и этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей газораспределения, предусмотренных договором о подключении.
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"67. В случае строительства, реконструкции объектов жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливаются соглашением сторон договора о подключении исходя из графика выполнения работ и этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей газораспределения, предусмотренных договором о подключении.
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве как зоны, подзоны или территориальные зоны. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве как зоны, подзоны или территориальные зоны. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Статья: Комплексное развитие территории как механизм распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)<28> Интересно, что ч. 34 ст. 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей до принятия ФЗ N 494-ФЗ, фиксировала, что создание объектов коммунальной, транспортной инженерной инфраструктур, необходимых для функционирования объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и обеспечения жизнедеятельности граждан, является неотъемлемым элементом КРТ.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)<28> Интересно, что ч. 34 ст. 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей до принятия ФЗ N 494-ФЗ, фиксировала, что создание объектов коммунальной, транспортной инженерной инфраструктур, необходимых для функционирования объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и обеспечения жизнедеятельности граждан, является неотъемлемым элементом КРТ.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из материалов дела следует, что 03.07.2007 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков N 2-зп и N 4-зп, в соответствии с которыми обществу переданы: земельный участок с кадастровым номером 54:19:081301:0277 общей площадью 200 000 кв. м для строительства объектов общественно-делового и складского назначения; земельный участок с кадастровым номером 54:19:081301:0280 общей площадью 20 000 кв. м для строительства подъездных путей, трансформаторной подстанции и иных объектов складской инфраструктуры (далее - земельные участки).
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из материалов дела следует, что 03.07.2007 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков N 2-зп и N 4-зп, в соответствии с которыми обществу переданы: земельный участок с кадастровым номером 54:19:081301:0277 общей площадью 200 000 кв. м для строительства объектов общественно-делового и складского назначения; земельный участок с кадастровым номером 54:19:081301:0280 общей площадью 20 000 кв. м для строительства подъездных путей, трансформаторной подстанции и иных объектов складской инфраструктуры (далее - земельные участки).